«Толстяки» в январе
[b]«ДРУЖБА НАРОДОВ»[/b]Букеровский лауреат минувших лет Анатолий Азольский написал роман «Полковник Ростов». Этот Ростов – не из толстовских. Он немец и мечтает о покушении на Гитлера. Окончание романа – в следующем номере.Повесть Ирины Мамаевой «Земля Гай» – реализм на грани физиологического очерка. Еще одна повесть, «Слепая речь» Марии Рыбаковой, вроде бы не из нашей жизни, но тоже ничего радостного.Стихи в номере – Надежды Мальцевой, Валерия Дашкевича. Анатоль Сыс пишет по-белорусски. Перевела и написала предисловие Любовь Турбина.Раздел «Публицистика» («Страна Россия») представлен «Ярославским дневником» Михаила Румера-Зараева «Anno domini – лето господне». Раздел «Нация и мир» («Северный Кавказ – многомерный мир») – «Дагестаном» Сергея Маркедонова и статьей «Что с нами происходит?» Казбека Султанова.В «Критике» Ольга Лебедушкина («Про людей и нелюдей») анализирует прозу Крусанова, Пелевина, Сорокина, Акунина и т.д., а Андрей Турков («Честно я тянул свой воз») – дневниковые записи Твардовского.[b]«ЗНАМЯ»[/b]Монороман Инны Лиснянской «Хвастунья» не первая ее проза. Но первый роман. Автобиографический. У «правдивого повествования» Дмитрия Александровича Пригова «Боковой Гитлер» тоже имеются кое-какие жизненные корни. Очевидно автобиографичен и рассказ Льва Усыскина «Вечером в Азии», интригующе посвященный «Ее детям». Еще одна замечательная автобиографическая проза – «Осколки радуги» Сергея Бархина – публикуется в разделе «non fiction».Сергей Гандлевский, которого – особенно в его поэтическом качестве – ценят не за количество, открывает номер двумя короткими стихотворениями. Неужели Фазиль Искандер окончательно решил переквалифицироваться в стихотворцы? В номере – его очередная поэтическая подборка. С новыми стихами выступают также Александр Кушнер и Алексей Цветков.В «Свидетельствах» – публикация «Из переписки Игоря Дедкова с Василем Быковым и Алесем Адамовичем». Всех троих уж нет… В «Конференц-зале» рассуждают на тему «Для чего литературе воображение?»[b]«НОВЫЙ МИР»[/b]И здесь не без большой прозы. Наталья Ключарева, автор романа «Россия: общий вагон», – дебютантка (в двух смыслах: первая публикация в «Н.м. », а еще она финалист премии «Дебют» за 2002 год – в номинации «Поэзия»). Есть в номере и рассказы – Евгения Пепеляева и Дмитрия Крылова.И в «Знамени» Кушнер, и в «Новом мире» он же. Недаром первый лауреат премии «Поэт»! Другие поэты номера – Олеся Николаева, Евгений Карасев и Ирина Машинская (вступительное слово Дмитрия Полищука).В разделе «Философия. История. Политика» Михаил Эпштейн разбирается с «Эдиповым комплексом советской цивилизации». Ужо ей! В разделе «Из наследия» публикуются письма видного деятеля русской эмиграции, философа, ученого и общественного деятеля Аарона Штейнберга (автора знаменитых воспоминаний «Друзья моих ранних лет») к покойной жене – «Дорогая моя Сонюрочка…» В «Опытах» в преддверии 70-летия столетия (так!) гибели Пушкина Андрей Битов публикует текст «Каменноостровская месса».[b]«ОКТЯБРЬ»[/b]В номере – начало долгожданного романа недавнего букеровского лауреата (и автора недавнего букеровского скандала) Василия Аксенова «Москва – Ква – Ква» («Сцены 50-х годов»). Дождусь конца, тогда уж и прочту.До чего хороши «Письма к Тютчевой» Вячеслава Пьецуха! Почему же наш современник делится своими переживаниями, во-первых, с дамой, во-вторых, из ХIХ века, и, в-третьих, именно с ней? Все просто: мужики (включая Спинозу, Пушкина и академика Лихачева) – типичное не то; нынешние дамы общаются исключительно по мобильнику; а Анну Федоровну Тютчеву писатель выбрал потому, что прочитал ее «Дневники» – и запал.Малая проза представлена рассказом Андрея Волоса «Чулышман» и новеллой из литературного наследия Сигизмунда Кржижановского «Красный снег» (вступление и публикация Вадима Перельмутера).В «Публицистике и очерках» – «Наркотический иммунитет» Анатолия Вассермана и «Армейское чтиво» Романа Журавлева. В «Литературной критике» – «Человек эпохи Ре» Юлии Качалкиной и «Не-Лолита» Ольги Серебряной.