Против лома нет приема, если нет приема лома

Общество

[b]В «Вечерней Москве» 15 сентября была опубликована статья «Город взял бы кредит у горожан — да кто ему даст?». Речь в ней шла о том, как наши власти собираются избавить город от брошенных, отъездивших свой век автомобилей.[/b][i]Бутерброд с черной икрой… ржавеет под окнами Под вашими окнами валяется железный скелет? Под моими — не первый год. И у дома рядом… Жалкие останки брошенных машин, от которых остались одни кости, ржавеют по всему городу.Некрасиво? Конечно. Мешают? Бесспорно. Но есть еще более веская причина, по которой к автомобильным останкам нельзя относиться безучастно. Они вовсе не безобидны, так как имеют скверную особенность разлагаться. Ржавое железо попадает в грунтовые воды, а затем вместе с ядовитыми химическими соединениями, маслами в виде микроскопических частиц проникает в наш водопровод.Вам нравится пить чаек с металлом? А закусывать железными останками? Мне лично — нет. Особенно если учесть, что они часто еще и радиоактивны.Для городских властей железо на улицах — постоянная головная боль.[/i]Но никогда прежде не была она такой острой. Сегодня приходится заниматься сбором и утилизацией десятков тысяч бывших машин. Концепцию сбора и переработки подлежащих утилизации транспортных средств, о которой на заседании правительства докладывал руководитель Управления транспорта и связи Александр Корсак, назвали иностранным словом «авторециклинг».Европейские национальные системы авторециклинга основаны на принципе «загрязнитель платит». Власти столицы тоже считают, что владелец машины должен оплачивать услуги по превращению ее в утиль.Но согласитесь, отдавать свои кровные за то, что у тебя автомобиль преклонного возраста, по существу, означает налог на… безденежье. Кто же не рад был бы сменить старую клячу на новую — только средства не позволяют, вот и приходится «донашивать» железную рухлядь. А если уж она окончательно вышла из строя, платить за то, чтобы ее сопроводили на машинное кладбище, и вовсе обидно.Гораздо понятнее нашему человеку канадская система, где за сданный на переработку старый автомобиль его владельцу еще и приплачивают. Если и не по их, канадским, меркам, то хотя бы за сданный металлолом платить — не копейки, как сейчас, а полновесно, ведь каждый машинный остов весит от 300 до 500 кг. На Западе сбор лома черных металлов экономически стимулируют. Конечно же, неспроста. В первую очередь, из соображений экологии.Спору нет: город надо очищать от ржавой заразы. Но единственно ли верный путь избрали для этого муниципальные чиновники? Вот мой собеседник — директор «Мосвтормета» Зиновий Антоновас — убежден, что взялись не с того конца, толком не продумав и не просчитав.— Вполне возможно, — считает он, — когда-нибудь предложенная система решит проблему. Но случится это, как я понимаю, не сегодня. Да и средств потребует немало.Как из городского бюджета, так и из кармана самих автолюбителей, который и без того прохудился насквозь из-за постоянно растущих цен на бензин, запчасти, сервис.— Но разве есть другой путь? Вот ваше предприятие, к примеру, могло бы решить проблему утилизации брошенных автомобилей? — задаю провокационный вопрос.Известно, что производство это, в основном, затратное, невыгодное.Доходным считается бизнес, связанный с цветными металлами, а черным ломом заниматься мало кому хочется. Материальные стимулы невелики, расходы значительные. На то, чтобы эвакуировать, сохранить на специальной площадке, осушить и разобрать один автомобиль, нужно истратить до трех тысяч рублей. Утилизация автолома обходится еще долларов в 30 с хвостиком. А тут в придачу радиоактивность, другие вредности… В общем, браться за это «грязное» дело мало кому хочется.Потому и ответ на свой вопрос ожидаю получить уклончивый. Но неожиданно слышу твердое «да».Это уже интересно. Власти ломают головы над тем, кому поручить «похоронное бюро» автомобилей, заявляют буквально следующее: даже всем вместе московским предприятиям, специализирующимся на переработке металлолома, под силу утилизировать лишь до 20 тысяч автомобилей в год.Но ежегодно на улицах города бросают почти 130 тысяч машин. Получается, без внедрения ломовой системы утилизации никак не справиться городу с такой прорвой! Система и вправду «ломовая» — и по размаху, и по стоимости. На все про все городу понадобится более 50 миллионов долларов. Окупятся они в далеком будущем, а пока будут отягощать бюджет, лягут дополнительным оброком на москвичей.Списывают примерно 120 тысяч машин в год — это где-то около 60 тысяч тонн лома. Но один старый московский «втормет» может, как выясняется, почти 800 тысяч тонн переработать, хотя загружен всего на треть. А в городе таких предприятий — четыре.[b]Кому нужны ржавые деликатесы? [/b]Но нет: для начала муниципальные борцы с автоломом планируют купить шредер /это такая машина для дробления лома/, истратив на это 13 млн. долларов. А надо ли? Может, лучше на эти деньги открыть, ну, скажем, фабрику по пошиву колготок? Во всяком случае, лучше семь раз отмерить — и один раз заплатить, чем платить всемеро дороже. Вряд ли разумные налогоплательщики могут сегодня позволить себе шиковать.На старинных московских предприятиях по переработке черных металлов — а первый «Вторчермет» появился в Москве еще в 1941 году по личному указанию Сталина — со шредером знакомы понаслышке.Тот же Зиновий Антоновас заинтересовался было конструкцией этого оборудования, но когда узнал, сколько оно стоит, быстро остыл.Ну, хороший, говорит, комплекс: такие там молотки, которые машину по кусочкам разрывают, а конвейер сортирует: налево — черный лом, направо — цветной, прямо — тряпки… На «сталинском» заводе все проще: агрегаты режут металл своеобразными ножницами, не особо отличая, какого он качества — первосортный или похуже.Это — как в магазине, где продают хлеб трех сортов — белый, черный и сухари… Металлургические гиганты предпочитают белый хлеб, еще и с икрой. Но при этом ни Липецкий, ни Череповецкий, ни Магнитогорский комбинаты сами не заказывают себе оборудование, чтобы белый хлебушек с икрой кушать. Потому что, по большому счету, их вполне устраивает тот лом, который они получают, в том числе и из Москвы. Какая разница для металлургов, будут там кусочки или лапша нарезанная? Почему Москва должна заботиться о деликатесах для металлургов? Давайте не будем огород городить. Порой ведь просто абсурдные идеи возникают. Одно время взялись создавать колонны по утилизации лома. Представьте: едут по городу эвакуаторы, за ними — машины, которые будут сминать лом, отвозить… Так размахнулись, аж дух захватывает! А какие пробки на дорогах появились бы с такой колонной! В программе был, правда, один разумный пункт: передвижной пресс, который прямо на месте штампует кузова в кубики. Для перевозки металлолома кубами, а не целыми ржавыми корытами, требуется в десять раз меньше машин — экономия какая! Но вот характерный эпизод. На выставке «Экогород», которая проводилась в комплексе на Краснопресненской набережной,«Мосвтормет» демонстрировал оборудование в деле — на глазах у посетителей прессовал кузова. Пять дней прессовал… Интересовались оборудованием многие — коммерсанты из Владивостока, других краев России. За все время к ним подошел только один (!) человек из структур городского хозяйства.Представился заместителем префекта Западного округа по коммунальному хозяйству, расспросил, что к чему — и заключил с предприятием договор об утилизации брошенных кузовов. За несколько недель на западе столицы почти не осталось брошенных хозяевами ржавых машин.— Сегодня, — сказал Антоновас , — мы можем перерабатывать все — легковые машины, трактора, даже танки. Но лом — не гриб, в лесу не растет. Собрать его бывает сложно не столько по техническим причинам, сколько из-за несовершенства законодательства. Частную собственность трогать — ни-ни! Мы и не претендуем. Но как узнать, что этот металлический скелет кому-то дорог как память, если его владелец не объявляется? Надо нашей исполнительной власти, считают производственники, проявлять больше заинтересованности, подталкивать законодательную власть к тому, чтобы быстрее совершенствовали правовую базу.Об этом, кстати, и на заседании правительства много говорили.[b]Инициатива наказуема [/b]На то, чтобы вывезти один брошенный кузов, из городской казны выделяется 600 рублей. Куда отправлять автохлам на переработку? Выбор невелик: на один из вторметовских участков — тот, что в Лефортове, на Хорошевке или в Медведкове, да еще в Перове. Больше деваться лому некуда.«Мосвтормет» решил выйти с инициативой. Есть у него свой автопарк — 80 машин, которые возят металлолом. Специалисты подумали и предложили: «Мы готовы помочь с вывозом автолома и сделать эту работу за половину стоимости».К тому же диспетчерская служба предприятия принимает заявки со всего города, как «скорая помощь». В школы, больницы, детские сады, библиотеки, прачечные приезжают бесплатно и за вывоз металлолома денег не берут.Разве не очевидная выгода для города? Но инициатива наказуема.Думаете, вторметовцы выиграли хоть один тендер? Ни единого. Разве что в своей управе «Лефортово» и рядом,на Соколиной горе. Результат — грамота на директорском столе.Благодарность за то, что вокруг практически не осталось бесхозных брошенных кузовов.Спецы-вторметовцы считают, что вся беда в том, что на поле сбора черного лома произрастают «сорняки» — непрофессионалы. Например, весь металлолом должен проверяться на радиацию. У «профи» — того же «Мосвтормета» — есть лаборатория радиационного контроля.Груз сначала исследуют: не фонит ли. Если окажется «грязный» — его просто не принимают. А у дилетантов на это вообще не смотрят.А то и просто анекдотичные случаи бывают. ЖЭК заключает с какой-то конторой договор на вывоз лома.Контора вывозит… знаете, куда? Из этого района кузов взяли, через дорогу перевезли — и там бросили. Дело сделано, деньги отсчитали. Как с тем пьяным в старом фильме: участковый из одного района перетаскивает алкаша в соседний, а из того — обратно… Так мы далеко не уедем.С недавнего времени лицензируется заготовка, переработка и реализация металлолома. Московская лицензионная палата выдала больше 80 лицензий. И вот что из этого получилось.Вы хотите очистить от лома свой двор, собрали металл и везете его сдавать. Вас останавливает милиционер: «Что везете?» «Металлолом». «А у вас есть лицензия на сбор? Нет? Платите штраф за несанкционированную деятельность».Не предусмотрено, что сбором может заниматься любая организация, хоть пионерская. А вот сдавать его нужно только в специализированную, скажем, «Васявтормет», на которой есть оборудование для нарезания лома, переработки стружки, железнодорожные пути и все прочее. Логично? Парадокс еще и в том, что даже «Серп и молот» не может теперь продать отходы своего производства.Закон суров: получи лицензию, а потом распоряжайся своей собственностью, продавай свою кастрюлю.[b]Ипотека для ломовой компании [/b]Недавно был в Германии — поразился, как бережно там к отходам относятся. Везде, даже в центре, стоят контейнеры, на них нарисовано, что выбрасывать: бумагу, банки, стекло, отдельно — белое, зеленое, коричневое и т.п. Неужели же нас приучить к бережливости невозможно? Ни за что не поверю! Скорее верится в то, что до этого у властей руки не доходят. На Западе же государство целенаправленно экономически стимулирует сбор отходов, и черного лома особенно.При всех застольных временах стране нужен был лом. Не секрет, что выплавка стали из металлолома раз в 15–20 дешевле, чем из руды. При жесткой командной системе всем положено было сдавать металлолом — школьникам, детсадовцам… Все это сейчас в упадке. Пунктов для населения нет. Принимают только цветной лом — ложки, алюминиевые кастрюльки. Раньше бабушка могла прийти в Потребкооперацию и сдать консервную банку. Теперь коммерсанты схапали хороший лом, а банка весит 100 грамм — кому она нужна? Легче ее просто закопать.Черный лом тоже стал бесхозным.Отечественная металлургия была в коме и не могла стимулировать его сбор. Лишь экспорт заставлял заготовителей шевелиться.Почему же теперь мы топчем черное золото, лежащее у нас под ногами? По оценкам специалистов, сегодня возвращается в производство менее 50 процентов металлолома.Металл пропадает в земле, в зданиях, на свалках. А в результате последних безграмотных постановлений федерального правительства, в частности, введения разорительных для экспортеров пошлин на лом и отходы черных металлов, сбор лома начал падать просто стремительно. Чтобы не потерять это сырье и не довести до экологической катастрофы, властям надо поддержать сборщиков черного металлолома. Хотя бы в отдельно взятом городе.Зачем правительству Москвы строить новые предприятия, если даже на имеющихся прессы не загружены? Интересную мысль подсказал Зиновий Антоновас.— Пока, — говорит, — в нашем «черном» деле каждый выживает по-своему. А нужно городским управленцам задавать тон, ориентируясь на потребителя. Понадобилось купить оборудование? Все складываемся, покупаем. Мы готовы даже на какой-то страховой ипотечный фонд: если у нас сейчас есть деньги, а у коллег нет — мы внесем за них.Вероятно, действительно отрасли нужен какой-то координирующий центр. Он может быть под эгидой правительства Москвы, например, экологического департамента или коммунального хозяйства.Если «авторециклинг» все-таки завоюет сердца городских властей, в эту систему обязательно войдут иностранные инвесторы. Конечно, это будет выгодно. Кому? Наверное, тому, кто заказывает всю эту музыку.Городу разве может быть выгодно платить миллионы долларов, если можно их не платить — и получить такой же результат?

Google newsYandex newsYandex dzen