Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Евгения Середа: Язык полезно рассмотреть под микроскопом

Общество
Евгения Середа: Язык полезно рассмотреть под микроскопом
Евгения Середа с 11 лет играла в театре-студии «ОАЗИС», а во время учебы в университете получила еще и режиссерское образование. Она считает, что театральный опыт очень помогает при ведении урока: позволяет и учеников зажечь, и самой не выгореть дотла / Фото: Антон Гердо
У Евгении Середы, учителя русского и литературы Детского воспитательно-образовательного комплекса «Пенаты», год начался удачно. Вышла монография, готовится к печати учебное пособие, а весной предстоит защита диссертации. Докторской.

Монография написана в соавторстве с Иваном Колечкиным, учителем географии, заместителем директора «Пенат». Она посвящена интеграции естественно-научного и гуманитарного знания. Например, русского языка и литературы с географией.

- Евгения Витальевна, а докторская о чем?

- Об интеръективации в современном русском языке, то есть о переходе полнозначных слов в междометия. Вот деепричастие: «Ученики выходили из класса, благодаря учителя». А вот то же слово в роли служебной части речи: «Благодаря дождю мы не пошли гулять». Очень интересное явление, его понимание важно для преподавания и орфографии, и пунктуации.

- Я замечаю, что учителя-словесники всегда больше любят либо литературу, либо русский язык. Вы скорее лингвист?

- Да. Когда я поступала на филологический факультет, я больше любила литературу. Но у меня были роскошные преподаватели, они дали мне понять, насколько же русский язык богаче и ярче, нежели мы его себе обычно представляем, насколько же это живой организм. И, как всякий живой организм, его полезно иногда рассматривать в микроскоп.

- Это как? Интегрировать еще и с биологией?

- Изучать внутреннюю форму слов, законы, по которым он построен. В этом смысле Единый государственный экзамен как форма контроля полезен. Если ты не знаешь теорию языка, ты не справишься с частью В.

- Редко приходится от учителей что-то хорошее про ЕГЭ слышать!

- Конечно, в нем есть и минусы. Раньше теория языка была нужна только ученикам, которые собирались в гуманитарный вуз. Технарям достаточно было подготовиться к написанию изложения. А сейчас под эту планку подгоняют всех. Но это надо воспринимать как данность, и моя задача — помочь детям с этим справиться.

- И как здесь помогает та самая интеграция с естественными науками?

- Она создает целостную картину мира. Важно понять, что русский язык не заканчивается вместе со звонком на перемену. Например, в рамках проекта «Литературная карта России» ученики работают со снимками из космоса, выстраивают и наносят на карту маршруты для образовательных туристических экспедиций. Если ты не знаешь, как пишется «Йошкар-Ола», ты ее не найдешь на карте.

В рамках проекта «Уроки географии» (это съемка образовательных передач о российских регионах) наши ученики поездили по стране. Они вернулись другими! Они обнаружили, что в Татарстане многие свободно говорят на двух языках, причем на русском — грамотнее, чем в Москве! А как красиво, напевно говорят в Вологде! Насколько же, оказывается, русский язык многообразен!

- А за границу в этом смысле ездить полезно?

- Тоже полезно. Я заметила, что уже лет десять, как закончилось влияние английского языка на детскую речь. Раньше можно было слышать конструкции вроде «Я имею брата и сестру». А сейчас дети поездили по Европе, поняли, что, например, в Испании английский язык тебя не выручит, там его знают плохо. И стали учить и другие языки. Английский потерял монополию и перестал давить на русский.

- С чем еще можно скрещивать русский язык?

- Мой знакомый Павел Дронов, учитель физкультуры из школы № 1143, придумал давать освобожденным от спортивных занятий детям задание: вставлять пропущенные буквы в словарные слова из спортивной лексики («хоккей», «теннис») и сочинять простые распространенные предложения, в которых они бы использовались.

- То есть дает им гимнастику для ума! От которой ни одна справка не позволит отвертеться.

- А от нее и не надо «отворачиваться». У нас в школе есть правило: учителя истории, математики, других предметов сообщают преподавателям русского, насколько грамотно ученики пишут в тетрадях. И те, кто пишет через пень-колоду, получают дополнительные упражнения.

Это опять-таки напоминание о том, что правильная речь важна не только на уроке русского. Некоторые из всего богатства русского языка отбирают для себя и используют всего 3–4 десятка слов, и те невпопад. Знаете, кого они мне напоминают?

Эллочку-Людоедочку?

- Скорее Плюшкина. Хочешь оживить душу — используй русский язык на полную катушку. Но с толком.

СПРАВКА

Евгения Середа родилась в 1978 году в Москве. Окончила филологический факультет Московского педагогического государственного университета (2000), защитила кандидатскую диссертацию (2004), готовится к защите докторской. Преподает с первого курса. Доцент Военной академии Министерства обороны РФ, где работает с 2004 года.

Финалист конкурса «Учитель года Москвы» (2000), лауреат профессиональных премий, автор нескольких учебных пособий и множества научных статей.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.