Уехать, но вернуться
[b]Эмиграция женщин из России – это совсем не то, что эмиграция мужчин. Русская женщина находит себе богатого мужа, например, в Америке и вроде должна быть счастлива. Ведь сколько женщин мечтало «вырваться из этого ада», то есть из разваливающегося советского блока в благополучные Соединенные Штаты![/b]Но прошли годы. И оказывается, что рядом с проблемой отъезда, упростившейся до предела, во весь рост встала проблема возвращения, и она-то как раз сильно усложнилась.Документальный российско-американский фильм «Точка возврата», премьера которого состоялась недавно в кинотеатре «Фитиль», состоит из 22 интервью с самыми разными людьми, которых объединяет одно – подругу (или друга) жизни они едут искать в чужую для них страну. Русские женщины – в Америку. Американские мужчины – в Россию. Создатели фильма (режиссер Ангелина Фомина, продюсеры Виктория Фомина, Ангелина Фомина) поступили как классические документалисты, путешествуя с мини-камерой через плечо (Москва, Тверь, Лос-Анджелес, Флинт) и снимая именно «с плеча»: ведь тут важна не форма, а содержание, не эстетические проблемы, а этические. А что касается эстетики, то она все же американская, под стать теме: стоит только зрителю устать от бесконечных разговоров на экране, как ему тут же предлагается иронический анимационный кусочек в стиле «поп-арт».И хотя проблема смешанных русско-американских браков оживленно обсуждается, например, иногда в аналитических телепрограммах, а зачастую мелькает даже и в новостных – все же настоящий документальный часовой фильм, исследующий ее со всех сторон, – явление новое.Наверное, поэтому интерес к презентации проявили и почетные гости, имена которых всем известны: пришла и не понаслышке знакомая с вопросом актриса Наталья Андрейченко, и успевшие прославиться представители нового поколения, для которых, видимо, понятие «уехать и не вернуться» уже становится непостижимым…