Стать Робинзоном? Это просто
[i]Руководитель московского клуба путешественников «Робинзонада» учитель [b]Алексей ЩЕРБАКОВ [/b]пришел на чаепитие в «Вечерку» не один. Компанию ему составил десятиклассник [b]Иван ЧЕРНОПЯТКО[/b]. В составе молодежной команды «Робинзонады» они совершили этим летом необычное кругосветное путешествие: земной шар надо было обогнуть по маршруту, проложенному на широте Москвы с использованием максимально возможного числа средств передвижения. А из рюкзака гостей выглядывала… симпатичная пушистая Несси – абсолютная, как серьезно заявили Алексей с Ваней, копия знаменитого лох-несского чудовища, только вдесятеро меньше. Поэтому наш разговор под чай и бублики с медом начался с подробностей шотландского этапа кругосветки.[/i][b]В Сеуле спасли соотечественники– Алексей, последний подробный отчет, который мы от вас получили, рассказывал о пересечении Канады. Потом связь прервалась: как выяснилось, мобильные телефоны замолчали из-за обнуления счетов. С чем же встретились вы на британском отрезке 56й параллели северной широты?[/b]– При разработке путешествия мы старались, чтобы оно не превратилось в экскурсию. На каждом этапе обязательно должны были быть настоящие приключения. Ребята должны были понять: это не увеселительная прогулка, здесь надо демонстрировать свои лучшие качества. В Шотландии таких приключений мы планировали два: восхождение на высочайшую гору Британских островов Бен-Невис и озеро Лох-Несс. Когда узнали, что Бен-Невис местное информбюро рекомендует покорять в течение одного дня, немножко испугались: подъем пешком на 1300-метровую высоту – основательная нагрузка. Но по сравнению с байкальскими и камчатскими сопками Бен-Невис показался нам игрушечным: хорошо утрамбованная тропа, всюду аккуратные указатели, рекомендации по выбору маршрута и запреты не ходить на опасные, как кажется местным специалистам, участки склона. Мы, правда, эти рекомендации шутя нарушали. Позднее выяснилось, почему британские горные инструкторы столь щепетильны: на пике – масса маленьких жестяных табличек, оставленных пожилыми восходителями. Поразила одна такая визитка, на которой значился год рождения покорителя Бен-Невиса: 1919-й. Вообще для британцев Бен-Невис – едва ли не то же самое, что Фудзияма для японцев, с той только разницей, что они считают взойти на этот пик делом чести. В местном кемпинге – масса футболок с названием горы и лаконичной надписью: «Был здесь. Сделал это».[b]– И что, никаких трудностей и сложностей?[/b]– С одной все-таки столкнулись. Но за нее отвечала погода. На самой вершине влажность оказалась, как мы шутим, 200-процентной: любая поверхность моментально покрывается каплями воды, и через минуту ты весь мокрый. Кто не успел надеть влагозащитные брюки, обеспечил себе спуск в мокрых штанах.[b]– А Лох-Несс? Чудовище?[/b]– Лох-Несс – прекрасное живописное озеро длиной в полсотни километров, сильно вытянутое с юго-запада на северо-восток. Все берега застроены кемпингами, в любое время года здесь радушно встречают туристов. Чудовище живет где-то в пучине и чувствует там себя, судя по всему, превосходно. Не бедствуют и местные жители.[b]– Почем приобрели там эту симпатичную меньшую сестренку «реальной» Несси?[/b]– Долларов за семнадцать, кажется. По-настоящему там стоит смотреть музей озера Лох-Несс. Экспозиция выстроена очень талантливо: посетитель проходит по залам, видя, как менялись со временем представления людей о Несси. А в последнем зале вдруг гаснет свет, и вам объявляют: что такое Несси и на что она похожа – вам предстоит решить самостоятельно. И – добро пожаловать на свет божий, в сувенирную лавку.Причем другого выхода из музея, кроме как через арт-шоп, не существует. Кстати, именно на берегах Лох-Несс мы повстречали самую большую группу соотечественников: два автобуса петербургских скаутов путешествовали по Великобритании.[b]– А часто ли вообще наши люди попадались в кругосветке? Как они реагировали на ваше появление?[/b]– Пересекались с россиянами не часто, зато приветствовали они нас бурно – особенно в Ванкувере и в Эдинбурге, на Всемирном фестивале современного искусства. А одна русская группа просто спасла. Нам очень понравился аэропорт в Сеуле: шикарно обустроен! И мы, осматривая его «достопримечательности», вдруг осознали: опаздываем на самолет. Подбегаем к стойкам регистрации, а там огромная очередь. Повезло, что впереди стояли соотечественники. Если бы они нас не пропустили, вся группа на борт ни за что не попала бы.[b]– А экзотические средства перемещения? Шотландия что-то внесла в ваш список?[/b]– Да. Поразила подземка в Глазго. Наверное, ее можно классифицировать как мини-метро. Мы же прозвали этот вид транспорта поездом для карликов. Подъезжают к перрону вагончики размеров с шахтерскую вагонетку, в салон входишь, чуть пригибаясь… Совсем не похоже на метро традиционное![b]От торонтских велорикш к скандинавскому велораю– Итак, покинув туманные острова, вы вернулись на родной континент. Какое оригинальное путешествие по 56-й параллели можно было придумать в давно исхоженной, вылизанной Европе?[/b]– Нашей фантазии хватило на велопрогулку по Дании и Швеции. И мы быстро поняли: не прогадали. В Скандинавии – настоящий культ велосипеда. Скажем, в Дании сейчас 10 миллионов двухколесных машин на 5 миллионов жителей. Местное правительство из госбюджета финансирует закупку этих транспортных средств мириадами. Огромные велостада стоят, пристегнутые замками, на улицах и в скверах. Подходит любой человек, бросает монетку в 20 крон в щель в замочке, карабин отстегивается – и поезжай куда хочешь. Добрался до места назначения, защелкнул карабин, забрал свои 20 крон – оставляй велосипед следующему желающему. Есть и еще более фантастический по нашим меркам государственный проект: семье, письменно отказывающейся от приобретения автомобиля, власти компенсируют покупку велосипедов, а также выплачивают прибавку к зарплате. Вот это реальные, не на словах, забота о чистом воздухе и борьба с автомобильными пробками! На дороге у велосипедиста прав больше, чем у автовладельцев: при столкновении с автомобилем всегда виноват водитель четырехколесной машины. А полоса для велосипедистов есть не только на абсолютно всех дорогах, но и на паромном терминале из Дании в Швецию![b]– Какие веломашины вы использовали для скандинавского турне?[/b]– Взяли в прокат обычные трехскоростные велосипеды для легкого городского отдыха. Дороги там отличные, так что этих непритязательных великов оказалось достаточно.[b]– У читателя может сложиться впечатление, что особой натренированности участникам кругосветки не требовалось. Чем же вы все-таки занимались – спортом или туризмом?[/b]– Я бы сказал, что спортом, причем с серьезным уклоном к выживанию в экстремальных условиях. Посудите сами: за восемь недель мы взошли на 7 вершин, провели 7 ночей в поездах и 26 – в палатках, в сумме двое суток налетали в самолетах. Было трудно – не физически, а, скорее, эмоционально – постоянно и очень мобильно перестраиваться: взошли на гору – спустились в гостиницу – приняли душ – перепаковались – подготовились к сплаву по реке – опять гостиница – перепаковались – на машину и в аэропорт… И так – все 56 дней. А если к этому добавить и увесистые рюкзаки за спиной…[b]– Сколько же способов передвижения вы использовали в кругосветке?[/b]– Сначала намечали – 56, но в итоге остановились на 41. В ходе путешествия мы решили не притягивать специально «за уши» некоторые виды транспорта. Например, перед стартом мы собирались проехаться на осле. Но выяснилось, что на 56-й параллели эти животные встречаются только в зоопарках. Тогда какой же смысл в подобном перемещении, кроме галочки в блокноте? Но, с другой стороны, мы не пренебрегали такими средствами, которые для обывателя-европейца необычны и даже нелогичны, зато могут пригодиться путешественнику в данной местности. Например, ползком по пещере или на четвереньках в гору – разве это не способы передвижения для альпинистов? В эдмонтонском аэропорту проехались на автокаре. А в Торонто увидели, как туристов катают велорикши, и тут же занесли себе в актив этот редкий нынче вид транспорта.[b]Презренный металл и высокие цели– Какой вид транспорта запомнился больше всего?[/b]– Трелевочник – трактор, приспособленный для вывоза бревен с лесозаготовок. А в смысле особого действа, экшена – шестиосные вездеходы «Урал». Они как танки. Мы на них даже по рекам ездили.[b]– Помнится, вы собирались финишировать на воздушном шаре…[/b]– Увы, чуть-чуть не успели к точке, где пилоты этих летательных аппаратов могли взять нас на борт. Вот об этом я по-настоящему жалею.[b]– Алексей, каждому ясно: подобные путешествия влетают в копеечку .Из чьего кармана финансировались перелеты, восхождения, еда, наконец?[/b]– С самого начала мы объявили этот проект открытым: претендовать на место в команде мог каждый, если он сам мог себя профинансировать. Параллельно мы активно искали спонсоров. Увы, со спонсорами в итоге мало что получилось. Поэтому часть затрат оплатил клуб «Робинзонада». Остальную финансовую нагрузку пришлось возложить на участников. Причем принцип у нас был такой: можешь внести сумму за один российский этап – добро пожаловать! А вот Ване, к примеру, родители оплатили всю кругосветку.[b]– И в какую сумму это встало?[/b]– На этот вопрос пусть даст ответ сам Ваня. Я же хочу привести другой пример. В команде был хороший мальчик из Дзержинска, семья которого не могла внести ни рубля. Его участие во всех российских этапах (примерно 55 тысяч рублей) оплатила местная администрация и персональный спонсор. А потом городская студия кабельного телевидения сделала целый фильм с юным путешественником в качестве главного героя: шутка ли, первый дзержинец прошел по России от Москвы до Камчатки! В целом на трех российских этапах – уральском, байкальском и камчатском – участников было, конечно, больше, чем на зарубежных: тридцать молодых людей против пяти. Но официальную заявку в книгу Гиннесса на первую молодежную кругосветку мы все-таки направили: все основания для регистрации рекорда у нас имеются.[b]– Ваня, на сколько же потянула твоя кругосветка?[/b]– Мой папа заплатил 10 тысяч долларов, – говорит Иван.[b]– И как, стоит затея таких денег?[/b]– Стоит даже гораздо больших! Я получил впечатлений на несколько лет вперед…[b]– Но тогда выходит, что отправиться с вами в путешествие мог любой молодой человек, за которого родители заплатили бы четверть миллиона рублей. Сумма для состоятельных россиян не такая уж и большая![/b]– Да,– отвечает Алексей, – такой человек мог бы отправиться. Но только в том случае, если бы прошел соответствующую подготовку. Ивана, к примеру, два года назад в камчатскую экспедицию я не взял. И чтобы нынешним летом попасть в команду кругосветки, он сутки провел в подмосковных пещерах, ночь – в зимнем лесу, да плюс еще прошел десятидневные горные сборы со специальным веревочным тренингом в Крыму (тоже, между прочим, за свой счет).[b]– Тем не менее перед стартом вы объявляли, что готовы взять любого, даже не очень молодого, человека с собой, если у того окажется достаточно интересный банковский счет…[/b]– Да, мы готовы были продать билет в кругосветку за 25 тысяч долларов. Называя эту сумму, мы отчетливо осознавали: даже самый подготовленный турист, даже спортсмен в уже сложившейся команде на четыре пятых – обуза и только на одну пятую – помощь. С другой стороны, наша цена была куда дешевле стоимости кругосветки от бюро Томаса Кука.[b]– И как, кто-нибудь откликнулся?[/b]– Нет. Но мы и не жалеем.[b]Канадцы не верили, что мы идем вокруг света[/b][b]– Легко ли удалось получить в Москве визы? Как вообще к вашим намерениям отнеслись чиновники иностранных консульств?[/b]– В общем, нормально. Только датчане потребовали заранее оплатить все страховки и отели (это связано с тем, что в этом государстве очень сильная система социальной защиты, и они боятся мигрантов-бедняков). Больше всего вопросов возникло в канадском посольстве. Эта страна, как нам показалось, никогда не рассматривала свою территорию как объект, потенциально интересный российским туристам. Когда русские едут в Канаду работать или на ПМЖ – это понятно. А тут туристы, да еще молодежь, да еще с кругосветкой?! Мало того, что визовый офицер подробно поговорил с каждым членом команды, он еще выспрашивал, как у нас в группе налажено разделение труда! Но в итоге все закончилось благополучно.[b]– Как обстоят дела с регистрацией рекордов?[/b]– В российской книге все наши достижения – первая кругосветка по 56й параллели, первое молодежное путешествие вокруг земного шара и маршрут с максимально возможным количеством транспортных средств и способов передвижения – думаю, будут отражены. А вот за попадание в международную книгу Гиннесса, видимо, предстоит побороться, учитывая «теплое» отношение ее администрации к россиянам. Во всяком случае, в ближайшее время мы направим официальным лицам все положенные рекордные отчеты с фото- и видеофиксацией.[b]– За спиной у вас – кругосветное путешествие. Какой город понравился больше всего? Только не говорите, что Москва…[/b]– Отчего не говорить, если это на самом деле так?! Из всех городов 56й параллели с российской столицей ни один не сравнится. Готов повторять это сколько угодно – несмотря на пробки, грязный воздух и толчею в метро.[b]– А любимое место на земном шаре у вас есть?[/b]– Там должно быть много солнца, чистый лес (лучше сосновый), много прозрачной воды, в которой легко и приятно плавать. Все эти условия счастливо сочетаются на Валдае, где летом у нас действует молодежный лагерь. Там, на озере Велье, любой желающий может пройти нашу клубную программу подготовки робинзонов – по одному из трех уровней сложности, который выберет. Мероприятие это достаточно массовое: в этом году через выживание на «необитаемом острове» прошло больше двух сотен московских ребят.[b]– Что чувствует человек в первые дни после завершения кругосветки? Есть ли ему куда стремиться, покорять какие-то новые вершины? Вообще, осталось ли место на земном шаре, где очень хочется побывать?[/b]– Конечно, и оно лежит вдали от исхоженных туристских маршрутов. Рядом с Чили в Тихом океане есть остров Робинзона – небольшой кусочек суши, где прототип знаменитого отшельника Александр Селькирк прожил в одиночестве долгие годы. Когда-то там была тюрьма, теперь – поселок с тремя сотнями жителей. Разве не интересно посмотреть на это историческое место? А творческих планов – горы. Уже надо готовить зимние программы клуба «Робинзонада». Мы оформляем их в виде развивающих игр – «Пожар», «Трофи», «МЧС» и «Криминал». За два дня в одном из подмосковных пансионатов ребята учатся, как выживать в соответствующих чрезвычайных ситуациях.[b]– Как это происходит?[/b]– Ну вот, к примеру, стандартное упражнение: школьнику завязывают глаза, устраивается задымление комнаты, и ставится задача за две минуты выбраться на улицу. Иначе – смерть от удушья. Нередки случаи, когда участник выходит на лестницу и… начинает подниматься, а не спускаться. Избежать таких казусов мы и учим ребят, если нечто подобное, не дай бог, случится в настоящей жизни. Ну и, наконец, быть может, удастся организовать какое-то интересное соревнование по мотивам нашей кругосветки.[b]– Каким образом?![/b]– Дело в том, что на нашем маршруте мы оставили несколько стандартных табличек-визиток. Они есть на уральской реке Ай, на Камчатке, на Байкале, на пике Бен-Невис и в Канаде, у музея Пис-Ривер. Не исключено, что в перспективе мы объявим какую-нибудь гонку-погоню за этими «трофеями», которые нужно будет еще поискать… В общем, мир полон удивительных приключений.Надо только суметь их увидеть. А кому, как не робинзонам, их замечать?[b]СПРАВКА «ВМ»[/b][i]Кругосветное путешествие «Робинзонады» по 56-й параллели северной широты за 56 дней включило в себя следующие этапы[/i]:[b]НУЛЕВОЙ[/b]. По Москве и поездом до Екатеринбурга.[b]ПЕРВЫЙ[/b]. Граница Европы и Азии, сплав по реке Ай.[b]ВТОРОЙ[/b]. Пересечение Байкала, восхождение на пик Птица.[b]ТРЕТИЙ[/b]. БАМ, Долина Гейзеров на Камчатке, восхождение на вулкан Толбачик.[b]ЧЕТВЕРТЫЙ[/b]. Перелет через линию смены дат в Ванкувер (Канада), сплав по реке Смоки, восхождение на пик Эдит Кэйвел, рафтинг.[b]ПЯТЫЙ[/b]. Пересечение Шотландии.[b]ШЕСТОЙ[/b]. Велотур по Дании и Швеции.[i]В итоге участниками экспедиции успешно освоено 41 средство передвижения: пешком, конный экипаж, речной трамвай, метро, поезд, экскурсионный автобус, катамаран, ползком, собачья упряжка, трамвай, морской катер, самолет, речной паром, колесный вездеход «Урал», большегусеничный трактор, «сидушки», вертолет, инвалидная коляска, травалатор, троллейбус, внутригородской маршрутный автобус, фуникулер, автомобиль, рафт, наклонный эскалатор, маршрутное такси, легковое такси, грузовик, моторная лодка, аэропортовская багажная тележка, легкое метро, фуникулер, автокар, велорикша, миниметро, лифт, ретроавтобус, скоростной лифт небоскреба, спасжилеты на плаву, четвереньки, велосипед.[/i]