- Город

Куда ведет надежда на талант

Абсолютный рекорд тепла установлен в Москве 19 февраля

Путин рассказал, почему выбрал Мишустина на пост премьер-министра

Метро Москвы вошло в топ-20 лучших компаний для женской карьеры

Forbes назвал самую богатую женщину России

Почему квартиру в Москве надо покупать прямо сейчас

Дибров объяснил, почему упал в обморок в кинотеатре

Названы самые желанные подарки к 23 Февраля и 8 Марта

Политологи объяснили слова Зеленского о выборах в Крыму

Названы самые неподходящие звуки для будильника

Диетолог назвала главную опасность современной тушенки

Дмитрий Шепелев ушел с Первого канала

Протоиерею ответили на слова о «бесплатных проститутках»

Лев Лещенко озвучил размер своей пенсии

«Обитель любви народной»: Киркоров показал свой VIP-вагон изнутри

Куда ведет надежда на талант

Выставка «Рисунок и акварель в собрании П. М. Третьякова». ГТГ

[i]В прошлом году Третьяковка многих удивила экспозициями современного искусства, подчас довольно экстравагантными. Теперь – подарок давним поклонникам.[/i] [b]Лучшее – напоказ[/b] Основатель музея одним из первых в России проявил интерес к рисунку как к самостоятельному виду искусства. Осенью 1887 года Третьяков отвел под графические работы целый зал. Тогда их коллекция насчитывала 266 рисунков, через два года увеличилась почти впятеро. В ней были и работы старых мастеров – Лосенко, Бруни, Брюллова, Егорова, и работы современников коллекционера: Левитана, Серова, Врубеля, Бенуа. Естественно, большинство из них хранилось в запасниках. Конечно, за столетие с лишним многие рисунки демонстрировались на персональных и тематических выставках. Но вместе 250 графических шедевров, собранных Третьяковым, на нынешней выставке современный зритель видит впервые. [b]Чем опасен голодный художник[/b] Одна из изюминок экспозиции – рисунки Павла Федотова. Глядя на них, вспоминаешь о том, что его называли родоначальником юмористического направления в русской живописи. В графике улыбка саркастична, но грустновата. Одна из работ – «Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант». Возле человека с мольбертом – тьма оборванных ребятишек и женщина с несчастным лицом. Возможно, Федотов смеялся и грустил над собственными бедами и несбывшимися мечтами. Ведь он сам полжизни провел в нищете. А между тем сколько его коллег полтора века назад жили и улыбались совсем иначе! Взять хотя бы шарж Василия Штернберга «Русские художники в Риме». Пять самодовольных мужчин в цилиндрах воодушевленно устремляются в кафе. О том, какое количество отечественных живописцев отметились на Аппенинском сапожке в ХIХ – начале ХХ века, на выставке свидетельствует множество работ на итальянскую тему. Их чуть ли не столько же, сколько и посвященных отечеству. [b]Интеллигенция под соусом[/b] Но панорама отечественной жизни на экспозиции все-таки разворачивается. Тут и передвижнические обличения вроде «Чаепития» Перова – живой контраст между толстым, вальяжным священником и парочкой нищих. Много любопытного открывается в старинных пейзажах, где родные места предстают эдакими знакомыми незнакомцами. Поначалу даже удивляешься, как могла между Манежем и Кутафьей башней затесаться какая-то церквушка? Потом понимаешь, что Михаил Воробьев запечатлел в рисунке храм Cвятого Николая в Сапожках, до нас не дошедший. Не обошлось и без изображений интеллигенции давно минувших дней. Среди них выделяется серия «черных» портретов Крамского – отличная иллюстрация введенной им в России графической техники «соус». Основной ее компонент – сажа. Ею можно рисовать, как углем, а можно развести и писать кистью. Портреты соусом чем-то напоминают фотографии: недаром в молодости Крамской подвизался ретушером. [b]Мария земная, но не сладкая[/b] Еще одна впечатляющая серия – эскизы росписей Владимирского собора в Киеве работы Нестерова и Васнецова. Среди них и «Благовещенье» – сюжет, почему-то редкий для русских художников, зато просто до дыр измочаленный мастерами Возрождения. Конечно, глядя на рисунок отечественного автора, не удержишься от сравнений и параллелей хотя бы с шедевром Боттичелли из Пушкинского музея. И выясняется, что, хотя у Нестерова, как и у великого итальянца, Мария и выглядит земной девушкой, а не Царицей Небесной, как на иконах, никакой сладости в ее облике нет и в помине. О графических работах Васнецова критик Стасов в свое время писал Третьякову, что они во многом важнее и лучше фресок в киевском храме. Кстати, творчество этого художника на выставке представлено еще и документами, которые он оформлял: грамотой почетного гражданина Москвы П. М. Третьякова и эскизом меню праздничного обеда в день коронации Александра III. [b]На илл.: [i]И. И. Левитан. Вид в окрестностях Бордигеры в Италии. 1890. Бумага, пастель.[/b][/i]

Новости СМИ2

00:00:00

Михаил Бударагин

Сурков уходит. Сурков остается

Вардан Оганджанян

12 лет без Летова

Георгий Бовт

Как не допустить новой донбасской войны

Анатолий Горняк

Трусы, носки и галстук. Мужики, с праздником!

Камран Гасанов

Достойны ли льгот многодетные отцы

Василий Солодков, директор Банковского института ВШЭ

Почему Сбербанк меняет хозяина

Антон Крылов

Нашелся россиянин, вмешавшийся в иностранные выборы

Примеры решают верно, а геометрию знают плохо

Химия помогает изучать планеты

Пролетевшая в небе звезда. К 170-летию со дня рождения художника Федора Васильева

Летающие поезда скоро станут реальностью