- Город

Элементарные награды

Станцию «Смоленская» закрыли на полтора года

Путин оценил шансы на дружбу между Россией и Украиной

Сергей Собянин рассказал о мерах по предотвращению появления коронавируса

Forbes назвал самую богатую женщину России

Психологи рассказали о требованиях женщин к современным мужчинам

Дмитрий Шепелев ушел с Первого канала

Названы самые желанные подарки к 23 Февраля и 8 Марта

Лев Лещенко озвучил размер своей пенсии

Москва признана самым мужественным городом СНГ

Ученые определили самую устойчивую к раку группу крови

Роспотребнадзор предупредил о необычном поведении клещей

«В ней мертво все»: Любовь Успенская раскритиковала Ксению Собчак

Диетолог назвала главную опасность современной тушенки

Меган Маркл официально выступила против Елизаветы II

Элементарные награды

Итоги Берлинского кинофестиваля

[b]Русских в этом году в конкурсе (да и других секциях Берлинале) не было – ответственный за Восточную Европу отборщик Николай Никитин не нашел ничего, что могло бы соответствовать высокому качеству программы. Зато его ждал успех на Балканах. Отобранный им фильм из Боснии «Грбавица» – игровой дебют известной на родине документалистки Ясмилы Жбанич – неожиданно для всех получил «Золотого медведя».[/b] «Грбавица» – кино очень качественное, по-своему увлекательное и весьма жизненное. Однако это скромный фильм, не расширяющий границы и не поражающий воображение. В его центре – мать-одиночка, существующая между двумя работами и давно забывшая о личной жизни; главная ее цель – найти необходимую сумму, чтобы отправить дочку-старшеклассницу на школьную экскурсию. Искореженные судьбы обитателей Балкан, не способных даже в мирное время отрешиться от травм недавних войн, не только по-прежнему волнуют благополучный Запад, но и остаются плодотворным материалом для кинематографа. Кустурица на сегодняшний день, правда, несколько устарел, его магический реализм вышел из моды – но вот реализм без магии продолжает пользоваться спросом. Кстати, главную роль в «Грбавице» (заголовок фильма – всего лишь название географического пункта) сыграла постоянная актриса Кустурицы, работающая с ним с 1985 года и до сих пор, Мирьяна Каранович. Награждение подобного фильма – не столько признание его достоинств, сколько демонстративный жест. Объективно говоря, едва ли не сильнейшими фильмами конкурса были работы двух 80-летних ветеранов, Роберта Олтмана («A prairie home companion ») и Сиднея Люмета («Признайте меня виновным»), но жюри под предводительством непреклонной и элегантной Шарлотты Рэмплинг справедливо рассудило: этим асам какие-то берлинские медведи погоды не сделают. Среди награжденных вообще нет ни одного американца. Зато в остальном оказались охваченными практически все наиболее яркие участники конкурса. Тенденция в выборе лауреатов прослеживается отчетливо: призов достойны молодые, смелые и (желательно) политически активные граждане. Так, Гран-при жюри (то есть «второе место») был умно разделен надвое. Одну половинку получил знаменитый иранец Джафар Панахи, лауреат как минимум Венецианского, Локарнского и Каннского фестивалей. Спрашивается: разве мог Берлин его не наградить? Тем паче, «Вне игры» Панахи – остроумная картина нравов современного Ирана, где молодые девушки вынуждены рядиться в мальчиков, чтобы попасть инкогнито на футбольный матч. Все действие этого «спортивного» фильма происходит на задворках стадиона, где солдаты стерегут попавшихся нарушительниц порядка. Второй Гран-при отошел датчанке-дебютантке Пернилле Фишер Кристенсен за фильм «Мыло». Заметим, что в конкурсе было всего два дебюта, и оба оказались награждены важнейшими призами. В обоих случаях режиссеры – молодые женщины. Победой над мужским шовинизмом, да еще и с помощью председателя жюри женского пола, Берлинале может гордиться по праву. Ведь три главных награжденных фильма («Грбавица», «Вне игры» и «Мыло») еще и рассказывают о тяжелых женских судьбах. В случае «Мыла» речь о праве женщины на свободную от супружеских обязательств жизнь, а также о праве мужчины быть женщиной: этот обаятельный фильм живописует любовь между бросившей мужа либертинкой и молодым транссексуалом. Кристенсен – уже третья датская постановщица, открытая и награжденная Берлинским фестивалем вслед за Лоне Шерфиг («Итальянский для начинающих») и Анетт К. Олесен («Мелкие неприятности»). «Мылу» достался не только Гран-при, но и бронзовый «Медведь» за лучший дебют. Кристенсен была не просто растрогана, а буквально шокирована: у нее тряслись руки, она кидалась на шею попеременно членам жюри и председателю фестиваля, пила воду, с трудом могла найти слова благодарности. Привычный к призам иранец, напротив, на сцене казался хладнокровным: возможно, надеялся на «золото». Политкорректность в «Мыле», политика во «Вне игры» и их смесь в «Грбавице»; такое жюри просто не могло не отметить смелую и сильную работу британцев Майкла Уинтерботтома и Мэта Уайткросса в доку-драме «Дорога на Гуантанамо». Уинтерботтом – недавний лауреат «Золотого медведя», и на этот раз ему дали не менее почетный, но чуть менее весомый приз за режиссуру. На сцену вместе с ним вышли эксцентрично одетые, бритоголовые и бородатые (именно такими средний обыватель представляет себе среднестатистических террористов) герои фильма. Именно герои, а не актеры: те самые трое английских мусульман, которые отсидели два года за воображаемые связи с Усамой бен Ладеном. На главном германском фестивале, как считается, непременно надо наградить немцев, на этот раз представивших в конкурсе аж четыре фильма. Жюри дало призы трем из них, отметив не режиссеров, а актеров: надо думать, немецкая публика будет польщена. Многофункциональный Юрген Фогель, сыгравший психопата-насильника в фильме «Свободная воля», к которому он написал сценарий, а также выступил как продюсер, получил специальный приз «За художественный вклад в кино». Мужской «Серебряный медведь» отошел популярному, в том числе и в России, Морицу Бляйбтрою за «Элементарные частицы». Женский достался молодой Сандре Хюллер – тоже, кстати, дебютантке в кино, пришедшей из театра. В «Реквиеме» она с впечатляющей силой сыграла студентку из провинции, одержимую дьяволом. Фильм, основанный на реальных событиях, также получил приз ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ. Самые скромные призы достались фильмам, далеким от политики. «Медведя» за лучшую музыку взял житель Гонконга Питер Кам за мелодраму «Изабелла», приз Альфреда Бауэра за новаторство – аргентинский режиссер Родриго Морено, снявший экспериментальный фильм «Телохранитель». [b]Берлин На илл.: [i]Боснийский режиссер Ясмила Жбанич с главным «Медведем», полученным за фильм «Грбавица».[/b][/i]

Новости СМИ2

00:00:00

Игорь Воеводин

Благодарность — собачья болезнь

Антон Крылов

Страна, не достигшая дна

Сергей Хвостик

Футбол — не для девочек

Ольга Кузьмина  

Про мужскую логику и женскую любовь

Алиса Янина

Сон или явь: почему россияне не высыпаются

Мехти Мехтиев

Ипотека-2020: жилье станет доступнее

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

Как будет судить Христос

Примеры решают верно, а геометрию знают плохо

Химия помогает изучать планеты

Пролетевшая в небе звезда. К 170-летию со дня рождения художника Федора Васильева

Летающие поезда скоро станут реальностью