Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту

Янтарная Комната: еще один новодел…

Развлечения

[i]Янтарная Комната стала символом наших потерь. Ее поиск — долгий детективный сериал, полный тайн. Многие, искавшие это чудо, окончили свою жизнь при странных обстоятельствах.Но поиски были тщетны. Идея воссоздать Янтарную Комнату по описаниям и фотографиям родилась в 1979 году.Это благородная попытка вернуть в реальность не просто произведение искусства, а идеал, прекрасную мечту, ускользающую от нас в область мифов и легенд. И вот, когда красивая сказка уже почти воссоздана буквально из небытия, вдруг находят настоящий фрагмент той самой Янтарной Комнаты, причем вовсе не те, кто ее искал долгие годы.[/i] — О том, как это произошло, я знаю со слов профессора Вольфганга Айхведе, преподавателя Бременского Университета, непосредственного участника событий, — рассказывает [b]Николай НИКАНДРОВ[/b], заместитель начальника отдела реституции департамента по сохранению культурных ценностей Министерства культуры России. — Кто-то в Германии через своего адвоката предложил это панно на продажу на черном рынке. Назначенная цена была два с половиной миллиона долларов. Полиция «накрыла» и продавца, и покупателя еще до заключения сделки, при осмотре товара. Владельцем панно оказался житель Бремена, отец которого участвовал в перевозке Янтарной Комнаты из Царского Села в Ригу в сорок первом году. Четыре мозаичных панно немцы похитили и вывезли сразу, как только заняли Екатерининский Дворец.[b]— Кто руководил перевозкой? [/b]— Альфред Роде, профессор, знаток искусства, тонкий ценитель янтаря, директор музеев Кенигсберга и Восточной Пруссии. Он убедил Эриха Коха, гауляйтера Восточной Пруссии, что этот шедевр немецкого происхождения, подарок прусского короля Фридриха Вильгельма русскому царю Петру Первому, необходимо вернуть в Германию. Вообще это было характерно для немцев.Например, оккупировав Париж, они тоже в первую очередь вывезли те произведения искусства, которые были родом из Германии. Эрих Кох настойчиво убеждал командование вермахта, руководившее операцией на Ленинградском направлении, в необходимости во что бы то ни стало захватить Екатерининский Дворец именно из-за Янтарной Комнаты.Влюбленный в Янтарную Комнату, Роде был одержим своей идеей. Всю дорогу он опекал произведение искусства, насколько было в его силах — на пути из Ленинграда в Ригу, из Риги в Кенигсберг.[b]— А когда пропало то панно, которое сейчас обнаружили в Бремене? [/b]— На пути в Ригу. Никто об этом не знал, потому что о перевозке не сообщалось в материалах штаба Розенберга, которыми располагали наши исследователи. И вот какая парадоксальная история: три панно, благополучно добравшиеся тогда до Кенигсберга, после войны бесследно исчезли, а единственное, украденное во время транспортировки, нашлось через полвека. Сын того человека, который его присвоил, сказал, что оно хранилось на чердаке, среди хлама, и что, обнаружив панно, он решил его продать.[b]— А как он объяснил, почему оно оказалось в руках его отца? [/b]— Сказал, что был налет партизан, и дали приказ спрятать все самое ценное. И они спрятали… Историки установили с точностью, что на том отрезке пути не действовали партизанские отряды. И тогда к расследованию подключились журналисты «Шпигеля». Нашелся какой-то реставратор, утверждающий, что он недавно работал с комодом из Янтарной Комнаты где-то на территории Германии. Всплыли разные свидетельства людей, видевших пьедестал статуи Фридриха, стоявшей посреди Янтарной Комнаты. Стало ясно, что украденные фрагменты шедевра растащили по всему миру.[b]— Почему концерн «Рургаз» решил спонсировать работу наших реставраторов по воссозданию Янтарной Комнаты? [/b]— Одна из причин — стремление упрочить экономические связи с Россией, с другой стороны — это форма извинения за Вторую мировую войну. При этом «Рургаз» подчеркнуто заявляет, что его меценатский жест никоим образом не связан ни с политическими, ни с реституционными проблемами, и все, чего они хотят, — это чтобы к 2003 году, к трехсотлетию Петербурга, Янтарная Комната заиграла бы всеми красками на прежнем месте, в Екатерининском Дворце. Тем более, что половина работы уже сделана: с семидесятых годов группа реставраторов под руководством Бориса Игдалова трудится над этим проектом. И вот теперь «Рургаз», деловой партнер Газпрома, дал на завершение работы три с половиной миллиона долларов. Г-н Черномырдин привез для этой цели около четырех тонн янтаря, изъятого таможней Калининградской области у контрабандистов.[b]— Но, вероятно, есть детали, которые невозможно воссоздать? [/b]— Я был потрясен когда-то, осматривая Собор Святого Стефана в Вене. Однако мне запомнилась не столько величественная готика, сколько три детали, значение которых я сначала не мог понять: металлический стержень, торчащий в стене штырь и какой-то белесый круг, начертанный на стене. Эти элементы сохранились с четырнадцатого века, когда был построен собор, и поныне действующий. Эталоны были необходимы для торговли, происходившей на базарной площади. Чтобы проверить, продаешь ты телку или корову, животное подводили к штырю и смотрели: если оно оказывалось выше штыря, значит — корова; если ниже, значит — телка, которую продавец-мошенник продает по цене коровы. Металлический стержень служил мерой для холста, который продавец на площади мотал на локоть, а белесый круг на стене — эталон для круглого хлеба.Если купленный хлеб меньше этого круга, значит, торговца — к ответу. Для меня этот собор дороже многих, в которых довелось побывать. Вот эти три элемента его очеловечили, соединили с историей, с живыми людьми. И в храме Христа Спасителя, и в Янтарной Комнате были какие-то свои свидетельства жизни, истории, памяти поколений, утраченные для нас навсегда, невозобновимые силами лучших реставраторов.

Эксклюзивы