НЕ ВАЯЙ ДУРАКА — ВАЯЙ БОГАТОГО
[i]Ежегодно художественные училища столицы выпускают около 20 молодых скульпторов.Где они сумеют реализовать свои таланты? Оказывается, для предприимчивых людей с дипломом профессионального ваятеля такой проблемы не существует.[/i]Большинство «молодых специалистов» находит применение своим талантам… на кладбище. Скульпторы всегда были востребованы в сфере ритуальных услуг, а изготовленные «по случаю» надгробия нередко признавались выдающимися произведениями искусства. Сегодня же настоятельная потребность в памятниках только там и ощущается. Ведь заказы на все городские монументы сосредоточены в руках двух-трех маститых ваятелей, имена которых знакомы каждому москвичу.Самые молодые и неопытные идут на заработки в бюро ритуальных услуг и два-три года набивают руку на стелах, тумбах, цветочницах… Время от времени им попадаются состоятельные заказчики, которых они радуют «крестом христианским шестиконечным», «крестом с изображением Христа» и незамысловатыми часовенками.Скульпторы со стажем чаще всего работают в одиночку. Сидят себе в ожидании заказов в своих мастерских и целыми днями лепят, долбят, крутят, сваривают… Это тяжелый и очень вредный для здоровья труд, но перепоручить его некому. Жизнь скульптора — это и так сплошные расходы (инструменты, материалы, заготовки), поэтому нанимать помощников им, как правило, просто не на что. А еще и за мастерскую надо платить! В поисках работы ваятели нередко дают объявления в газетах и Интернете. Например, такие: «Скульптор готов выполнить заказы в области малой пластики, монументальной и интерьерной скульптуры. Рассмотрю любые предложения».Повышенным спросом сегодня пользуется садово-парковая скульптура. Украсить изваянием греческой красавицы свои дачные владения желают и новые русские, и, как это ни странно, самые обычные граждане. Только запросы у них, естественно, разные. Первым подавай помпезные композиции из бронзы и черного металла, навороченные мраморные фонтаны. Увлекшись украшением своего дома скульптурой, они не жалеют средств ни на скульптурные шахматы, ни на медали, ни на замысловатые подставки для цветочных горшков, вешалки, светильники. На каждом таком «имении», каких в Подмосковье разбросаны сотни, скульптор может заработать 2—3 тысячи долларов.А вот обладатели скромных шести соток, как правило, приобретают готовые изделия. Их в несметных количествах распространяют фирмы, специализирующиеся на ландшафтном дизайне. Богатые коллекции продающихся гипсовых уточек и гномиков можно, например, увидеть в ЦПКиО им.Горького, на МКАД, на некоторых подмосковных шоссе.Любопытства ради заглянем в прайс-лист одной из таких фирм. В рубрике «Мы рекомендуем» видим: «Элемент оформления сада «Лягушка», может быть смонтирован на любом садовом камне» (1000 рублей).Там же находим «оригинальный флюгер «Кот с птичками» (700 рублей). Одним словом: искусство в массы, и почти даром. Понятно, что трудятся в таких организациях скульпторы, не имеющие ни имени, ни собственного художественного языка. Но в рекламных проспектах фирма не забывает указать: «Лепщики и конструкторы имеют большой опыт работы и могут изготовить любое высокохудожественное изделие по желанию заказчика».А как же Творчество? Ведь трудно представить себе мастера, который не мечтал бы создать памятник или украсить родной город многозначительной композицией. В конце концов ваяние — это искусство, а не просто умение отливать чужие амбиции в бронзе. Все скульпторы, с которыми я беседовал, уверены: заказанные работы портят человека. «Как только год-другой поработаешь над коммерческой скульптурой, поваяешь заказные портреты, камины и надгробия, начинаешь хуже работать, — говорит Александр Т., владелец собственной мастерской, вполне преуспевший на изготовлении бронзовых зверушек и чугунных оград. — Ведь заказчики не требуют от нас неповторимой манеры и изысканной пластики. Чтобы удовлетворить их запросы, достаточно владеть техникой и быть кондовым реалистом».В мастерской каждого современного скульптора можно обнаружить очень интересные работы. Как правило, они остаются в гипсе — материале скоропортящемся: денег на отливку монумента «для красоты» у ваятеля просто нет. Иногда, правда, гипс тонируют под мрамор или патинированную бронзу.Бывает, что в мастерскую заходит случайный (но богатенький) Буратино, влюбляется в работу и выкладывает за нее кругленькую сумму. И тогда собратья по цеху, вздыхая, передают друг другу новость: «Повезло», — и вновь принимаются за современных «девушек с веслом» — все-таки верный кусок хлеба с маслом…