Кое-что еще о нашей неустроенности

Культура

[b]И. Экономцев. «Китеж». Реж. Н. Астахов. Театр «Глас» [/b][i]В отличие от лирико-героической оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907 г.) пьеса «Китеж», созданная в 60-е годы 25-летним писателем, — это попытка найти внутренние причины извечной российской неустроенности.[/i]Удрамы Игоря Экономцева, написанной белым стихом, с либретто прославленной оперы общего мало.Сохранены лишь некоторые имена и основа легенды: Господь спас Китеж от нашествия татаро-монгольских орд, погрузив его под воду.Смутное время, междоусобная борьба русских князей… Брат убивает брата, заговоры, казни невинных. Зависть, корысть и жажда неограниченной власти.Режиссер [b]Никита Астахов [/b]вводит в спектакль злых духов в черных плащах и белых масках.Они безмолвно следят за людьми и активно действуют в моменты слабости и сомнений героев, подталкивая их на злое дело.В центре внимания драматурга и режиссера — механизм выбора между добром и злом и причины предпочтения последнего. Князь Василий [b](Ю. Одиноков) [/b]без долгих колебаний решает для себя — Бога нет, а жизнь — игра, в которой надо выиграть любыми средствами.Князь Александр ([b]Александр Голобородько[/b], один из ведущих актеров Театра им. Моссовета), не видя в жизни справедливости (отец и мать были убиты его родным дядей), бросает вызов Богу, совершая преступления.Он готов к мукам ада — лишь бы Бог явил себя. Драматична судьба князя Юрия ([b]Н. Астахов[/b]), постепенно осознающего тяжесть своих преступлений. Он признается в них епископу, а затем кается перед всем народом и… ослепляет себя. Яростен в своей борьбе с вероотступниками епископ ([b]П. Шальнов[/b]). В гневе своем он преступает закон милосердия — казнит за одни лишь помыслы. «Не нужно нам единства на крови», — говорит епископу один из князей.Режиссеру удалось создать живой, актуальный для сегодняшнего смутного времени спектакль, в котором сталкиваются сильные человеческие характеры. При желании можно заметить в постановке и некоторые «шероховатости»: затянута первая картина, местами мешают назойливые маски, хотелось бы эмоционально «поднять» финал.Но работа над спектаклем продолжается.

Google newsYandex newsYandex dzen