Зрители в сетке

Зрители в сетке

Культура

[b]В зале ЦДХ вспоминают времена, когда отечественные спектакли оформлялись художниками с мировым именем. Их творениями восхищаются до сих пор и у нас, и за рубежом. Причем на Западе, кажется, даже больше – там выставки русского театрального авангарда не редкость. А в России подобных экспозиций ждут десятилетиями.[/b]В начале ХХ века творческим умам не давала покоя идея синтеза искусств и художников будто магнитом тянуло к сценическому действу. Буйная фантазия людей рисующих придавала ему странные формы. В издании «Театр в карикатурах» за 1913 год описан театр «Розовый фонарь», задуманный живописцами Гончаровой, Ларионовым и Зданевичем. Предполагалось, что сцена в нем будет перемещаться в разные места зрительного зала. Декорации тоже должны были двигаться и следовать за артистами. Ну а зрителей здесь мыслили не иначе, как лежащими в середине зала в первом действии и находящимися в сетке под потолком во втором.К счастью или к сожалению, но такому сценическому решению в духе лучизма не суждено было воплотиться в жизнь. Зато в Питере в том же 1913-м целых четыре представления дал «Первый в мире театр футуристов». На сцене «Лунапарка» (бывшего Театра В. Ф. Комиссаржевской) он показал оперу Матюшина «Победа над Солнцем». К ней Малевич создал первую на русской сцене беспредметную декорацию, которую считают импульсом к рождению супрематизма. Легендарную постановку уже в 1970–1980-е годы несколько раз пытались воссоздавать – и у нас, и за рубежом. На нынешнюю выставку Бахрушинский музей предоставил фильм-реконструкцию «Победа над Солнцем», сделанный в США в 1984 году.Тут много эскизов к спектаклям Камерного театра – райского места для художественных экспериментов. Завершение эпохи «Мира искусства» знаменовали костюмы и декорации, сделанные для Таирова Кузнецовым, Судейкиным, Ларионовым и Гончаровой. Сотрудниками Камерного были художники-конструктивисты младшего поколения – братья Стенберги, здесь начинал Веснин. Их рисунки есть в «Элизиуме».Галерея может похвастаться и необычными сценическими одеяниями. Их история берет начало в 1920-х. Одним из образцов чистого конструктивизма того времени стала постановка«Зангези» в петроградском Музее художественной культуры. Ее осуществил Татлин. Не так давно преподавателю Пензенского художественного училища Дмитрию Димакову пришла в голову мысль реконструировать костюмы из этого спектакля. С двумя из них он уже побывал на выставке Татлина в Испании, а еще одну пару сделал специально для нынешней экспозиции.Из 120 экспонатов в галерее «Элизиум» половина принадлежит частным коллекционерам, половина – музеям: Бахрушинскому, Музею Маяковского, ГАБТу. Государственные собрания даже приберегли для выставки жемчужины, которые только что вернулись с реставрации и никогда раньше публике не демонстрировались. Это эскиз декорации Школьника к «Саломее» и эскиз костюма Одетты к «Лебединому озеру» работы Федоровского.Театральному авангарду начала ХХ века в нашей стране пока уделяется не так уж много внимания, и потому особо интересен каталог: кроме репродукций, в нем даны краткие биографии всех 47 экспонируемых художников.[i]Выставка открыта до 9 апреля[/i][b]На илл.: [i]Нивинский И. И. Эскиз декорации к спектаклю «Принцесса Турандот» по пьесе К. Гоцци. 3-я студия МХАТ. 1922. Частное собрание, Москва.[/b][/i]

Google newsYandex newsYandex dzen