Вячеслав Зайцев: Сюртук — прибежище в печали и радости
[i]Два человека у нас категорично и бесповоротно перешли на заочную форму общения с журналистами, живой беседе предпочтя письменный допрос. Фантаст Кир Булычев и виртуальный Виктор Пелевин — они связь с прессой поддерживают с помощью Интернета. Третьим два года назад стал Вячеслав Зайцев. Сначала его помощник любезно предлагает обменяться факсами с вопросами и ответами или курьерами. Затем модельер объясняет причины: «Хоть я и теряю больше времени, когда сам пишу ответы на вопросы, но я спокоен — за свою «глупость» буду расплачиваться сам. Если, правда, не вмешается редактор». Все дальнейшие уговоры напрасны.«Ириша (Мариша, Катюша...), это мои принципы», — звучит в ответ. Что ж, вздохнув, я набираю номер факса Дома моды Славы Зайцева и, заслышав позывные трели на том конце провода, стартую.[/i][b]Время — деньги — Что для вас дороже: время или деньги? [/b]— Только время. Все остальное можно купить, а время купить невозможно. Будет время, будет желание, можно и деньги заработать. Наоборот — никогда.[b]— На что в вашей жизни никогда не хватает сил? [/b]— На личную жизнь.[b]— Сколько часов, минут, секунд в день вы можете позволить себе посвятить своему увлечению живописью? [/b]— Столько, сколько остается от основной работы. А это значит, почти ничего. А если и есть время, то это мгновения. И в эти мгновения я стремлюсь реализовать накопленную страсть, жажду творческого воплощения… [b]— Во сколько обычно начинается и заканчивается ваш рабочий день? Какое время суток у вас самое продуктивное? [/b]— Рабочий день начинается с 8 часов, а заканчивается чаще после полуночи. Самое продуктивное время, если я дома, с 21 часа до 24, иногда позже. Это время, которое принадлежит только мне. Это время созревания и реализации идей на бумаге.[b]— Материальные проблемы Театр моды Славы Зайцева сейчас знает? [/b]— Они существуют и существовали всегда. В моем театре в основном работают одержимые альтруисты, влюбленные в творческий процесс самовыражения через костюм, музыку, пластику, сценическое действо.[i]Отступление №1. Его рабочий день начинается в 8.00!!! По отношению к себе и к своим сотрудникам он «строг, но справедлив».[/i][i]Однажды, приучая всех к порядку, он встал утром на входе собственного Дома моды и стал заносить в «черный список» всех опоздавших. Больше в его коллективе проблем дисциплины не возникало.[/i][b]И вечный бой — «Вспомните эпоху Возрождения. В то время мужчина по сути был более выразителен, чем женщина. Сознание наших мужчин в этом вопросе надо менять. Я уже 30 лет борюсь за эти изменения и отстаиваю право мужчин на первенство» — ваши слова. Заметные успехи в этой неравной борьбе есть? [/b]— Безусловно. Это относится прежде всего к молодежи как к наиболее быстро реагирующей на изменение настроения в мире моды, а также к элитарно-продвинутой среде людей, имеющих эксклюзивную возможность (благодаря материальной обеспеченности) реализовать любую мечту, идею. Заметно, что эта категория мужчин активно влияет и на свое близкое окружение.[b]— А если говорить о дальнем окружении, что нового вы отмечаете в лицах, походках людей улицы 2000 года? [/b]— Наибольшее количество людей (и из них не меньшая часть интеллигенции), оставшихся за чертой бедности и донашивающих ранее купленное, чувствуют себя неуверенно, стесненно, комплексуют, отсюда и выражение на их лицах, далеко не восторженное от нынешней жизни. Да и походка их, этих милых людей, уставших ожидать перемен к лучшему, не отличается особой жизненной силой или завораживающей энергией.Может быть, на особых презентациях, приемах, где собираются избранные, можно увидеть холеную, сытую уверенность на лицах и жесткую или вальяжную упругость в походке...[b]— В зависимости от расклада политических сил в стране может ли что-то измениться в вашей коллекции? [/b]— Ну если только отрежут руки или зазомбируют. А так, все годы я пою Гимн Гармонии Человека и Природы, и вряд ли может что-то повлиять на мои взгляды на профессию. Почти сорок лет независимо от расклада политических сил в стране я стремлюсь подарить людям радость познания и прикосновения к красоте, скрытой в природе искусства одежды.[b]— Цитирую вас: «Я никогда не разрушаю форму, заданную человеческой фигуре природой. Я не поднимаю наверх бедра и не опускаю грудь». Неужели никогда не было соблазна «похулиганить»? [/b]— Соблазн был и есть. Но я не могу занимать чужую нишу. Я определился с предпочтениями к стилю женщины возраста элегантности и из года в год пытаюсь углубить свои знания в познании тайн этого феномена. И представьте себе — это очень занимательно.[b]— Вы говорили, что вдохновение черпаете из своего космического астрала. А простые земные встречи вдохновляли вас на создание коллекции? [/b]— Почти никогда.[b]Шляпки долой! — В вашей коллекции прет-апорте весна—лето 2000 года женщина осталась без шляпки, но с высокой прической. Тенденция? Если да, надолго ли? [/b]— Думаю, это временная передышка. Доселе было предложено так много вариантов головных уборов, что я посчитал: женщине необходимо дать время все переварить и сделать свой окончательный выбор. Понимая, что русская женщина исторически всегда ходила с покрытой головой, я найду возможность порадовать ее своими новыми откровениями в следующих коллекциях.[b]— На что во внешности женщины совершенно незнакомой — просто в первый раз ее видите — вы обращаете внимание прежде всего? По каким деталям туалета о ней судите? [/b]— Силуэт, детали, прическа, макияж, обувь. И затем уже умение вести беседу. Ее пластика, манеры, интонация голоса… [b]— Вам за баснословный гонорар предлагается «одеть» три социальных типа женщины: бизнес-леди, мужняя жена и тургеневская девушка. Чьим гардеробом вам интересно было бы заниматься в первую очередь? [/b]— Конечно, «бизнес-леди», поскольку стиль женщины деловой, эмансипированной, для которой одежда является средством коммуникации, своего рода визитной карточкой, всегда особенно интересовал меня, и в своих коллекциях я отдаю ему особое предпочтение. Хотя и те, оставшиеся, мне также необычайно интересны.[b]— Как растет ваша внучка Маруся и хорошо ли вы справляетесь с ролью дедушки? [/b]— К сожалению, не могу похвастаться тем, что я хороший дедушка, зато у нее замечательные папа Егор и мама Даша. Марусе уже шесть лет, она активно входит в наш мир, мир искусства, и радует нас всех этим очень.[i]Отступление № 2. Марусе только шесть лет, а о ней уже знает весь мир! Знаменитый дедушка посвятил ей одну из своих коллекций и назвал ее именем духи.[/i][b]Не бойтесь светлого — В интерьере вашей квартиры преобладает белый цвет. Белый рояль, белые стены, белая мебель… Белый, черный, красный, зеленый, какой угодно цвет может поднять настроение? И зависит ли настроение модельера от окружающего его цвета? [/b]— Для меня белый цвет ассоциируется с памятью о маме — и по сей день я ему отдаю предпочтение. Хочу, чтобы мама была всегда со мной. И мое настроение чаще всего зависит от гармонии окружающей среды обитания. А гармония не исключает и присутствия цвета. Важно, чтобы в интерьере не было активных, агрессивных раздражителей. Точнее — дисгармонии.[b]— Сейчас мир переживает прилив нежных чувств к серой и серо-коричневой гамме. Восемь из десяти костюмов в бутиках — серые. Ваши эмоции по этому поводу? [/b]— Серебристо-серая гамма — для меня это умиротворение, успокоение души и отдохновение для глаз. Для большинства людей, мне кажется, это способ, будучи эстетически защищенным, не «вызывать огонь на себя».[b]— Были ли у вас в жизни ситуации душевного «неравновесия», при которых вы могли надеть к какому-нибудь малиновому пиджаку зеленые брюки и оранжевую рубашку? [/b]— В молодости, протестуя против скуки и серости окружающего мира людей, я носил оранжевые брюки с красной или зеленой рубахой. Сегодня — только классический консервативный костюм, сюртук — надежное прибежище и в радостях, и в печалях.[b]— Это не обсуждается, и все же: как Неделя высокой моды в Москве который год может обходиться без главного ее российского представителя? [/b]— Думаю, что обходится превосходно без моего участия. И дай им бог радовать жаждущих познания красоты — мира искусства одежды.[b]— Кого из известных людей культуры и политики вам бы хотелось видеть в одежде от Вячеслава Зайцева? [/b]— Я не выбираю и не коллекционирую знаменитостей. Я лишь в этой ситуации стремлюсь быть максимально профессионально полезен тем, кто обращается ко мне с просьбой о помощи.[b]«Я счастлив каждому дню» — «Быт» у вас есть? Или есть люди, которые избавляют вас от него? [/b]— Есть, как и у каждого, но я не зацикливаюсь на нем. Если возникают проблемы, то у меня много друзей, готовых в любую минуту быть рядом и помочь.[b]— Тогда есть ли в вашем гардеробе простые тренировочные брюки? Дома в чем вы ходите? [/b]— Тренировочных нет и не было никогда. Дома предпочитаю носить черную или белую (чаще черную) футболку, черные легенсы (трико), шерстяные носки. Это когда я один и работаю или отдыхаю ото всех. Гости у меня редкость. Сам почти не хожу и к себе нечасто приглашаю. Места мало, да и времени для дома, для одиночества остается немного. Поэтому я одиночеством дорожу. Это единственная возможность для самоанализа, самоуглубления, для созидания.[b]— Есть ли у вас любимые вещи, которые хранятся дома уже лет двадцать—тридцать? [/b]— Наверное, были бы, но они долго не задерживаются. Я люблю дарить вещи тем, у кого нужда в них больше, чем у меня.[b]— Примета, по которой, встав утром, вы судите: день будет хорошим? [/b]— Я счастлив каждому дню жизни, и поэтому мне трудно ответить на этот вопрос. Как таковых примет я не замечал за собой по этому случаю.