Главное
Истории
Лучшие места для отпуска в Китае

Лучшие места для отпуска в Китае

Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Сам себе следователь

Развлечения
Сам себе следователь

[i]Мы живем в стране, где слово «политика» непременно тащит за собой слово «расследование» и где каждое серьезное расследование неминуемо имеет политический подтекст. Жанр телевизионных расследований стал судьбой и проклятьем всего постперестроечного отечественного телевидения.Для того, чтобы разобраться в особенностях национальных телерасследований, корреспондент «ТТ» встретился с патриархом жанра [b]Олегом ВАКУЛОВСКИМ.[/i]ТТ: Хотелось бы разобраться с вашей помощью, в чем разница между банальным сливом компромата и высоким жанром «политического расследования»? [/b]О.В.: Слив — это когда тебе дают информацию и говорят «фас». Расследование — это когда ты сам выходишь на тему или добываешь информацию через свои надежные источники, и тебе абсолютно все равно, кто останется в минусе, кто сядет в тюрьму, а кто останется в белом костюме. Это самое упрощенное объяснение. Бывают, разумеется, ситуации, когда журналиста с именем используют вслепую. Ему начинают аккуратненько подбрасывать информацию, которая содержит в себе интересные факты. Но вместе с этой наживкой журналист должен слопать что-то еще. Этим занимаются специалисты психологической войны. И в этих случаях действуют часто даже не через самого маститого журналиста, а через его подручных, репортеров, информаторов. В нормальном расследовании журналист обязательно пытается выйти на все стороны участников конфликта. Если по программе видишь, что у каждой стороны пытаются вытянуть информацию или точку зрения, это уже не слив. Слив исключает множественность позиций.[b]ТТ: Но, согласитесь, состояние перманентной информационной и политической войны настолько размыло границы между плохим и хорошим, дозволенным и недозволенным, что разобраться в том, где кончается слив и начинается расследование, просто невозможно. Как результат — потеря доверия аудитории...[/b]О.В.: Это очень мило, что вы все переводите на телевидение. Абсолютно то же самое произошло с газетами. Давайте говорить честно: доверие упало и к газетам, и к телевидению.[b]ТТ: Но мы говорим о телевидении, которое больше, чем газеты, влияет на умы. И политические расследования или слив под видом расследований сыграли здесь очень значительную роль[/b].О.В.: Возвращаясь к телевидению. Да, оно потеряло доверие зрителей. Кто открыл шлюзы? Шлюзы открыл Доренко. Он перешел ту границу, которую переходить нельзя. Я преклоняюсь перед ним как перед артистом, шоуменом. Великолепно работает, четко интонирует, умеет расставить акценты. Но все претензии по поводу нечистого мундира журналистики надо обращать к Доренко.[b]ТТ: Что делать, чтобы вернуть это доверие? [/b]О.В.: В шею гнать шоуменов. Нет, не с телевидения, а из журналистики. Дайте шоуменам площадки и программы, где они будут развлекаться вволю, но пусть они никогда не подходят близко к журналистике. В свое время, когда мы стали свободными, честными, частными и отвязанными, шоумены вытеснили с телевидения журналистику как таковую. Это привело к потере доверия к телевидению, так как эти люди не были способны сформулировать правильно ни одной умной мысли. Но еще более страшное произошло, когда появились такие люди, как Доренко, формулирующие мысли правильно. Но у таких людей нет этических границ.[b]ТТ: Насколько в принципе реально делать настоящее расследование с камерой в руках, думая при том, как сделать это интересным для аудитории.[/b]О.В.: Мой фильм, который я очень люблю, — «Красавица и чудовище» о киллере № 1 Александре Солонике.Это тема, о которой все писали, все говорили. Там есть все, что «вкусно»: красавица модель, Эгейское море, белоснежные виллы, спецслужбы, заказные убийства, бандиты, безумная история двух побегов. Американцы давным-давно сделали бы на этом 150 серий фильма об их национальных уголовниках. Но мы занимались этой темой не для того, чтобы смаковать историю. В процессе работы мы вышли на вещи, о которых вообще не говорилось: о том, что Солоник, возможно, был завербован греками, что у нашего президента есть служба безопасности, которая работает независимо от службы внешней разведки и имеет агентурную сеть по всему миру... Иными словами, мы вели работу над очень серьезными вещами. И сейчас нами собран материал для второго фильма о Солонике.Конечно, намного сложнее сделать программу, когда у тебя проблема, куда сперли пять миллиардов долларов. Ты начинаешь копаться в бумажках... Но и здесь по ходу дела обязательно всплывут и заказные убийства, и все то, что необходимо детективу... Профессиональное расследование — это умение добраться до самых разных пластов дела. Тогда это и содержательно, и интересно...[b]ТТ: Прокомментируйте предложение запретить СМИ вести расследования.[/b]О.В.: Когда я услышал это заявление г-жи Слиски, чуть в столб не въехал. Такой глупости даже придумать невозможно. Даже человек, который очень хочет, чтобы таких расследований не было, никогда в жизни этого не сформулировал.[b]ТТ: Возможно, это такой пробный шар, чтобы вызвать реакцию аудитории и самих СМИ? [/b]О.В.: Честно говоря, я не думаю даже, что это зондаж общественного мнения. Ситуация слишком анекдотична. Вопрос состоит в том, будут ли вообще сейчас зажимать СМИ и в каких формах. Вполне реально, что все это будет происходить в форме спускания сверху каких-то директив, мягкого шантажа... Мне кажется, что сейчас невозможно проводить серьезные расследования, работая на ОРТ, работая в ВГТРК. Сомневаюсь также, что и на НТВ можно сыграть по правилам.[b]ТТ: Возьмем другую крайность — тандем журналистики и спецслужб. На телевидении масса программ, в которых рассказывается о работе органов. Александр Любимов запустил фильм-расследование «Рынок рабов», сделанный совместно со спецслужбами. Во что может вылиться такое сотрудничество? [/b]О.В.: В принципе, мы — журналисты и спецслужбы — делаем похожую работу. Информационно мы заинтересованы друг в друге. Спецслужбам необходим выход на телевидение с тем, чтобы показать какую-то свою работу. За это они готовы предоставить эксклюзив. Нам часто необходима помощь спецслужб в подготовке материалов. И я не отвергаю этих форм сотрудничества. Ради своего «пиара» журналисту могут подкинуть что-то «вкусненькое». Пожалуйста, пользуйся этим, но не забывай о своих обязанностях журналиста.Но здесь есть границы, и границы очень тонкие, которые нельзя переходить. Вот тебе дал интервью человек, который находится под колпаком, а потом приходят представители спецслужб, чтобы выяснить, что являлось содержанием вашей беседы.Журналист не имеет права раскрывать эту информацию. Принцип должен быть один — они должны узнать это либо во время эфира программы, либо после.Вообще в контактах со спецслужбами я всегда отталкивался от личных отношений. Спецслужбы — это сложная машина, но там работают люди, среди них есть и откровенно продавшиеся люди, и люди в высшей степени честные и достойные. Моя позиция — журналист не должен служить спецслужбам, но нет ничего плохого в сотрудничестве.Самый яркий пример такого сотрудничества (и в последнее время таких ситуаций все больше), когда следователь, который раскрывает преступление, связанное с некими иерархическими фигурами, попадает под давление. Он прекрасно понимает, что ему не дадут довести дело до конца. И тогда он приезжает к нам с тем, чтобы выдать интересную информацию, спровоцировать скандал и привлечь внимание к делу. Эффект всегда достигается. И я прекрасно понимаю, что помогаю ему, но я помогаю в его работе, а не в том, чтобы выгородить кого-то в этом деле.[b]ТТ: Не слишком ли это идеалистическое отношение к вопросу? [/b]О.В.: С помощью такого сотрудничества мы предотвращали заказные преступления. Потому что всегда заранее известно, кого заказали. У спецслужб есть эта информация. И заказчик заинтересован убрать человека до того. Человек выступил в эфире, все — он уже в безопасности.Спецслужбы всегда осведомлены о том, кто заказан. И они способны предотвращать такие убийства, если у них нет заинтересованности в эффекте, который вызывает такое убийство в обществе или какой-то среде.[b]ТТ: Ваш прогноз того, как будут развиваться отношения СМИ и органов в новых политических условиях.[/b]О.В.: Дело в том, что часть журналистики слилась с органами давно и в экстазе. Есть другая часть журналистики, которая по необходимости находит точки соприкосновения. Есть, наконец, те, кто отрицает даже возможность говорить «здрасьте» человеку из органов. Такое разделение было и будет всегда. Нет у меня мрачных предчувствий по поводу осени. Я вижу большую заинтересованность определенных лиц и кругов в том, чтобы создать панику. Мне кажется, что впереди у Путина большие трудности, и предстоит большая политическая война. Но это не несвобода.Кто сейчас больше всех кричит: «Фашизм, тоталитаризм, Путин»? Это либо мои клиенты по расследованиям, либо очень наивные демократически настроенные журналисты. Наивные демократические журналисты — наша беда, потому что их легче всего использовать.В свое время нашим органам внутренних дел были известны все основные экономические преступления и преступники. Были готовы булавки, чтобы пришпилить всю эту коллекцию бабочек. На Съезде народных депутатов лоббировалась инициатива о включении в доказательную базу аудио- и видеонаблюдений. Если бы она была законодательно принята, это позволило бы предотвратить последующий огромный вал экономических преступлений. Но в тот момент была запущена страшилка: «КГБ возвращает свои позиции». И никто ничего не проплачивал. Наши демократы и журналисты совершенно искренне помогли уголовникам.[b]ТТ: Что вы приготовили для зрителей к осени, которая, как вы сами сказали, не вызывает у вас опасений? [/b]О.В.: Осенью мы выйдем в новой сетке ТВЦ с сенсационными расследованиями, но исторического характера. Кроме того, в сентябре выйдет фильм-расследование об убийстве Александра Меня. Затем, надеюсь, выпустим второй фильм о Солонике. Об остальном говорить не буду — боюсь сглазить.Знаю одно — без работы не останемся. На ТВ всегда был большой дефицит в жанре расследований. Если сейчас Генеральной прокуратуре скажут: «Давайте расследуем все самые громкие преступления по-честному», понадобится несколько месяцев только для того, чтобы понять, с чего начать. На телевидении в жанре расследований нет никакой конкуренции — перед нами поле непаханое.[b]Фото - Пресс-служба ТВЦ[/b]

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.