СКИФЫ РУБЯТСЯ НА ЦВЕТНОМ
[i]17.59. Здание цирка на Цветном бульваре. До начала представления – минута.Манеж еще в полумраке.Чуть дрожат натянутые страховочные тросы. «Вы не подскажете, где тут правая середина ложи партера?» – интересуются запыхавшиеся мама с сыном у билетерши, сжимающей груду разноцветных флажков. Еще минута – и все начнется. Детское предчувствие цирка, ожидание чуда – до дрожи в коленках — замирает где–то между лопатками и горлом.[/i]Премьера новой программы «Цирк продолжается» посвящена 80-летию [b]Юрия Никулина[/b], которое он мог бы отпраздновать в декабре этого года.Названием стала строчка одной из его песен.Представление открывает номер с интригующим названием «Русская палка», завоевавший золотую медаль на парижском фестивале «Цирк завтрашнего дня». Сама палка – гибрид бревна и батута, покоится на плечах двоих дюжих молодцев.Поначалу кажется, что слово «русский» не имеет к этому номеру никакого отношения.Хрупкая [b]Елена Бойцова [/b]подскакивает на снаряде, переворачивается в воздухе и, чуть покачнувшись, приземляется на носки. Вокруг снует кордебалет в пачках. Изысканное зрелище – словно менуэт на балу в Версальском дворце. Партнер Бойцовой не менее изящно возвращается на пресловутую палку после головокружительных па, переходящих в сальто-мортале.Сразу же вспоминается родной российский балет и «Лебединое озеро».В темноте под самый купол взмывает серебряная трапеция.На ней – тоненькая светловолосая гимнастка в серебристом трико. Королева воздуха – [b]Анна Расцова [/b]– порхает под самым куполом, раскачиваясь на тонюсенькой перекладине.Беззаботная музыка сменяется другой – более напряженной.Расцова переворачивается еще раз, держится одной рукой за перекладину, а другой посылает обомлевшей публике воздушный поцелуй.По манежу на задних лапах семенит вальяжный бурый медведь. Второй меланхолично ходит колесом внутри огромного обруча. Ехали медведи на велосипеде… И на мотоцикле мишкам тоже поездить довелось.Косолапый байкер лихо жмет на педаль к полному удовольствию публики. Танцевальные па, кувырки и прыжки через скакалку михайлы потапычи выполняют по указу дрессировщиков [b]Ольги и Виктора Кудрявцевых[/b].Самым эффектным номером программы мне показались «Скифы» – наездники под руководством Маирбека Кантемирова. Посередине алого манежа бродит устрашающего вида шаман с соколом и чашей, в которой пылает огонь. Блеск обнаженных мечей, развевающиеся алые плащи, пышно украшенные медные шлемы. Рыцари диких степей бьются на мечах, скачут по кругу под свист ветра, доносящегося из динамиков. Лихие скифы несутся по двое, по трое на одном коне, лихо перемахивают на всем скаку под седлом, скачут стоя и вниз головой.Два огромных серых ушастика топают по манежу, задрав хоботы. По указаниям дрессировщиков [b]Веры и Юрия Дуровых[/b], слоны пролезают друг под другом, встают на лапы, бросают в публику огромные атласные мячи.Финальный номер программы «Комическая иллюзия» клоунской группы «Емелин и компания». Дуэт [b]Емелин–Загорский [/b]– не традиционные белый и рыжий. Лауреаты парижского фестиваля «Цирк завтрашнего дня» и обладатели римского «Золотого клоуна» создали два уморительных образа. На манеже прогуливаются, жонглируют, брызжут шампанским и кувыркаются на стремянке хлыщеватый денди в смокинге и цилиндре и его дворецкий – недотепа во фраке и белых тапочках. Как и полагается, на манеже присутствует наряженная под «вамп» девица с фантастически длинными ногами, которую незадачливый маэстро пытается загнать в черный ящик, распилить пополам или, на худой конец, «подарить» мужчине из первого ряда. После чего жизнерадостный джентльмен со своим верным дворецким начинает отплясывать степ на лыжах. Публика заходится в хохоте. «Молодцы! Молодцы!» – скандирует с последнего ряда ватага школьников вместе с классной руководительницей.В финале спрятанный в глубине занавес неожиданно раздвигается. Открывается огромный портрет Юрия Никулина.В динамиках звучит его песня, та самая – «Цирк не кончается». Меркнут огни, расходятся зрители. Единственный прожектор отбрасывает на манеже пятно света. В нем алеет брошенная роза.