Главное
Истории
Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Инженер слова: 10 интересных фактов из жизни Евгения Замятина

Развлечения
Евгения Замятина с уверенностью можно назвать "инженером" слова
Евгения Замятина с уверенностью можно назвать «инженером» слова / Фото: ИТАР-ТАСС
10 марта 1937 года скончался известный русский писатель и публицист, Евгений Замятин.

Замятина с уверенностью можно назвать "инженером" слова. Самые простые, привычные и точные слова он сочетает таким образом, что они рождают удивительную по красоте и необычности мелодику. По профессии инженер-кораблестроитель, привыкший читать язык выверенных схем, он и в литературе звучит сдержанно и выверенно в каждом выражении, но точным словом бьёт прямо в цель, удивительно лаконично создаёт максимальную образность.

"Блаженно-синее небо, крошечные детские солнца в каждой из блях, неомраченные безумием мыслей лица..."

Из основной инженерской профессии же - геометричность, архитектурность текста. Так, главной характеристикой англичанина, героя "Островитян", становится квадратность. А это отрывок из легендарного "Мы": "Вот что: представьте себе квадрат, живой, прекрасный квадрат. И ему надо рассказать о себе, о своей жизни. Понимаете - квадрату меньше всего пришло бы в голову говорить о том, что у него все четыре угла равны. Вот и я в этом квадратном положении... Для меня это - равенство четырех углов, но для вас это, может быть, почище, чем бином Ньютона".

Замятинский язык полон метких образов, комбинирующихся в мозаику деталей в духе гротескного сюрреализма. Сам писатель относил свою прозу к литературному направлению, которое называл неореализмом.

Родился Евгений Иванович Замятин 1 февраля 1884 года в уездном городке Лебедянь Тамбовской губернии. Отец его был православным священником, мать – пианисткой, любительницей литературы. Её воспитание оказало большое влияние на Замятина. В своей автобиографии он вспоминал: "Рос под роялем: мать – хорошая музыкантша. Гоголя в четыре – уже читал. Детство – почти без товарищей: товарищи – книги".

С 1893 по 1896 год Замятин посещал Лебедянскую гимназию, затем учился в Воронежской гимназии, которую в 1902 году окончил с золотой медалью. В школе сочинения давались ему лучше всего, в отличие от математики. Поэтому назло себе он решил поступить на кораблестроительный факультет Санкт-Петербургского политехнического института.

Во время учёбы Замятин увлёкся социалистическим учением, вступил в РСДРП, принимал участие в революционном движении, агитировал рабочих заводов, где проходил учебную практику. "Революция была юной, огнеглазой любовницей, и я был влюблен в Революцию...", - позднее писал Замятин.

За революционную деятельность его арестовали в 1905 году, но благодаря усилиям матери выпустили. После того, как он, возвращаясь из морского путешествия в Египет, случайно оказался в Одессе во время восстания на броненосце "Потёмкин", его снова арестовали и выслали назад в Лебедянь. Однако он тайком вернулся в Петербург и до 1911 года жил на нелегальном положении.

Замятин начал печататься в 1908 году: тогда вышел его первый рассказ "Один". В 1908 же он закончил институт и остался преподавать на кораблестроительном факультете, параллельно работал инженером. В 1911 году за нелегальное проживание его выслали из Петербурга, и он поселился за городом, в Лахте. Там он написал свою первую повесть, ставшую и первым литературным успехом, - "Уездное" (1911). В ней писатель с горечью изображал полный инертности мир русской провинции, погружённой "в тяжелую плоть, сонную одурь неподвижности", с её сонным, примитивным, скучающим обывателем. В 1914 году вышла вторая повесть "На куличках", рисующая не самую позитивную картину внутреннего уклада российской армии, за что Замятина привлекли к суду и сослали на Север, в Кемь. Критики же, включая Горького, высоко оценили обе повести начинающего писателя.

Весной 1916 года Замятина, как опытного инженера, отправили на работу в Англию для участия в строительстве российских ледоколов на верфях Ньюкасла, Глазго и Сандерленда. Там он провёл больше года, написал за это время повести "Север", "Островитяне" и "Ловец человеков". Первая была написана на основе впечатлений северной ссылки, другие две – острая сатира на английскую буржуазную жизнь. Осенью 1917 года, услышав о революции, Замятин поспешил вернуться в Россию.

Во время Гражданской войны он оставался убеждённым социалистом, критиковал политику большевистского правительства, участвовал в акциях левых эсеров. Он устроился на работу в редколлегию издательства "Всемирная литература", организовал группу молодых писателей "Серапионовы братья", куда входили такие писатели, как Михаил Зощенко, Константин Федин, Всеволод Иванов и другие. Продолжая писать рассказы и повести ("Пещера", "Русь", "Рассказ о самом главном"), стал пробовать себя в драматургии (пьесы "Блоха", "Атилла").

Настоящим событием в литературе стал роман-антиутопия "Мы", самое знаменитое произведение Замятина. Роман был написан ещё в 1920 году, однако, после длительного обсуждения советской критикой, опубликован не был – вплоть до 1988 года. В описании жёсткого тоталитарного общества будущего, полностью нивелирующего личность, академики увидели злую карикатуру на коммунистическую систему. Постепенно и другие произведения Замятина перестали допускать к печати. Первое время его пьесы ещё ставились в театрах, но в конце концов его запретили и подвергли литературной травле. Для советской критики писатель был "противником революции и представителем реакционных идей, проповедующим мещанский покой и тихую жизнь как идеал бытия". В 1929 году он вышел из Союза писателей.

В 1931 году писатель, после личного письма к Сталину и во многом благодаря протекции Горького, получил разрешение выехать за рубеж. Покинув Родину, Замятин с женой Людмилой поселились в Париже. В Европе роман "Мы", опубликованный в эмигрантской печати ещё в 1924 году, обернулся настоящим успехом и принёс автору почёт и уважение. В эмиграции писатель продолжал работать над рассказами и киносценариями, пропагандировал русскую литературу, кино и театр. Он написал ряд статей, очерков, воспоминаний о деятелях русской культуры: Станиславском, Мейерхольде, А. Толстом. До конца дней сердцем и душой писатель оставался с Россией, до конца жизни сохранил советское гражданство.

Главным произведением парижского этапа был роман "Бич Божий", проникнутый ощущением катастрофы в мире, раздираемом войнами и революциями. К сожалению, роман остался неоконченным. 10 марта 1937 года 53-летний Замятин скончался в Париже от тяжелой болезни, грудной жабы, заработанной ещё в годы северной ссылки в молодости. После его смерти, в 1938 году увидели свет "Бич Божий" и книга воспоминаний "Лица".

Литературное наследие писателя так же богато и самобытно, как и его насыщенная событиями и творчеством жизнь.

"Вечерняя Москва" вспоминает 7 интересных фактов из жизни Евгения Замятина.

1. Свою золотую медаль, полученную в школе, писатель впоследствии заложил в Петербургский ломбард за 25 рублей, да так и не выкупил.

2. Замятин был страстно влюблён в ледоколы: красоту их формы, женственность их линий. Он прославился не только как писатель, но и как талантливый инженер-проектировщик. Легендарный ледокол "Святой Александр Невский", получивший после Октябрьской революции имя "Ленин", создан под его руководством.

3. Замятинский роман "Мы" стал первой в мировой литературе антиутопией и повлиял на многие поколения авторов. Так, именно под влиянием Замятина возникли знаменитые европейские романы-антиутопии - "Прекрасный новый мир" Олдоса Хаксли, "Скотный двор" и "1984" Джорджа Оруэлла, "451 градус по Фаренгейту" Рэя Брэдбери и др.

4. Писатель любил сравнивать роман "Мы" с персидским петухом. Однажды на Кавказе ему рассказали басню о петухе, у которого была дурная привычка петь на час раньше других, и хозяин петуха постоянно попадал из-за этого в неудобные ситуации, так что в итоге отрубил петуху голову. Так и "Мы" – слишком рано поднятые в советской действительности философские вопросы привели к тому, что советская критика начала" рубить голову" писателю.

5. У Замятина есть книга о Герберте Уэллсе, которая так и называется "Герберт Уэллс" (1922). В ней уделено большое внимание не только личности знаменитого фантаста, но и отдана дань научной фантастике как наилучшему методу отражения действительности.

6. Интересны отношения Замятина-эмигранта с советской властью. В 1934 году писатель заочно вновь был принят в Союз писателей СССР, а в 1935 году он участвовал в антифашистском Конгрессе писателей в защиту культуры как член советской делегации. Это было беспрецедентно и подчёркивало его осознаваемую роль в российской культуре.

7. Замятин был в очень тёплых дружеских отношениях с Горьким. В эмиграции он решил воздать дань их дружбе, с большим уменьем адаптировав горьковскую пьесу "На дне" для французского экрана. Режиссёром одноимённого фильма стал Жан Ренуар, сын знаменитого художника-импрессиониста Огюста Ренуара. Фильм имел огромный успех.

 

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.