ДИПЛОМАТИЯ ГОТОВИТСЯ НА КУХНЕ
[i]Мы продолжаем рассказ о посольствах иностранных государств, расположенных на территории столицы. Сегодня заглянем в московский мир нашего соседа — Финляндии. Именно неторопливым и рассудительным финнам принадлежит одно из самых интересных и необычных зданий посольств в городе.[/i]Дипломатические отношения между Финляндией и Советской Россией были заключены 31 декабря 1920 года, и первый представитель этой страны Антти Ахонен прибыл в Москву в конце января 1921 года. Тогда в Москве был жилищный кризис, и потому подходящее здание для посольства искали долго. В конце концов власти выделили финнам под посольство и жилье старое здание английского прихода с церковью, так называемый приход Норта в Чернышевском переулке. Но его даже после аренды еще одного дома финнам катастрофически не хватало. Поэтому уже в начале 30-х годов они стали все активнее говорить о необходимости строительства нового здания. В аренду от СССР под эти цели был получен участок земли по адресу: Кропоткинский переулок, 15—17.Весной 1935 года министерство иностранных дел Финляндии объявило конкурс на лучший проект здания. Строительство началось летом 1936 года. Первые жильцы въехали в новостройку осенью 1937 года, хотя после этого еще продолжались отделка помещений и работы по благоустройству внутреннего дворика. Торжества по случаю окончания строительства состоялись в День независимости Финляндии, 6 декабря 1938 года.Здание посольства сразу привлекло к себе внимание благодаря необычному для тогдашней России стилю «функционализм».Интересно, что советским властям это здание активно не нравилось. В СССР тогда правил помпезный сталинский ампир, и творение финнов, в суровой простоте которого усматривали непростительную непочтительность к власти, презрительно нарекли «спичечным коробком».Любопытная подробность: принимая проект, власти Москвы настаивали на более «представительном» фасаде, и архитектор Экелунд дорисовал помпезную колоннаду, чтобы пройти согласование.В действительности же посольство было построено по первоначальному замыслу, без учета этих изменений.Военные годы прервали деятельность посольства. Финляндия находилась под опекой Швеции, которая заботилась о посольском здании вплоть до конца 1944 года, когда финны вернулись в Кропоткинский переулок. В послевоенный период отношения между Финляндией и Советским Союзом стали более разносторонними. Количество сотрудников возросло, и имевшихся служебных помещений посольства стало недостаточно. В конце 60-х годов началось планирование строительства дополнительного здания на земельном участке посольства, но до практического осуществления тогда дело так и не дошло. Лишь в 1985 году министерством иностранных дел Финляндии была создана рабочая группа для разработки первоначального плана строительства дополнительного здания.Строительные работы были начаты летом 1994-го, а торжественное открытие состоялось два года спустя. В Кропоткинском переулке был создан единый посольский комплекс. Начинается он, как и театр, с вешалки. Гардероб посольства Финляндии — это маленький шедевр в области искусства интерьера. По замыслу дизайнера, он символизирует открытость и гостеприимство финнов и прекрасно уживается с ампирной мебелью, господствующей в холле. Парадный зал посольства с колоннадой и зимним садом состоит из нескольких просторных помещений, лишенных дверей. Свободно стоящие железобетонные колонны, выставленные напоказ, — одна из отличительных черт стиля «функционализм».Когда-то дубовый паркет покрывали резиновые и пробковые ковры. Меблировка парадного зала была заменена в 90-х годах. В соответствии с новым интерьером поменяли и картины.Еще одно помещение, безусловно заслуживающее внимания, — кухня посольства. Здесь правят лучшие повара Финляндии. И продукты им доставляют только из Суоми.Посол Рене Нюберг уверен: от качества блюда зависит и качество дипломатических отношений.Посольство Финляндии в Москве стало первым в ряду зданий, специально построенных в столице Советского Союза под резиденции иностранных государств.До этого посольства размещались в старинных особняках. Финнам было важно подчеркнуть независимость своей тогда еще молодой страны, и они хотели именно в Москве показать Финляндию такой, какой видели ее сами. Им это вполне удалось.