Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Веселый повелитель тьмы

Развлечения
Веселый повелитель тьмы

[b]Рецепты Синей блузы[/b]У Александра Роу было необычное отчество: Артурович. И хотя сегодня это никого бы не удивило, в те дореволюционные годы иметь папу по имени Артур кое-что означало. Имя не русское, не православное, иностранное.Отец Александра Роу и вправду был ирландским инженером, работавшим в мукомольной промышленности в Сергиевом Посаде. Известно о нем немного. Но и из этого немногого можно сделать вывод, что с Россией его никакие нежные чувства не связывали. Как только началась Первая мировая война и в нее вступила царская империя, ирландский инженер с красивым именем сбежал на родину, бросив жену с ребенком в провинциальном городке.В феврале 1917-го Александру Роу стукнуло одиннадцать. Он успел разделить судьбу русской безотцовщины: торговал спичками, вертелся в сомнительных слоях общества, кормил больную мать – словом, пребывал в самой гуще бедняцкой жизни, от волшебной сказки отстоявшей весьма далеко.А вот театр вскоре призвал его, уже студента торгово-промышленного училища. В 1920-е Роу начал выступать в «Синей блузе» – агитбригадах, показывавших на открытых площадках скетчи «за советскую власть». «Скетчи», «открытые площадки» – это на современном языке. А попросту – молодежь, гимном которой стала песня «Мы синеблузники, мы профсоюзники!», выступала прямо на улицах, тут же сочиняя всей компанией веселые стихотворные тексты, импровизируя, перевоплощаясь на ходу – то в толстого буржуина, напуганного народным гневом, то в забитого крестьянина, которому еще предстояло понять, что ему хотят дать свой кусок земли.Такая агитация, плакатная, яркая, не могла обойтись без обыгрывания фольклорных образов. Вот оно, первое приближение к сказке будущего великого киносказочника.[b]Обернись, зима, летом![/b]Уже самые первые фильмы Роу обросли легендами. Позже, получив признание, охотно выступая перед студентами, он любил вспоминать, как, снимая дебют «По щучьему велению», «прошляпил» зимнюю натуру: готовились, готовились, – а когда приготовились, снег взял, да и растаял.Пришлось неопытному режиссеру на ходу придумать фокус в стиле «Синей блузы». «Обернись, зима лютая, летом красным!» – говорит один из героев, – и вот уже потекли ручейки, выглянуло солнышко, а сценарная неувязочка устранена с помощью волшебной сказки, которая может все.Снимая «Василису Прекрасную», Роу вспомнил детство в Сергиевом Посаде: он тогда уже назывался Загорском, но все еще славился мастерскими игрушек. Для съемок там изготовили огромный макет Змея Горыныча. Пятиметровой высоты и одиннадцатиметровой длины чуда-юда на съемках испугалась даже лошадь. А вот бесстрашных людей внутрь этого сказочного персонажа влезло целых двадцать.В 1944 году вышел «Кащей Бессмертный». Сегодняшние аннотации предупреждают: «Фильм был сделан во время Великой Отечественной. Отнеситесь к этому соответственно!» Образ вселенского зла русских сказок – людоед Кащей – был решен не без влияния традиций агитпропа и антифашистских плакатов: злодей, широко распространенный на среднерусской возвышенности, вдруг приобрел явные черты злобного беса ранней готики. Эта сложная художественная игра в те годы считывалась самым простым зрителем: Кащей – враг, немец, фашист. А вот в глухие 1970-е острословы из ВГИКа иногда поговаривали, что это закамуфлированная пародия на «Александра Невского». Что, конечно, не имело ничего общего с реальностью. И тем не менее сопоставление имен Роу и Эйзенштейна характерно.[b]Недобрые легенды о добром сказочнике[/b]Есть легенда, будто бы у актеров сказок Роу несчастная судьба. Самый знаменитый из них – тоже с диковинным отчеством: Францевич. «Зачем ты пьешь тройной, Францевич?» – спрашивали у старика молодые артисты.«А чтобы хоть в этом отличаться от вас!» – парировал тощий, сгорбленный, но поразительно живой Георгий Милляр, снискавший неувядаемую славу начиная еще с 1940-х – с роли того самого Кащея Бессмертного.Его удивительному таланту отдавали должное – но шептали: что с ним сделал Роу, ведь это такой разноплановый, такой гениальный мастер перевоплощения… Казалось бы, зло играть легко – но сколько разнообразия в творческих приемах Милляра, как отличаются его незабвенная Баба-яга (одна из легенд гласит, что как-то, выйдя на улицу южного городка в домашнем халате – нацедить сухого винца из уличного автомата, который он называл «кислотроном», Милляр услышал: «Ай, какая бабуля!» – и тут же бросил через плечо: «Бабуля, да с яйцами!» Ответ, вполне достойный Бабы-яги) от министра Квака из «Марьи-искусницы», как много изобразительных решений великого фантазера Роу без него так и остались бы фантазиями.Милляр тоже происходил из «спецов»-иностранцев – как же было не спеться Францевичу с Артуровичем! А вот с Алексеем Катышевым, в одночасье ставшим звездой, была другая история. Это один из любимых актеров Роу. Он не имел образования, работал на студии, как сам говорил, «подзвучником» – то есть помощником звукооператора. Роу увидел его случайно, и одна фраза знаменитого режиссера – «Ах, какие глаза! Такие глаза созданы для сказки. Их нельзя не снимать», – определила всю дальнейшую судьбу молодого человека, которому кинокарьера и не снилась.Зато его льняные кудри, невинные глаза сказочного красавца Иванушки-дурачка, его озорная и насмешливая улыбка после «Огня, воды и медных труб» снились половине советских девчонок. Катышев оказался человеком скромным, однолюбом – да неудачливо женился.Уже в недавнее время его жена дала скандальное интервью, из которого видно, как тяжело сложилась семейная жизнь у экранного победителя Бабы-яги.Когда Роу умер, актерская слава Катышева закатилась. Ко всему добавились домашние неурядицы. Он запил. Итогом возлияний в малознакомых компаниях стала тюрьма: он сел за изнасилование, которого не совершал. Отсидев, бросил пить и много лет отработал водителем-экстремалом: развозил на грузовике молоко в санатории и детские дома по горному крымскому серпантину. Опасная работенка. Какое уж тут пьянство, грустно признался он журналистув конце 1990-х, в годы короткого всплеска интереса к старому советскому кино и его несостоявшимся звездам.А как же волшебство сказки, как же годы работы с лучшим киносказочником мира? «Все время снится съемочная площадка. Команда «Мотор!», кадры из фильмов и незабвенный наш батюшка Роу. И период киношный, лучший в моей жизни. А откроешь глаза – и словно палкой по лицу: вот она, реальность. Аж искры из глаз…» Обратим внимание, с каким теплым чувством и Милляр, и Катышев, и многие другие ныне забытые артисты вспоминают годы работы с Александром Артуровичем.Скажем вдобавок, что в фильмах Роу часто снимались и самые настоящие советские звезды, подлинные мастера экрана: Сергей Столяров, Сергей Мартинсон, Михаил Пуговкин, Людмила Хитяева. Уж их-то не заподозришь в неудачливости.[b]О зле – с юмором[/b]Кассеты и диски с его фильмами становятся все популярнее. С чего бы? Кажется, современные дети успели так привыкнуть к Гарри Поттеру, героям Толкиена, роскошным космическим спецэффектам «Звездных войн» – куда там Бабе-яге с банальной летучей метлой! К тому же ранние фильмы Роу черно-белые, а юмор их зачастую привязан к давно прошедшей злобе дня.Это касается и поздних его работ. Например, телефоны в сказочных интерьерах «Варвары-Красы, Длинной косы». В 1970-е годы техническое новшество, обыгранное в дремучей сказке, вызывало зрительский восторг. А теперь это что? Архивное кино… «Никакое оно не архивное. Это кино вечное, – не соглашается директор Музея кино Наум Клейман. – Ведь любой фольклор имеет приметы своего времени, которых мы, воспринимающие его современными глазами, можем и не замечать. Но в основе его – всегда вечное. Александр Роу проник в самую суть русского фольклора, поэтому в его фильмах чувствуется потрясающее обаяние доброты. Это один из самых добрых режиссеров мирового кино. Он даже зло изображает с таким юмором, что отчетливо видно, как оно разрушает само себя. Мы сейчас активно покупаем голливудские киносказки – а известно ли вам, что фильмы Роу имеют огромный резонанс в Америке?» В 1970-е из СССР эмигрировал молодой, талантливый, подающий большие надежды актер Олег Видов. Начинающий секс-символ советского кино довольно быстро прославился как секси американский – в «Дикой орхидее».Потом сыграл благородного генерала КГБ в фильме о приходе к власти Ельцина. И мало кто ожидал, что следующей новостью о Видове станет его активная деятельность по популяризации в США советских мультфильмов и киносказок, среди которых было много работ Роу.«В Соединенных Штатах их сейчас продублировали, они идут в кино, их часто показывают по телевизору, – продолжает Наум Клейман. – Конечно, их снабдили современными голливудскими спецэффектами, и теперь наши «Марья-искусница» и «Морозко» очень любимы всей американской детворой».[b]Крылатые РОУизмы[/b]А что это, собственно, такое – всенародная популярность? Можно ли о ней не только в умных книжках прочитать, но и – почувствовать, потрогать, причаститься? Пример Роу доказывает: да. Легко пересчитать по пальцам режиссеров, фразы из фильмов которых в таком количестве народ «расхватал» на пословицы и поговорки, так часто употреблял в обыденной речи по самым разным поводам – на вечерней кухне, или утром, собирая в школу детей, или на работе в НИИ и даже в распространенных в советское время пивных «стоячках», где собирались отнюдь не эстеты.Вот довольно типичная сценка тех лет. Вечер после рабочей недели. Пивняк до отказа набит. Грязно: на полу лужи дешевого пива, в воздухе плавает табачный дым. За большим столиком стоит мент в форме. Вдруг входит маленький, забитый бомжик.Задерживают его каждый божий день – он ведь не член профсоюза, не имеет московской прописки, подозрительно выглядит. Увидев мента, он застывает как кролик перед удавом. И тут подобревший от пива милиционер, вытирая мокрые усы, под общий хохот орет на него – фразой грозного царя Водокрута: «Как дрожишь?! Дрожи передо мной отчетливей!» Не было в советских НИИ программиста, который не расхохотался бы, услышав от коллеги, составившего удачную программу, гордое: «кваква-квалификация!» – и вспомнив, как уморительно выговаривал это слово министр Квак в исполнении Георгия Милляра.А если в школьных коридорах заводили оранжерею, то над цветами в горшочках вывешивали большую, нарисованную детьми памятку: «Пожалейте меня! Полейте меня!» – и нет нужды, что это была последняя фраза злого царя морских глубин: все равно напоминание о веселой и доброй сказке.Сколько их еще, крылатых фраз Роу? «Сгинь, инфекция!», «Не люблю я его… Он интеллигент…», «Помоги мне, Кривда-Бабушка» или знаменитое «Не прынцесса – королевна!»… А «Ах я, дурень старой, голова с дырой» или «Не был бы Иван невежей, не ходил бы с мордой медвежьей»? Любопытно, как продублировали все это на язык современного Голливуда. Возможно ли это перевести на язык иной, чем неповторимое наречие сухомятной русской сказки с ее вечным сленгом? Есть ли сегодня наследники у великого сказочника Роу в нашем, отечественном кино? «Да, конечно, есть, – говорит Наум Клейман, – Михаил Юзовский на студии Горького, Сергей Овчаров… Есть и, конечно, будут – когда наше государство начнет поддерживать не только гангстерское кино».А ведь и правда: сегодня для нашего кино веселая, хорошо разыгранная сказка – высота недосягаемая.[b]ИННА ЧУРИКОВА – ОБ АЛЕКСАНДРЕ РОУ[/b]«Морозко» была моя первая картина, и мне очень нравился Роу, поэтому я с удовольствием делала все, что он просил. Я даже в болоте у него тонула с восторгом и на снегу сидела, и с азартом ела лук вместо яблок – потому что он так требовал.У Роу была душа ребенка, и на его съемках все было волшебно: люди, придумывавшие необыкновенные фокусы, умные хрюшки, пни, которые расцветали. Но этот сказочный мир сам режиссер очень тщательно выстраивал.[b]БОРИС ГРАЧЕВСКИЙ – ОБ АЛЕКСАНДРЕ РОУ[/b]К Роу я попал пацаном, работал грузчиком на студии Горького, а потом меня к нему пригласили администратором на фильм «Варвара-Краса». А он чужих людей терпеть не мог, у него была своя команда. И сначала он делал вид, что меня не существует, не общался со мной. А потом полюбил. И я его очень люблю за то, что он классик, и был первым, кто преподал мне азы профессии, уроки взаимоотношений с детьми, со зрителями.Я проработал с ним еще на двух картинах: «Золотые рога» и «Финист – Ясный сокол» ([i]его последней работе, где он был сценаристом[/i]. – [b]«ВМ»[/b]). До конца жизни в нем сохранялась доброта и наивность маленького ребенка. Когда он получил новую квартиру – пригласил художника, чтобы ему в прихожей нарисовали лес, солнышко, грибочки. Кому еще придет в голову такое придумать? Он очень любил розыгрыши, без конца всех разыгрывал. Например, однажды долго уговаривал меня выпить с ним чай с конфетами. А я отказывался, потому что конфет не люблю. И он почему-то очень огорчался. А тут заходит к нему соседка, монтажер Ксения Васильевна Блинова. Он ее начал конфетками угощать. Она берет одну, разворачивает фантик, а оттуда выпадает презерватив. Визгу было! А он радуется.[b]На илл.: [i]Александр Роу (справа за камерой) на съемочной площадке фильма «Майская ночь, или Утопленница». 1952 год.[/b][/i]

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.