Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Не ведьма, не блудница

Развлечения
Не ведьма, не блудница

[b]На Третий московский музыкальный фестиваль «Владимир Спиваков приглашает...» явился редкостный французский гость – оратория Артюра Онеггера «Жанна д’Арк на костре» по мистерии Поля Клоделя. Это мечта галломана и меломана одновременно! Однако этот исконный француз прибыл в Дом музыки в странном наряде. Видимо, одевался впопыхах, недостающие в его готическом костюме детали подбирал в гардеробе российского щеголя.[/b]Клодель, великий драматург XX столетия, которого у нас не ставят, почти не читают и не переводят, учился писать у Эсхила, а верить в Бога – в католическом соборе. Отсюда его интерес к сочетанию хорового пения с игрой драматического артиста. Еще Клодель любил кино.С выдающимся композитором Онеггером их свел не только заказ актрисы Иды Рубинштейн, которой захотелось сыграть Жанну д’Арк, но и общее увлечение техникой киномонтажа.В результате в 1938 году они создали уникальное действо, в котором принцип древнегреческой трагедии уживался с приемами средневековой мистерии. И все это было смонтировано в духе современного им кинематографа: из непредсказуемых скачков от общего плана к крупному, из прошлого Жанны – в ее настоящее, от конкретного – к аллегорическому, из реальности – в мир потусторонних голосов.В благородном порыве к просвещению московской публики Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр, взрослые хористы и хористы-мальчики исполнили для нас эту неведомую и прекрасную музыку. В менее благородном порыве к успеху Спиваков привлек два громких имени. Жанну приехала играть французская дива Фанни Ардан. А поддать зрелищности изначально малоподвижному спектаклю (Клодель рисовал Святую привязанной к столбу, так что даже крестилась она двумя скованными руками) обязался Кирилл Серебренников. Для режиссера это первый опыт работы в музыкальном театре и уж, конечно, мистерий прежде ставить ему тоже не доводилось.В драматическом театре Серебренников успешно перекраивает классические пьесы на современный лад, прекрасно умеет видеть наши лица у их персонажей. Но музыкальный текст неподатлив. Он требует, чтобы, например, победное шествие короля, ведомого в Реймс счастливой Жанной, вызывало благоговение крестьянской толпы, встречающей его как Мессию.Вместо этого мы видим, что какой-то заправский парторг агитирует народ рьяно размахивать платками, выказывая казенный восторг. Музыка требует, чтобы гротескная встреча Ветряка и Мамаши Винной Бочки, олицетворяющих сытость и достаток крестьянской Франции, была наполнена добродушием и весельем, ритмом неуклюжего танца-топтанья. Но режиссеру и тут не дает покоя злосчастная Совдепия, ему мерещутся «Рабочий и колхозница».Так тексты музыкальный и театральный живут каждый своей жизнью, лишь изредка соприкасаясь. Если бы не бегущая строка с переводом, можно было бы только слушать. Ну и, конечно, если бы не Фанни Ардан и Дмитрий Назаров в роли брата Доминика.У Клоделя с Онеггером Жанна д’Арк – наивная и перепуганная девочка, почти сломленная жестокостью пыток и бешенством толпы. Лишь постепенно, с помощью доброго монаха вспоминая каждый пройденный ею шаг, она возвращает веру в то, что слушалась небесных, а не дьявольских голосов, что вывела Францию из хаоса, а не посеяла смятенье.Ардан появляется коротко стриженная, говорит резким сипловатым голосом, голосом Эдит Пиаф. Она играет бравого Гавроша, возмущенного, негодующего на то, что его оторвали от игры в войнушку, отняли шпагу и знамя, не пускают взять королевского коня под уздцы и победоносно провести через всю страну. Ей не страшны выкрики: «Ведьма!», «Еретичка!», «Блудница!» И только печальный, грузный брат Доминик унимает ее, напомнив, что не своими силами совершила она эти подвиги.Многое в этом замечательном по замыслу проекте сколочено на скорую руку. Понятно, что бессмысленный видео-арт, проецируемый на большой экран, лишь прикрывает отсутствие более трудоемких декораций. Заметно, что верный МХАТовец Назаров и французская звезда играют в разной манере, хоть его работа над сложным текстом и вызывает восхищение. Все это вряд ли поспособствует славе двух прекрасных авторов, Клоделя и Онеггера, на русской земле. А жаль!

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.