Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Хрусталь

Хрусталь

Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Гагарин

Гагарин

Водолазка

Водолазка

Наводнение

Наводнение

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Мент — это состояние души

Развлечения
Мент — это состояние души

[i]В 60-е любое убийство было происшествием чрезвычайным. Убийство милиционера, опера — ЧП втройне. Друзья, коллеги по угрозыску раскрыли преступление, а один из них написал книгу о том, как это было.Гибелью своей милиционер Геннадий Печурин открыл дорогу писателю Леониду Словину.[/i][b]— Леонид Семенович, все так и было, как вы написали в повести «Такая работа»? [/b]— Все, что я написал, было и есть на самом деле. Почти… [b]— Неужто к вам, профессионалу, были претензии? [/b]— Темой я владел, так что особых претензий не возникало. Но были придирки. Иногда анекдотические, типа расхожего указания о том, что у генерала на фронте не может быть в любовницах медсестра, а вот военврач — пожалуйста. У меня готовилась к выходу книга, она уже набрана, и тут из МВД приходит распоряжение: о наркотиках не упоминать! Все, книгу можно пускать под нож. Но редактор посоветовала: замените это слово другим, остальное не трогайте. Я заменил на «дурной корень», «заразу»… Или спрашивают: «Отчего вашего героя Денисова товарищ назвал Денисом? Прозвище? В рядах милиции кличкам не место!» [b]— Вы писали, что театральная постановка возможна лишь в окружении декораций.[/b][b]Ваши книги 60-х и 70-х были органичны эпохе. В рассказе «ЧП в вагоне 7270» Денисов расследует дело, в котором убийство — лишь следствие алчности спекулянтов платками. Что это сегодня, когда воруют миллионами? Архаика! [/b]— Это одна из причин, почему я так суров к своим книгам тех лет.[b]— Но с другой стороны — ностальгия. К тому же, вдруг у нас все изменится к лучшему, а настоящее будет восприниматься как печальное и страшное прошлое? [/b]— Я так далеко не заглядываю. В любом случае эти книги — свидетельство времени. Все мои книги «укомплектованы» из настоящих уголовных дел, которые действительно имели место. Они просто собраны в определенной последовательности, смещены по времени.[b]— А некоторые повествуют и о вполне конкретных делах. Скажем, «Цапля ловит рыбу».[/b]— Следователь говорил, что я второй человек, который знает все об убийстве Талгата Нигматулина, прославившегося ролью в фильме «Пираты ХХ века». Я изучал это дело, старался понять, как умница, актер и каратист смог до такой степени попасть под влияние шарлатанов, что не посмел защищаться, когда его избивали.И забили до смерти. Я был на допросах, я был в суде. Что меня поразило: большинство людей в зале были на стороне убийц! Они верили, что обвиняемые имели право так поступить, так «вразумлять» ученика.[b]— Они уже на свободе, эти «учителя»! [/b]— А человек, который вел дело, умер. Но сначала стал начальником следственного отдела. Через несколько месяцев во время дружеской встречи кто-то случайно выстрелил из ружья и попал ему в ногу. Ему грозила ампутация, но потом в больнице появилась странная женщина и сказала, что это она навела порчу за то неправедное дело. «А сейчас ее снимаю». И следователь выздоровел, после чего стал мистически относиться ко всему, что было связано с убийством Нигматулина. А потом он умер, этот красивый мужчина 49-го года рождения.[b]— Ваши книги тех лет переполнены документами — справками, рапортами… [/b]— Такой прием был использован еще Эдгаром По в «Убийстве на улице Морг». Да и мода такая была. Потом я понял, что документ — камень, привязанный к шее литературного произведения. Нужно писать по-другому. Я же старался писать коротко, даже вычеркивал прилагательные, которые, полагал, гниют, как овощи.И еще была цель — раскрывать загадку лишь на последних страницах. Сейчас у меня нет задачи написать детектив с неожиданным концом.[b]— Но вы же сами писали в романе «Пауки»: «В истории важен конец. В зависимости от него она либо умирает, либо передается от одного слушателя к другому».[/b]— Неожиданный конец почти всегда благополучный. Это игра. Меня занимает другое. Скажем, человека чуть не убили, а он сидит, не испытывая зла к преступнику, которого перехитрил, победил, и вспоминает о том, как был в пограничном отряде в горах и как они там пели песню о шахтере, и думает при этом: какую же страну мы профукали! Вот в чем для меня неожиданность. Главное — взаимоотношения людей. А украден ли чемодан с 5 рублями или с 5 миллионами — это не так уж важно.[b]— Вы с Георгием Вайнером написали про узбекскую мафию. Ого-го какой было шум! Кстати, верна ли информация, что роман «На темной стороне Луны» был первым русским криминальным романом, включенным в знаменитую «Черную серию» французского издательства «Галлимар»? [/b]— Верно.[b]— Как сложился ваш тандем? [/b]— Я учился на юрфаке МГУ с Аркадием Вайнером. С братьями мы написали сценарий «Как стать генералом», который так и не стал фильмом. Потом приступили ко второй книге — об узбекской мафии. Тут братья решили, что соавтором должен быть один из них, и я остался с Георгием.[b]— Вы знаете те края? [/b]— Во время войны мальчишкой я жил в Узбекистане и на всю жизнь сохранил любовь к нему. И при удобном случае стараюсь сказать несколько слов по-узбекски. Были у меня и друзья в тамошнем управлении внутренних дел, русские, которые послужили прообразами героев книги. Правда, в романе один из них получил узбекскую фамилию, но второй остался русским.[b]— Вы и по-узбекски говорите! Я думал, только по-цыгански.[/b]— От времен, когда я был инспектором по предупреждению краж крупного рогатого скота и имел дело с цыганами, у меня осталось всего две фразы. Но они мне очень помогали, когда я работал на Павелецком вокзале. Там цыганок хватало. Когда их приводили в отдел, они поднимали такой ор, что дежурный тут же вызывал меня. Я приходил и до поры скромно стоял в сторонке. Потом выбирал самую шумную и говорил: «Сыр тут кхарна про лав?» («Как тебя зовут?»). И тут же — мертвая тишина: этот мент все слышал и все понял! Через минуту они бросались ко мне, приняв за своего. Опять поднимался крик. Тогда я кивал на дежурного: «Дедума гаджиканес», мол, говорите, чтобы он понял, и гордо уходил.[b]— Сейчас Павелецкий вокзал преобразился.[/b]— Но остался родным. Когда по НТВ в Иерусалиме я увидел сюжет о бомбе, заложенной на Павелецком, я бросился к телефону и позвонил дежурному. Он меня успокоил: ложная тревога. 5 мая на вокзале собиралось Московско-Павелецкое линейное управление МВД во главе с полковником Юрием Пугачевым. Были там и мы с Акимовым… [b]— Тем самым? [/b]— Да, с моим другом Виктором Акимовым, с которого мной списан сержант, а потом капитан Денисов. Мы были дорогими гостями на той встрече. Все к нам липли. Приятно. И немного грустно: на том месте, где стоял отдел милиции, теперь несколько деревьев. Ушел наивный, честный, дорогой мне мир. Ведь мы шли работать не за копейку — не было у нас иной жизни! Я лично был убежден, что у меня будут самые «вкусные» дела. А оказалось, что пик моей карьеры пришелся на годы в Костроме, где я дослужился до начальника розыска.[b]— Что же застопорилось? [/b]— Национальность помешала. В 50-е на это не смотрели. В Костроме начальник горотдела носил фамилию Зильберман! А потом, в 60-е, уже в Москве, был у меня разговор с большим милицейским начальником. Решительный человек! Трубку схватил, позвонил в отдел кадров — мол, мигом документы Словина на подпись. А у телефона мембрана такая, что и мне слышно. И я слышу: «Он же еврей». И растерялся большой начальник, сник, мямлить начал… [b]— Сколько же вы оттрубили? [/b]— 26 лет, 2 месяца и 18 дней. Как правило, служат 25. В 1982 году вышел в отставку и с головой ушел в писательство.[b]— Гонораров на жизнь хватало? [/b]— До начала перестройки авторы детективов представляли собой дружную тусовку. Адамов, братья Вайнеры, Пронин, Шестаков, Леонов, Хруцкий, Кларов, Безуглов… Конкуренции не было, так как мы заполняли все то пространство, которое отводилось жанру: навыпускает издательство кучу макулатуры, а к ней — пару детективов, чтобы окупить убытки.Были у меня и фильмы — «На темной стороне Луны» и «Дополнительный прибывает на второй путь». Все изменилось на излете перестройки. За пятисерийный фильм «След черной рыбы», сценарий которого мы написали с Георгием Вайнером, я получил гонорар, равный стоимости батона колбасы. В 1994 году я подхватил пишущую машинку и уехал в Израиль. Мне там хорошо пишется, возможно, оттого, что не полностью принадлежу той жизни, не знаю языка, не читаю газет, за исключением русскоязычных, вообще многого не понимаю. Например, взаимоотношений с детьми.Мало того, что школьники называют учительниц по имени, могут встать и уйти из класса — по нынешнему законодательству родитель, шлепнувший чадо по попе, запросто отправится за решетку.Правда, в эти годы выбрасывается вся агрессия. После чего это веселые, трезвые, дружелюбные юноши и девушки, хотя нередко и с автоматами, ведь там служат представители обеих полов.[b]— Уезжая в Израиль, вы были не только писателем… [/b]— Началось с того, что в начале 90-х я решил написать о частных детективах.[b]— Ваш коллега Павел Шестаков некогда замечал, что частный детектив в СССР невозможен, поскольку интересы личности оберегает государство. В ваших последних книгах все больше «детективов по найму». Что, сейчас государство не может или не желает защищать личность? [/b]— Подчас оно просто не в состоянии. И тут помощь могут оказать сыскные агентства. Я не знал, как они работают, и откликнулся на одно из объявлений о найме уволившихся розыскников. Втайне я рассчитывая и на какую-никакую подработку. Сообщив, сколько мне лет, получил отказ.Но телефончик записали… Через несколько часов мне позвонил глава агентства: «Тот ли вы Словин, который пишет книги? И «Бронированные жилеты» вы написали? Меня эта книга буквально перевернула: я бывший сотрудник угро, не выдержал бардака — ушел». Потом Сергей Степнов, ныне член самых престижных объединений частных детективов мира, предложил за небольшой оклад стать его советником.[b]— Вы постоянно общаетесь с людьми, о которых один из ваших героев сказал: «Мы подчинялись внутреннему нравственному закону, независимо от того, кем потом становились те, кому мы присягали… Какая, положа руку на сердце, разница, командует ли тобой Щелоков, Чурбанов, Станкевич или вор в законе Сильвестр, Захар, другой авторитет? Мы разыскивали убийц и воров, защищали от разбоев и краж. Мы требовали выполнения древних заповедей: «Не убий!», «Не укради!». Однако, Леонид Семенович, что-то тут не то. Нельзя подчиняться тому же Захару на 20%, а в остальном быть белым и пушистым.[/b]— Это говорит мой герой, а не я. Самое важное — не выполнять преступный приказ, исходит ли он от пахана или министра МВД. Люди по обе стороны баррикады очень похожи, только знаки у них разные: «+» и «—». Но и там, и там есть смелость, кураж, авторитет у товарищей по банде или отделению милиции.[b]— Продолжу цитатой из романа «Отстрел»: «Было одинаково позорным: менту — положить в карман что-нибудь во время обыска и вору — присвоить с кражи хотя бы малость. Менты ставили на карту быт и благополучие своих семей, близких… Здоровье. И время от времени свои жизни. Воры всегда — судьбу. И их личная ставка была постоянно выше.Но менты чаще гибли. За людей, которых никогда не знали.За чужое добро. Рискуя. Выполняя приказ. В них вбивали сознание камикадзе — ежечасную готовность к самопожертвованию… И песни они пели одни и те же — блатные, а не специально написанные шлягеры о советской милиции».[/b]— Они — менты, ибо мент — это состояние души. Они очень уязвимы: их оскорбляют недоверием, презирают, им верят только тогда, когда их убивают. С самого начала я хотел рассказать о ментах, а писал о милиционерах. И теперь с белой завистью смотрю сериал «Улицы разбитых фонарей».[b]— В повести «Такая работа» герои мечтают о памятнике оперативному уполномоченному. Будет такой памятник? [/b]— И я мечтал. Теперь не знаю.[b]Досье «ВМ» [/b][i]Леонид Семенович Словин. Родился в 1930 году. Жил и учился в Москве. В 1952 году закончил юрфак МГУ, после чего работал адвокатом в городе Шарья Костромской области. С 1956 года в органах МВД СССР. Первая должность — инспектор уголовного розыска по предупреждению краж крупного рогатого скота. Через два года — начальник отделения. Двадцать лет в Московской транспортной милиции: последняя должность — заместитель начальника уголовного розыска отдела внутренних дел станции Москва-Павелецкая. Печататься начал в 1962 году. Книги переводились на болгарский, чешский, японский, французский языки. С 1992 года — советник президента охранно-сыскной ассоциации «LIONS». Живет в России и Израиле.[/i]

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.