КТО ХОЧЕТ БЫТЬ МИЛЛИОНЕРОМ, ИЛИ «О, СЧАСТЛИВЧИК!» ПО-АМЕРИКАНСКИ
[i]Положение «странствующего журналиста», живущего временами в Лос-Анджелесе, временами в Москве, дает мне возможность смотреть телепрограммы двух стран и замечать вещи, которые не попадут в поле зрения, если сидишь на одном месте. Например, в свое время я был озадачен тем собственным «открытием», что наиболее интересные программы советского и нынешнего российского телевидения целиком или большей частью скопированы с американских образцов.[/i]Популярная игра «О, счастливчик!», которая пережила реинкарнацию и возродилась на канале ОРТ под названием «Кто хочет стать миллионером?», — единственная на моей памяти, открыто объявленная как аналог заокеанской телепрограммы.Игра эта во всех деталях от начала и до конца «списана» с американского оригинала «Who Wants to Be a Millionaire» (заметьте, без знака вопроса, в отличие от русского названия), знаменитой телеигры, которая идет по 10-му кабельному каналу в США. И ныне, и в советском прошлом российское ТВ изрядно заимствовало из американского, об этом знали и знают теперь не только посвященные люди. Например, все эти относительно новые для нас «Доброе утро» (ОРТ), «Доброе утро, Россия!» (РТР), «Просыпайся, Питер!», «Седьмое чувство», «Сам себе режиссер», «Скандалы недели» и некоторые другие передачи, каким бы конкретным содержанием ни были наполнены, перекочевали на наш голубой экран, с огромным, правда, запозданием, из любимых в США программ, которые американцы смотрят уже несколько десятилетий. Заимствуются не только программы, но даже жесты, «сценические движения», стиль американских телеведущих и другие детали их работы на телеаудиторию. В своих документальных фильмах-хрониках и Парфенов, например, и Киселев даже двигаются по ходу изложения «живой истории» так, как это делают в аналогичных съемках западные теледокументалисты, и жестикулируют так же. Они и прочие «новаторы» отнюдь не оригинальны в таком «показе» истории, видел я подобное, только в подлиннике, сотни раз в США.Пишу я все это вовсе не с «разоблачительной» целью, просто бросаю сравнительный взгляд как это «у них» и как «у нас» делается. Вот как выигрывают миллион «счастливчики» в Америке.Знаменитый Реджис Филбин, 60-летний джентльмен с внешностью доброжелательного и щедрого «дядюшки-миллионера», энергично, весело и азартно приглашает «поиграть с ним» на миллион. В его глазах горит дьявольский огонь искушающего... Публика возбуждена — в воздухе «пахнет» большими деньгами. Американская телеигра «в миллионера» проводится 4 раза в неделю, и максимальный выигрыш в 1 миллион долларов USA действительно лежит на столе перед носом играющего в виде уже выписанного чека, остается только проставить на нем имя получателя... О таком чеке мечтает любой американец. Российские ведущие телеигры кажутся мне вялыми и как бы чувствующими себя не в своей тарелке. От них не исходят искры азарта, и вокруг них не образуется сильнейшее поле искушения и напряжения. Видно, «дирижировать» игрой на деньги — не самая сильная сторона этих одаренных ребят. Им не хватает многообещающей респектабельности и сияющего лица Реджиса Филбина, его имиджа куртуазного, состоятельного и щедрого джентльмена. Его зрелости, в том числе и возрастной. Галкин, увы, слишком молод (впечатление, что он сам нуждается в деньгах, а ему вменили в обязанность их раздавать...). Молодость ведущего в этой игре — минус. Это психологический просчет. Как ни крути, а на телеэкране игровая ситуация. Слишком молодой ведущий так же неубедителен в «роли» богача, раздающего миллионы (пусть даже и в «деревянных» рублях...) удачливым игрокам, как неубедительны были наши лучшие киноактеры советской формации, когда пытались воплотить на экране образы сиятельных графов и князей царского времени. Понятно, что в игре участвуют не личные деньги ведущего, и все же, все же...Первые вопросы и в американской, и в российской игре откровенно примитивны («уровень дебилов») — с тем расчетом, чтобы игрок, коль скоро он вступил в игру, обязательно выиграл хоть какую-нибудь сумму. Это подает надежду всем другим, подогревает азарт. Не знаю, как было у «счастливчиков» Диброва и как у потенциальных «миллионеров» Галкина, но в игре «Who Wants to Be Millionaire» никто не сходит с дистанции с суммой меньшей, чем 10000 долларов (8-й вопрос в «лесенке» из 15 вопросов, ведущих к заветному миллиону). Наиболее частые суммы выигрышей — 16000, 32000, 64000 и 125000 (соответственно вопросы с 9-го по 12-й) — естественно, долларов.Ну бог с ними, с этими «баксами», но вот как по-разному используют разрешенные (в тупиковых ситуациях) три подсказки со стороны игроки наши и американские. Американцы при первых же затруднительных случаях обращаются к «life line» (спасательная «линия жизни»), коими являются аудитория — это одна подсказка, эрудированный друг (знакомый, родственник), ожидающий сигнала о помощи по телефону, — вторая подсказка, и удаление из четырех вариантов ответа двух заведомо неверных (сократив вероятность ошибки на 50%) — третья подсказка. Они не хотят себя «напрягать» и предпочитают эксплуатировать чужие мозги. И только потом, когда исчерпаны «легально подсказывающие» ресурсы, американский игрок дает себе труд усиленно поразмыслить над очередным каверзным вопросом. А российский игрок, насколько я успел заметить, сражается с вопросами «до упора» сам, как бы стесняясь скоренько воспользоваться подсказками (воспринимая это как «капитуляцию»...), и уж когда положение действительно «аховое», просит эту подсказку.Стоит отметить, что американская игра несет в себе немало социально-значимой информации. Отбор из сотен тысяч заявок на участие в игре производится так, чтобы приглашенные на это «шоу» в совокупности представляли как можно более широкий «демократический» спектр социальных слоев и профессиональных занятий в американском обществе. Это явно целевая установка, ибо Филбин непременно осведомляется у очередного игрока, кто он такой. Телезрители убеждаются, что играет «вся Америка»: фермер и компьютерный программист, домохозяйка и студент, адвокат и чернорабочий, и т.д.Вот еще характерный штрих. Очень часто перед «заходом» на крупную ставку ведущий спрашивает игрока: если вы выиграете эти 64 тыс. (125 тыс. 250 тыс. и т. д.), то на что их потратите? Спектр ответов раскрывает приоритеты американцев в приобретении жизненных благ: купить дом (классическая «американская мечта»), оплатить образование, свое или детей, удачно инвестировать деньги, чтобы они «делали» другие деньги, и т. д. Никто не выразил желания «загулять» на деньги, которые «свалились с неба».Вас интересует, дорогой читатель, какие вопросы задаются «там, у них»? Пока суммы маленькие, вопросы, как уже говорилось, примитивны. Ну, например: какая из названных стран не участвовала во второй мировой войне — Германия? Советский Союз? Италия? Бурунди? Вы удивлены, читатель, не так ли? «Да тут делать нечего!» — скажете вы. Но игра продумана психологами, она построена по-хитрому. Я не видел ни одного игрока, который не добрался бы до 10000 долларов. А далее вопросы «на засыпку» усложняются.Я заметил, когда устроители игры хотят усложнить вопросы, они привлекают «на помощь» общеизвестные (для нас) факты из истории Советского Союза. Эта тема для среднестатистического американца — а ведь играют не профессора Кембриджа — была и остается «темным лесом». Вы опять посмеетесь, но далеко не каждый игрок готов правильно ответить на вопрос: кто из следующих лидеров стал жертвой политического убийства и погиб от удара киркой по голове — Ленин? Хрущев? Брежнев? Троцкий? Однажды для того, чтобы выиграть следующую ставку — 500 тыс. долларов, игроку надо было ответить на вопрос: как звали девочку, которую писатель Набоков сделал всемирно известной в своем романе «Лолита» — Николь? Лайза? Долорес? Шарлотта? Наверное, наш игрок «Что? Где? Когда?» запросто «расщелкал» бы эту задачу. Но американец долго колебался и, не решившись пойти на риск, раскрасневшись от волнения, сказал: «Я уже выиграл 250 тыс. долларов, это для меня огромная сумма, я лучше уйду с этими деньгами. Спасибо, я выхожу из игры». И он «убежал» с чеком под аплодисменты аудитории.