Война закончилась в «Черешневом лесу»
[i]Фестиваль «Черешневый лес» уже традиционно ежегодно во второй половине мая приносит сюрпризы, пытаясь охватить все виды искусств. О большинстве значительных его событий мы писали – в рамках фестиваля состоялся концерт Елены Образцовой (см. «Вечернюю Москву» за 17 мая), приехал на короткие гастроли Театр-студия Резо Габриадзе со спектаклями «Сталинградская битва» и «Осень нашей весны» («ВМ» за 24 мая), прошла премьера «Оратории жизни» Алексея Рыбникова («ВМ» за 20 мая), а МХТ им. Чехова сыграл премьеру спектакля «Возвращение» по Андрею Платонову («ВМ» за 30 мая)…[/i][b]Мировая премьера[/b]В минувшую пятницу огромная толпа окружила зал Московской консерватории, чтобы услышать Юрия Башмета и побывать на мировой премьере Четвертой симфонии для оркестра, хора и солирующего альта «60-летию Великой Победы посвящается» композитора Александра Чайковского и редко звучащую в России Пятую симфонию Бетховена.В первой части концерта звучал Шостакович, зал завороженно следил за магией движений дирижера – Юрия Башмета. Исполнение музыки Александра Чайковского, специально написанной к юбилею Победы, встретили настороженно, но когда к инструментам присоединился хор капеллы Юрлова (дирижер – Геннадий Дмитряк), ведя свои партии без текстов, лишь как дополнительный уникальный музыкальный инструмент, интерес и внимание публики обострились, а когда Башмет взял в руки альт, сомнений не осталось – премьера прошла успешно…В музыке Александра Чайковского нет нагнетания страхов войны, есть мирные картинки, разрываемые, раздражаемые тревогой, лирической, почти интимной болью каждого отдельного человека, а финал, в котором им использована тема песни Василия Соловьева-Седова «Прощай, любимый город», придает Четвертой симфонии величавость, спокойствие силы. Как человек, любящий кино, не могу не сказать, что музыка Чайковского словно создана для хорошего фильма.[b]Гитлер капут! Звучит убедительно…[/b]А завершился фестиваль показом в кинотеатре «Пушкинский» скандально знаменитого фильма «Бункер». Скандально знаменитого, потому что эта картина – первый художественный фильм о Гитлере, снятый на его родине немецким режиссером. В конце 2004 года в Германии долго шли общественные дебаты – стоит или нет выпускать его на экраны, боялись раскола, брожения умов в стране, которая вроде бы покаялась, устала нести бремя вины…Зато американцы номинировали «Бункер» на «Оскар-2005», да и на других кинофорумах он был в числе лидеров. Завтра этот фильм выходит на экраны московских кинотеатров.Как правило, любая картина или спектакль, будь то о Сталине или Гитлере, обязательно загоняет каждого режиссера, а за ним зрителей и критиков в коридор из непременных вопросов: пытаются ли создатели найти в них только качества злодея-тирана, монстра или приоткрывают какие-либо человеческие черты и этим невольно оправдывают их? Кстати, и тот и другой путь художественного осмысления обязательно будет ущербен и осуждаем частью публики. Может, на то они и антигерои, чтобы селить раздор, даже уйдя в историю… Самый памятный и серьезный наш фильм о Гитлере – «Молох» – снял Александр Сокуров. Гитлер в нем – таинственный нелюдь, снедаемый темными, патологическими комплексами. Сокуров как бы вывел свой персонаж за рамки обыденных представлений, определений и норм. Вопрос о том, насколько он человечен, был просто неуместен. А вот в картине «Бункер» Оливера Хиршбигеля Гитлер вполне земной, реально-бытовой и нашему суду подвластен...В «Бункере», ленте о последних днях фюрера и его приближенных, проведенных в подземном укрытии на 11-метровой глубине под Берлином, роль Гитлера играет Бруно Ганц, который, по иронии киноискусства, известен нам как ангел из фильма «Небо над Берлином». Ганц играет фюрера вздорным, разрушающимся и внешне, и внутренне человеком без тени обаяния, персонажем властным, жестоким и трусливым одновременно. То, что Бруно Ганц играет Гитлера в доступных пониманию пределах, нисколько не обедняет роль. Его Гитлер достоверен и отвратителен. Как ни странно, возвращаясь к сокуровской ленте, при всем восхищении ею мне кажется, что, пытаясь подвергнуть то или иное явление глубинному анализу, такие художники, как он, невольно обогащают своих персонажей, придают плоским, а может быть, и просто психически больным историческим личностям отсутствующий в них духовный объем.Несомненно, для режиссера Оливера Хиршбигеля фильм «Бункер» – национальный подвиг. Его фильм жесткий, холодновато рациональный, не щадящий своих соотечественников: рядом с прямолинейными вояками – подлецы, убивающие стариков и детей, одержимые страхом, кровожадные моральные ублюдки. А в окружении Гитлера – прихвостни, жаждущие чинов, женщины с безумными глазами, гипнотически преданные его воле…В фильме «Бункер» создан великолепный актерский ансамбль – от эпизодических персонажей до больших работ, каждая выпукла, объемна. Хороша в ленте актриса Александра Мария Лара, сыгравшая 22-летнюю секретаршу Гитлера Траудль Юнге. Очень интересно сыграна в фильме Юлианой Колер роль Евы Браун, по-своему умной и отчаянной, но безвольной женщины.Эффектно сняты и смонтированы сцены разрушений, бомбежек, операций раненых, когда летят отрезанные человеческие руки и ноги…Наконец, очень мощный эпизод, когда жена Геббельса методично и холодно отравляет поочередно своих шестерых спящих детей, а потом выходит с мужем на поверхность бункера, чтобы совершить совместное самоубийство, – все это впечатляющий и безоговорочный приговор фашизму и войне. Оливер Хиршбигель сказал свое «Гитлер капут!» решительно и внятно.