Гарант качества – автор!
[i]Архитектурно-проектно-художественная мастерская «Архиздрав» прекрасно себя зарекомендовала в Москве. Она проектирует жилые дома, общественные здания, объекты санаторно-курортного и лечебного профиля, которые становятся украшением столицы. Примером этому могут служить оригинальные сине-розовые жилые корпуса квартала 32–33 в районе проспекта Вернадского Юго-Западного района столицы или 28-этажный жилой дом на Мичуринском проспекте. Благодаря своей выразительной архитектуре он должен стать доминантой здешней застройки. Но, к сожалению, радуют глаз далеко не все новостройки. В чем же причина появляющихся иногда странных «архитектурных шедевров»? Об этом мы решили побеседовать с генеральным директором АПХМ «Архиздрав», заслуженным архитектором России Георгием Маиловым.[/i][b]– Георгий Арменакович, Москва активно строится и меняется на глазах. Вряд ли с этим стоит спорить. Но назвать все новостройки удачными все же нельзя. Что нужно сделать, чтобы каждое построенное в столице здание становилось визитной карточкой района? Ведь не надо же расшифровывать москвичам, что такое «высотка на Котельнической», или «дом на набережной», или здание МГУ.[/b]– Положительные тенденции в строительстве уже появились, но, к сожалению, к ним нельзя отнести наиболее крупные и значимые для города объекты. Интересные проекты реализуется, в основном, на очень небольших строительных площадках.[b]– Почему же, на Ваш взгляд, на некоторых строительных площадках города появляются малопривлекательные «монстры»?[/b]– Я уверен, что главные причины их появления связаны с недобропорядочными инвесторами-застройщиками, которые в силу своей безграмотности и часто бестактности игнорируют мнение архитекторов. Ради достижения сверхприбылей многие из них готовы пожертвовать даже внешним обликом столицы. По моему глубокому убеждению, подобные некомпетентные структуры не должны вмешиваться в вопросы архитектуры. Представьте себе, что произойдет, если, например, к операционному столу допустить дилетантов? Во всем мире у архитекторов очень высокий социальный статус, такой же, как у хирургов и адвокатов. Ценитсяна Западе и Московская архитектурная школа, особенно градостроительная. Однако разобщенность нашего архитектурного сообщества привела к тому, что мы до сих пор не знаем даже авторов ряда скандально известных объектов, или их столько, что никто ни за что не отвечает. Зато эта ситуация очень выгодна инвестору-застройщику. Для него чем хуже авторский контроль, тем дешевле обходится строительство. Дешевизна – это сегодня главный аргумент. И добиваются ее всеми возможными и невозможными способами.Так, очень часто архитектора просто загоняют в угол, создавая ему невыносимые условия работы. Экономить пытаются на всем: нарушают технологии при строительстве фундаментов, используют низкого качества арматуру, бетон, отделочные материалы и т. д. В результате страдает не только город в целом, но и покупатели, не имеющие возможности проконтролировать качество «товара», за который они заплатили огромные деньги. И здесь чрезвычайно важна роль автора идеи проекта, прописанная в Приказе Москомархитектуры № 17 от 07.02.2005 г. Жаль только, что он не появился на свет раньше![b]– Так на что нужно обратить внимание при покупке квартиры?[/b]– В первую очередь, на свой договор с застройщиком. В него покупатель квартиры имеет право вписать пункт об ответственности застройщика за качество используемых при строительстве материалов и оборудования. Значение имеет все: начиная от геологии местности и фундамента дома до материалов, использованных для отделки фасадов, интерьеров и т. д. Мелочей быть не должно. Важно учитывать даже репутацию проектной организации. Конечно, к каждому кирпичу и мешку клея приклеить сертификат качества нельзя. Гарантом должен выступить автор проекта, который обязан контролировать ход строительства. Он должен иметь для этого все права и нести ответственность за качество возводимого здания наравне с остальными участниками процесса. Это мировой опыт! Наша же практика свидетельствует совсем о другом. Например, заказчик одного из строящихся новых высотных зданий, где АПХМ «Архиздрав» был Генпроектировщиком, полностью подменил собой все участвующие в процессе стороны. В результате, после грубых нарушений застройщиком технологий строительства и, в первую очередь, отказа от свайного поля под высотной частью здания, мы вынуждены были снять с себя ответственность за дальнейшую судьбу объекта. Наши неоднократные официальные протесты не возымели должного действия. Строительство высотной части продолжается на железобетонной плите без свайного основания.[b]– Но ведь Госдумой принят новый Градостроительный кодекс, который должен защищать потребителя?[/b]– В этом виде он не только не защищает потребителя, а наоборот умаляет его права. К сожалению, пока у нас появляются документы, которые облегчают жизнь только инвесторам-застройщикам. Но при этом нужно помнить – наше общество еще не подготовлено к тому, чтобы отказаться от более жестких государственных нормативных правил в строительстве.[b]– У Вас большой опыт в высотном строительстве. Каковы его перспективы?[/b]– Я считаю, что жилые многофункциональные комплексы не должны превышать 30 этажей. Этого вполне достаточно для комфортного проживания и оптимальной плотности застройки.[b]– А какие творческие планы у Вашей организации?[/b]– Нашему коллективу уже 16 лет. Мы накопили большой опыт и творческий потенциал для решения самых сложных градостроительных и архитектурных задач. Как показывают многочисленные публикации наших работ в зарубежных изданиях, АПХМ «Архиздрав» – вполне конкурентоспособная организация. Так что сегодня наша главная задача – участие в международных конкурсах. Это даст нашим молодым архитекторам возможность создания уникальных проектов, опережающих время.[b]Нина ЛУНЕВА[/b]