Дживан и его духи
[b]В Доме музыки выступил Дживан Гаспарян – главный дудукист планеты, умудрившийся привезти армянскую народную музыку не только на Красные, но даже и на Голливудские Холмы.[/b]Гаспаряна в ММДМ ждали долго. Он не появился даже в восемь. Затянувшаяся пауза неожиданно разрешилась выходом на сцену Дмитрия Диброва, который сразу же признался, что его появление не имеет никакого смысла и что «дядя Дживан» пригласил его «просто по любви».Однако спонсоров Дибров все же перечислил. Последовал короткий фильм, в котором «дядя Дживан» вкратце рассказывает о смысле жизни. Когда было покончено и с фильмом – суперсовременным роликом на одну из композиций легендарного музыканта, – перед слушателями все-таки появился сам Гаспарян в сопровождении еще двух армянских музыкантов.Вообще, почти любая народная музыка действует подобно гипнозу, особенно если не использовать слишком резко звучащих инструментов вроде жалейки или волынки. Дудук – это как раз тот случай, когда концерт легко может превратиться в гипнотический сеанс.Один только тон этого инструмента вводит в оцепенение, не говоря уж о тех мелодиях, которые из него извлекает «дядя Дживан». Разложенные на три голоса, эти мелодии и вовсе, наверное, могут своей красотой и народным совершенством довести человека до смерти. Правда, до трагических случаев на концерте в ММДМ не дошло – армянские музыканты играли относительно недолго, так как были предусмотрены еще выступление вокалистки Анны Маилян и даже выход целого ансамбля, собиравшегося исполнить с Гаспаряном отрывки из его знаменитых саундтреков к «Последнему искушению Христа» и «Гладиатору».Анна Маилян – маленькая женщина с могучим голосом – в своем желании познакомить слушателей с вокальными традициями армянского народа зашла слишком далеко. В смысле, далеко в прошлое.После исполнения нескольких песен совместно с трио Гаспаряна она спела две вещи, относящиеся аж к дохристианскому армянскому вокальному наследию. Когда же дело коснулось музыки к американским блокбастерам, на сцене появились музыканты, вернувшие ход концерта в XXI век, – они подключили к динамикам синтезатор и электрогитару. Правда, исполнение «голливудской» музыки Гаспаряна не заладилось. У клавишника как-то прыгала громкость, а барабанщик с трудом подгонял свои дроби под уже запрограммированные. Дело здесь, может быть, было в обыкновенной усталости – к концу подходил второй час концерта.А может быть, Анна Маилян своим аутентичным исполнением разбудила духов дохристианской Армении. Их ведь, наверное, все эти американские выдумки о гладиаторах и Иисусе Христе не только смешат, но и раздражают.