Главное
Истории
Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Тренд: режим пещерного человека

Тренд: режим пещерного человека

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Сергей Женовач: Нужно открыть двери и устроить сквозняк

Развлечения
Сергей Женовач: Нужно открыть двери и устроить сквозняк

[b]Это похоже на сказку. Еще весной газеты наперебой писали о необыкновенном курсе, который набрал четыре года назад Сергей Женовач. И о том, как жаль будет, когда этот курс – фактически уже готовый театр – разбредется по театрам, антрепризам, сериалам и исчезнет.[/b][i]Всю первую половину нынешнего года вокруг 39-й аудитории РАТИ (ГИТИСа), где играли спектакли «женовачи», периодически случалась маленькая Ходынка из желающих посмотреть их дипломные работы.Наперебой последовали приглашения на фестивали и гастроли. Спектакль «Мальчики» самого Сергея Женовача (визитная карточка студии) уже успел получить спецприз и приз за лучшую мужскую роль на Третьем Международном фестивале театральных школ в Варшаве. Спектакль «Поздняя любовь» завоевал главный приз на аналогичном фестивале в Ярославле.На Международном фестивале им. Чехова в Москве спектакли «Мальчики» и «Как вам это понравится» Александра Коручекова представляли Москву в молодежной программе. А «Marienbad» Евгения Каменьковича недавно побывал в Сеуле.Но уже летом стало известно: «женовачи» остались единым театральным организмом – под неброским, но точным названием «Студия театрального искусства». С собственным статусом и не совсем безнадежной перспективой обрести свой дом.Пока же они приспосабливают свои дипломные спектакли для «взрослых» сцен и репетируют новые. А Сергей Женовач тем временем набрал новый курс.[/i][b]– Сергей Васильевич, в театральной среде вы никогда не имели репутации человека пробивного. И вдруг за столь короткий срок вам удалось из талантливого курса сделать театр, у которого есть статус и реальная надежда обрести помещение. Каким образом?[/b]– Все получилось довольно неожиданно. И мы с ребятами до сих пор не можем до конца осознать, что произошло. Цели такой – создать театр из курса – у меня не было, хотя накопились кое-какие мысли и некоторый опыт, в том числе и горестный. Но на четвертом году обучения ребята жили в режиме театрального организма – у нас было 6 названий, в месяц игралось минимум 15 спектаклей. 39-я аудитория ГИТИСа фактически превратилась в театр. И самое главное – появились зрители, которым это было интересно.[b]– Да уж – не протолкнуться было.[/b]– Ребята сами монтировали декорации, готовили костюмы, даже полы мыли перед спектаклем, чтобы принять гостей. И это на четвертом курсе, когда студенты обычно больше обеспокоены собственной судьбой! Мы стали обрастать друзьями и соавторами – со сценографического факультета, театроведческого, продюсерского. И расставаться нам не хотелось. А театр и возникает там, где актер раскрывается благодаря товарищу, партнеру. Театры не возникают по чьей-то инициативе, даже если кто-то подписал приказ и собрал людей. Это не театр, а учреждение. Мы просто пошли за желанием ребят, хотя и предупреждали, что жизнь будет трудная, особенно для немосквичей. Мы не декларируем своих программ и концепций (часто бывает так, что театра еще нет, а манифест уже есть). Просто у нас сохранилась возможность продолжать учиться друг у друга.Мы взялись за такой замечательный неоконченный роман Лескова «Захудалый род». И рады, что можем спокойно заниматься Лесковым. Можно повременить с распределением ролей, можно поискать, попробовать все, подождать, пока роль найдет своего исполнителя. Студия – это великая модель, опробованная Станиславским, Сулержицким, Вахтанговым и другими: школа–студия–театр.Перед профессиональным театром у актера обязательно должно быть ощущение студийности – вроде все еще продолжается, но уже немножко в другом статусе. В репертуарном театре ты заложник ситуации, ты должен все время думать о конечном результате, обязан побеждать, иначе просто обманешь ожидания людей, которые тебя позвали и чьи амбиции, часто даже и обоснованные, ты должен обслужить.Я убежден, что четыре года – крайне мало для обучения актерской профессии. Молодые люди в театральную школу приходят в 16–17 лет. Они только-только начинают постигать азы профессии, а их – не успевших окрепнуть молодых ребят – хватают и тут же бросают в сложный театральный организм. Потом мы удивляемся, куда же через некоторое время эти молодые таланты деваются. Студия – единственная возможность еще поучиться друг у друга, побыть в состоянии творчества, повременить с неизбежными срочными вводами и другими «радостями» театрального производства. И появились люди, которые дали нам эту возможность.[b]– И кто эти добрые дяди?[/b]– Не секрет, что сегодня ни один театр не живет только за счет государства. И в любой программке написано, кто помогает театру.[b]– Вам приходилось слышивать от чиновников: ну вот, еще один театр, которому нужны будут деньги и здание?[/b]– Учредить театр сегодня может любой человек. А по чиновникам я не ходил, к счастью. У нас есть директор Геннадий Дашевский и его помощник Олег Кленин – они взяли на себя организационные проблемы.[b]– А как насчет «квартирного вопроса»?[/b]– Об этом говорить пока преждевременно. Пока мы арендуем площадки в Центре им. Мейерхольда и в театральном центре «На Страстном».[b]– Кажется, что рождение «женовачей» зеркальным образом отражает появление «фоменок» – тоже курс, сгруппировавшийся вокруг Мастера, стал театром, да и группа крови у вас одна. А в чем ваше отличие? И, кстати, вам нравится это название – «женовачи»?[/b]– Название – традиция ГИТИСа, где сложилась система курсов-мастерских (замечательная идея Гончарова) и режиссеры с актерами учатся вместе. Отсюда и пошли фоменки, захаровцы, хейфецовцы, кудряши. Чем мы отличаемся – судить зрителям.Главное, что нам тоже удалось создать атмосферу взаимного восхищения, где не страшно пробовать, ошибаться, фантазировать, фонтанировать. Лажануться, в конце концов. Я не могу оборвать эту историю внутри себя – мне интересно, как дальше ребята будут развиваться. По такому же пути становления и развития шли и театры Додина, Васильева, Табакова. Это естественный путь. Где-то полгода назад у нас на «Мальчиках» был Лев Абрамович Додин с артистами. И сказал очень точную мысль. Когда человек попадает в театр, где ему не дали желанную роль, не повезло с партнерами и режиссером, плохо сшили костюм и так далее, он со временем знает, кого обвинить. Но когда все начиналось с такой вот компании по любви, где у всех были равные стартовые возможности, и в итоге у одного судьба сложилась лучше, у другого хуже, претензии можно предъявлять только самому себе. Это только кажется, что команды, подобные нашей, – сплошной рай. Быть вместе страшно трудно. Но театр и возникает только тогда, когда есть такая компания, иначе это скучное предприятие по производству спектаклей.[b]– Звучит как приговор репертуарным театрам, которые стоят себе десятилетиями.[/b]– Да, все знают, что надо делать. Только никому не хватает смелости, решимости. Нужна конкурсная основа, потому что не могут люди по 40–50 лет существовать в одном пространстве. Нужны программы людей, претендующих на лидерство. Нужно открыть двери и форточки и устроить сквозняк. А на вопрос «А судьи кто?» ответ очень прост – те же самые люди, что решают сейчас кому давать деньги. Чиновники, Комитет по культуре, городские власти, видные театральные деятели и сами театры. Ротации в театре и так происходят, только при конкурсной основе они будут открытыми.Когда люди находятся в подвешенном состоянии, они ищут работу, придумывают, выдают идеи. Как только получают место – например, худрука, – начинают чувствовать себя в своей вотчине. Если возникает какая-то компания – заключите с ней договор на три года, если она дышит и развивается – продлите контракт.Другое дело, у людей должна быть социальная защищенность, достойные пенсии. Всегда очень страшно за молодежь, которую мы проигрываем, и старых артистов, которые обречены существовать на маленькую пенсию. А люди среднего возраста всегда найдут себе работу.[b]– Ваши «женовачи» способны вписаться в нынешнюю систему ценностей, соответствовать конъюнктуре, выживать, мутировать, или они все-таки немножко не от мира сего?[/b]– Театр не монастырь, нельзя отделять его от мира, в котором мы живем. Как говорит Алеша Карамазов – не надо бояться жизни. Скажем, принято ругать сериалы. А мне кажется, что халтура начинается не с жанра, а с отношения, когда сам артист считает, что сериал дурацкий, роль неинтересная, режиссер так себе, и уговаривает себя тем, что он деньги заработает. Это и есть измена профессии, которая со временем обязательно отомстит. Просто сериал – особый жанр. Но когда я вижу, например, как замечательный Лев Борисов работает в «Бандитском Петербурге», глаз нельзя оторвать.Или участие в пресловутой рекламе. Надо умудриться так душевно сказать «пиво пил», чтобы вся страна тебя полюбила. Нет здесь никакого режиссерского приема, а есть обаяние личности, природная малохольность и открытость. Саша Семчев – прекрасный актер, и я очень рад, что мы с ним сочинили Лариосика в спектакле МХТ «Белая гвардия». Это мы соотносим его только с рекламой пива, а, скажем, прекрасного артиста Мишу Пореченкова – с агентом национальной безопасности. А они просто хорошо выполнили свою работу. Конечно, счастье – найти своего режиссера, партнеров-единомышленников, расти и развиваться вместе с ними. Но все равно это когда-нибудь закончится.Я рад, если наши ребята будут сниматься. На днях к нам на спектакль приходил режиссер Андрей Звягинцев. До этого – Алексей Учитель, Николай Досталь, Александр Рогожкин. И я рад, что они хотят работать с нашими ребятами. Другое дело, что нельзя через съемки разрушать образ жизни театра, который должен быть на первом месте.Но в нашей профессии нет предательства – есть исчерпанность отношений. Как в любви. Счастье – прожить всю жизнь вместе и умереть в один час. Но если так не случилось, лучше расстаться и обрести счастье с другим человеком. Или в другом театре. Главное, чтобы не ушло желание быть вместе, играть и постигать жизнь через театральную игру.Когда произносишь слова Достоевского, Шолом-Алейхема или Лескова, это просто уроки жизни. Точно не ты работаешь над пьесами, а над тобой работает великая литература. Столько мыслей вычитываешь у того же Лескова! Как научиться быть счастливым в несчастье. Научиться воспринимать беду не как крах, а как данность. Или откуда в счастье возникает предчувствие беды, которую надо принять достойно. Мысль вроде бы понятная, но когда ты художественно ее проживаешь, она воздействует на тебя гораздо сильнее.[b]– А кому принадлежит идея вычленить из «Братьев Карамазовых» линию «Мальчиков» – вам или коллективному сознанию?[/b]– У меня была и остается мечта поставить «Братьев Карамазовых» по сюжетным линиям. Уже написана композиция по Мите Карамазову – «Исповедь горячего сердца». Или сделать спектакль про Смердякова. А здесь все получилось даже как-то слишком красиво. Я увлекся главой «Исповедь горячего сердца», хотел сделать спектакль (может, еще и сделаю). И поехал с моим товарищем, прекрасным артистом Сергеем Качановым в Старую Руссу, место действия «Братьев Карамазовых», где была дача Федора Михайловича.Иногда данное место так одухотворено персонажами великой книги, что, кажется, время прошло – а все осталось. Вот трактир «Старый город», только сейчас он называется «Рушанка». И, сидя за столиками, также можно разглядывать площадь, где Митя трепал за мочалку Снегирева. И также можно заказать уху и стопку водки и говорить о Боге. А в этой лавке Митя закупал шампанское и конфеты перед тем как отправиться в загул с Грушенькой в Мокрое. Вон дом Катерины Ивановны (даже табличка есть). А вот мостик через речку Малашку, где мальчики кидались камнями в Илюшечку… Есть там такое удивительное место, где встречаются три реки.Только что прошел дождь, на дорогах остались лужи. И вдруг я увидел, как навстречу нам идет компания пацанов лет десяти-двенадцати. Идут шеренгой, держась за плечи, и обходят лужи, не разрывая свою цепочку, не разрушая свое мальчишеское братство. И я тут же понял, как делать «Мальчиков». Сел и за несколько недель написал композицию. И ход сразу нашелся – мальчики все время должны быть на сцене, чтобы на наших глазах с ними произошли все изменения, и они прошли путь от ненависти к любви.[b]– А в жизни-то они верят в такую «нравственную траекторию»?[/b]– Профессия наша такова, что мы должны быть как бы без кожи, быть островосприимчивыми, чтобы входить в любые структуры. Нельзя сказать, что работа над «Мальчиками» способна изменить человека. Но когда ты проигрываешь, продумываешь такие ситуации, они неизменно остаются в твоей душе. Поэтому так хочется, чтобы ребята почаще произносили со сцены «правильные» слова.[b]– Поэтому вы и не ставите современные пьесы?[/b]– Да я мечтаю ее поставить! Но пока не могу найти пьесу, которая поведет меня за собой. Те пьесы, которые приходится читать, можно разыграть за один день, и на второй спектакль там нечего будет играть. Сейчас почему-то принято думать, что пьесу можно написать по заказу. К конкурсу, например. Пойти с диктофоном в толпу, записать случайные разговоры – это не искусство. Искусство – когда одухотворено, когда найдет способ театральной игры, мировосприятия. Как это было у Пиранделло, Чехова, Вампилова, Беккета. Театр не живет без современных пьес, но на Чехова или Теннесси Уильямса, как ни крути, спрос больше. И невозможно представить, что какое-то поколение не увидит на сцене, как погибает Алеша Турбин, или как опять рвутся в Москву три сестры.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.