Останутся лица
[b]А предварит его премьера документального фильма о Марке Захарове «Учитель, который построил дом».На пресс-конференции в «Ленкоме» присутствовали создатели телеверсий спектаклей. Их будет восемь, поставленных и снятых в разное время: «Юнона и Авось», «Варвар и Еретик», «Королевские игры», «Чайка», «Мистификация», «Поминальная молитва», «Вабанк» и «Безумный день, или Женитьба Фигаро».[/b]Фестиваль начнется 5 ноября легендарной «Юноной и Авось» в первом звездном составе: Николай Караченцов, Елена Шанина, Александр Абдулов. А закончится под Новый год фееричной «Женитьбой Фигаро».Поблагодарив «Культуру», Захаров с присущей ему иронией заметил: «Сам буду ждать этот фестиваль, хотя некоторые спектакли уже переделал бы…» И грянула дискуссия. Нужно ли переносить театральные спектакли на пленку? И можно ли сделать это без потерь? И, главное, снимать ли живой спектакль из зала или создавать специфическую телеверсию, снятую без зрителя? В разговор включились Олег Иванович Янковский, Александр Викторович Збруев и Леонид Сергеевич Броневой.Броневой вспоминал, как снимал телеверсии собственных спектаклей Анатолий Эфрос.Янковский предложил свое ноухау: включать в ткань телевизионного спектакля маленькие эпизодики из-за кулис – например, выход актера из гримерки на сцену и т. д.Марк Анатольевич вспомнил о том, какое сногсшибательное впечатление произвел на него спектакль Анатолия Васильева «Взрослая дочь молодого человека», но вот после телеверсии ощущения события не возникло».В общем, пришли к выводу, что вызвать с помощью экрана у зрителя то чувство, которое он испытывает на лучших спектаклях в зале, попросту невозможно.И все же сошлись на том, что дело все равно благое. Потому что есть люди, например, во Владивостоке, которые, может быть, никогда не увидят эти спектакли: не поедут в Москву, а театр не приедет туда.Даже Леонид Сергеевич Броневой уверен: хоть некоторые спектакли, показанные по телевидению, вообще не похожи на оригинал, тем не менее через годы останутся, может быть, хотя бы лица.