Мы переплюнули Стамбул
[b]Давно погасли праздничные свечи. Разъехались по домам гости. И минуло уж полгода… Но вот журналисты приглашены на заседание Коллегии Федерального агентства по культуре и кинематографии по теме «Итоги Первой московской биеннале современного искусства».[/b]Ни одна из громких знаменитостей, заявленных в пресс-релизе (как то: Олег Табаков, Иосиф Кобзон, Людмила Зыкина, Анатолий Иксанов и другие), своим присутствием заседание так и не почтила. Под председательством Михаила Швыдкого на сцене конференц-зала, за столами, расставленными аккуратным строгим полукругом, сидели только руководители, занимавшиеся подготовкой и проведением состоявшейся зимой биеннале. В центре сцены стояла трибуна, так что внешне все выглядело очень-очень официально. В сухом остатке, впрочем, нового ничего не прозвучало.Биеннале посетили более 200 тысяч человек. Для сравнения – знаменитую Венецианскую биеннале посещают около 300 тысяч за все те полгода, пока она продолжается. Не отстали и по финансированию: бюджет московской биеннале составил 4 миллиона 300 тысяч долларов, переплюнув бюджет почтеннейшей стамбульской, составляющий обычно 3,5 миллиона.Сыграло мероприятие свою роль и в привлечении внимания к новому имиджу страны: например, на иностранцев неизгладимое впечатление произвела инсталляция в помещении Музея Ленина.И вообще «все хорошо», за исключением некоторых недостатков. Марат Гельман заявил, что настоящее гостеприимство проявляли музеи и частные галереи, а вот государство в лице министерства почти ничем не помогало. Иные выступающие сетовали, что еще много у нас темного народа, отказывающегося понимать современное искусство во всем многообразном блеске его инсталляций.А социолог и главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей и вовсе сорвал аплодисменты, зачитав семь причин и условий, необходимых для того, чтобы все решалось вовремя и эти самые московские биеннале со временем превратились в столь же важные для города события, как Московский международный кинофестиваль, Конкурс Чайковского или Театральный фестиваль имени Чехова.Так что вторая биеннале, скорее всего, состоится с расчетом на еще больший успех, чем первая. Вот только с центральной площадкой пока не все ясно: будут это Провиантские склады, которые по сей день в процессе модернизации, или же Большой Манеж, уже готовый принять художников.