Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

«Бесприданница» Льва Эренбурга. Трагедия, растворенная в тумане

Развлечения
Затопленные березы и лодки. Русский простор и Волга, по которой, будто по самой жизни, плывут герои, расплескивая воду и свою судьбу. Такова «Бесприданница» петербуржского режиссера Льва Эренбурга, премьера которой пройдет 7 и 8 мая в Театре им. Вл. Маяковского.

Жизнь без любимого

От Льва Эренбурга, ученика Товстоногова,  вольно или невольно ждешь чуда: такого, какой стала для москвичей восемь лет назад «Гроза»  Островского, поставленная в Магнитогорском драматическом театре им. Пушкина. Показанный в 2008 году в рамках «Золотой маски» спектакль не только был назван лучшим в малой форме, но и до сих пор помнится москвичами.

Вот и в «Бесприданнице» Эренбург так расставляет акценты, что знакомые герои выглядят совершенно иначе. Здесь нет однозначно хороших и однозначно плохих. Но есть честная попытка поговорить о любви в жизни каждого из героев и понять, насколько может быть непосильна тяжесть этого чувства.

Оправдывая героев, Эренбург заставляет посмотреть на них под другим углом, который может полностью поменять представление о персонажах Островского. Мать Ларисы, Харита Огудалова, здесь не цинична и расчетлива, делец Кнуров - не такой уж и делец, а человек, вдруг неожиданно полюбивший. Да и выбор Ларисы у Эренбурга – иной. Это не про: «Я искала любви и не нашла», а про невозможность жить без любимого.

- Меня очень не устраивает, что многие персонажи в пьесе – явные подонки: Паратов, Карандышев, Вожеватов, - говорит режиссер Лев Эренбург. - Мне не интересна позиция: «Любимый не любит, а все остальные хотят воспользоваться – ухожу из жизни». А вот если все любят, а нужен только один, то это другой выбор, другая мера обострения. Лариса не может жить без любимого человека, это важный и серьезный момент. Потому что многие из нас живут без любимого, живут и мирятся с этим, а она так жить не хочет, и никакие, даже самые удачные эквиваленты, ей не нужны.

Ларису – жесткую, на грани нервного срыва, играет актриса Полина Лазарева, внучка Светланы Немоляевой. Непохожая ни на знаменитую бабушку, ни на другую, давно любимую московскими театралами Ларису (актрису Полину Агурееву в постановке Петра Фоменко) Лазарева играет одновременно и жертву, и палача, выносящего приговор не только себе, но и каждому из персонажей.

- В этом спектакле нет главных и второстепенных героев, у всех есть своя история, где-то додуманная, где-то развернутая иначе, отчего спектакль становится объемным и интересным, - говорит Полина Лазарева. – Конечно, мое представление о Ларисе поменялось. Здесь она не лирическая голубая героиня, а человек на грани самоубийства, который сразу начинает с нервного срыва. Лариса с самого начала на взводе и живет так уже до конца. Мне бы, возможно, хотелось сделать ее понежнее, но такое решение спектакля выбрал режиссер, а Льву Борисовичу я доверяю полностью и безоговорочно следую за ним.
Полина признается: роль Ларисы, где не избежать сравнений ни с Ларисой Гузеевой, ни с Полиной Агуреевой, - та сама роль-мечта.

- Когда мы выпускались, - вспоминает Полина Лазарева, выпускница курса Олега Кудряшова в ГИТИСе, - то все давали небольшие интервью, и среди прочих был вопрос: «Кого бы вы хотели сыграть». Тогда я ответила - Ларису. Не прошло и четырех лет… Признаться, когда столкнулась с этой ролью, испугалась. Это огромная ответственность. Наверно, будут сравнивать и с Агуреевой, и с Гузеевой, от этого никуда не денешься. И хочется быть не хуже и не лучше, а просто быть другой.

Безоговорочно влюбленного в Ларису, смешного и жалкого Карандышева играет Алексей Дякин и признается: «Карандышев – это я сам».

- Мой герой – это я, - размышляет Алексей. - И симпатии, и переживания, и та трагедия, которая в нем развернулась, - все это в той или иной степени есть во всех мужчинах. Он любил преданно и стал убийцей, так сильно эта любовь его вывернула наизнанку. Из человека, готового положить все на алтарь этой любви, нести любовь к своей женщине как крест, он превратился в безумца, возможно, это такой русский провинциальный Отелло.

Город из красного кирпича

В «Грозе» Льва Эренбурга для создания Волги использовали 32 тонны воды. В «Бесприданнице» воды куда меньше, но ощущение реки, которое возникает, когда смотришь на сцену с лаконичными, но емкими декорациями, возникает стопроцентное. Деревянные лодки, топляки (затопленные березы), знакомая стена Маяковки из красного кирпича, ставшая частью сценографии, дарят ощущение русского простора, который так любит загадочная русская душа.

- Наверно, одна из главных задач, которую я перед собой ставил, - это создать ощущение пейзажности, - говорит художник-постановщик Валерий Полуновский. - Островского ставят по-разному, и часто из его драматургии уходит что-то неуловимое, но при этом - самое главное. На мой взгляд, одним из составляющих этого самого главного является ощущение пейзажности, «русскости». Я постарался сделать все очень конкретно, по-нижегородски и по-волжски. А Нижний Новгород – это районы Сормово, Кунавино, там дома из красного кирпича. И удивительная удача: фасад театра Маяковского, родная стена театра – это тот же самый красный кирпич.

Ощущение воды помогают создать топляки, которые в финале рушатся, заваливая (или затапливая?) умирающую Ларису. Умирающую среди бревен, в которые превратились березки, так любимые многими художниками и постановщиками классики.

- Топляки – это придуманный мотив, у которого две функции, - объясняет Валерий Полуновский. - Первая: показать Волгу, не наливая полную сцену воды, а поговорить на более условном, но при этом простом языке. На поверхности воды, как правило, плавают подтопленные бревна, отсюда и взялся мотив подтопленных берез. Второй мотив очень умозрительный и труднопрочитываемый, но для меня важный. Испокон веку в русской драматургии любили использовать березы в оформлении спектакля. Эти березы, как правило, росли из сцены. Мне захотелось сделать эти березы товаром. Не символом и извечно русским мотивом, а тем, чем торгуют, что пакуют и увозят по реке.

Поворачивая и делая остановки в непривычных местах, «Бесприданница» Льва Эренбурга, в которой Карандышев завязывает Ларисе шнурки, а Харита Огудалова вспоминает, как оставленная любимым ходила на пристань, звучит пронзительно – так, как бывает за секунды до того, как натянутые до предела струны рвутся. И туман, встающий над Волгой, не скрывает, а будто растворяет по всему залу это напряжение, встраивая его атомы в каждую молекулу постановки.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.