Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Полина Дашкова: Читатель не дурак!

Развлечения
Полина Дашкова: Читатель не дурак!

[i]Собрать бы в чистом поле критиков и читателей, да бросить меж ними вопрос на ребро: «Плохи или хороши книги Полины Дашковой?». Вот поднялась бы перепалка, а там и вовсе сошлись бы стенка на стенку.Ибо нет единства во мнениях: пресса ее не любит, зато с читающим народом все в порядке.[/i][b]Очень продвинутая критика [/b]— Я точно знаю, что раздражает журналистов, которые пишут о моих книгах. Они теряются, злятся и… мстят за свою растерянность. Ведь для большинства из них детектив — это чтиво, написанное левой ногой или несколькими ногами, когда под псевдонимом вкалывает целая бригада. Посему к поделкам этим можно и нужно относиться с пренебрежением, презрительно. Большие тиражи? Так ведь читатель дурак, что ни подсунь, проглотит. То ли дело литература серьезная, элитарная, настоящая! Это ничего, что ее никто не читает, что тиражи микроскопические и вообще непонятно, есть она или нет ее вовсе. Такую литературу не грех и поддержать, выделить, отметить. В общем, что популярно, хвалить не принято, дурновкусица, моветон, а если еще и неплохо написано, так надо и ногами потоптать. Вот почему каждый мой роман встречается залпом брани, хотя тираж моментально слизывается с прилавков. Я не против критики, нет, я с интересом прочитала бы едкую, даже злую статью, но пусть она будет аргументирована.Не надо доброжелательности, достаточно добросовестности! Вместо этого меня и читателя уверяют, что это скучно и никому не нужно, что так каждый может написать. А между строчками сквозит: «Да лучше бы тебя вообще не было!».[b]— Неужто никто из пишущих слова доброго не сказал? [/b]— Было, но это исключение, которое лишь подтверждает правило.[i][b]Из прессы: [/b]Писать интересно — не порок. Полина Викторовна Дашкова мастерски раскручивает сюжет. Тут, очевидно, сказывается немалый журналистский опыт. Из багажа личных впечатлений, почерпнутых в командировках по Сибири, Алтаю, из встреч, из выступлений в зонах и поселениях, она, как старатель золото, добывает динамизм, достоверность, без чего детектив — не детектив.Вместе с тем Дашкова не отступает и от канонов Литературного института. Отсутствие аффектации, культура речи — все это от уважения к себе и читателю. Наконец, образность, даже метафоричность. Это от личного стихотворчества. Стихи Дашковой публиковались в «Юности», «Сельской молодежи», «Истоках», «Молодых голосах», «Русском курьере», «Континенте», они включены в программу современной русской литературы Колумбийского университета (Нью-Йорк).[/i][b]Глас народа [/b]— В силу разных причин, два с половиной года я не общалась со своими читателями, оставаясь наедине с собой и своими романами. Встречи с читателями, выступления на телевидении были случайны, в выходивших интервью мои слова безжалостно перевирались. Ну, не путаю я убийцу Михасевича с поэтом Ходасевичем, но читателю это как объяснить? И в «Андрее» моделью не работала. Тиражи, сотни тысяч проданных экземпляров, не успокаивали и не утешали, потому что я просто о них ничего не знала. Первое время я болезненно реагировала на критику. Очень помогал муж [b](Алексей Шишов известный тележурналист. — С. Б.), [/b]хотя поначалу он скептически относился к моему «детективному» творчеству. Он поддерживал меня, а сам потихоньку выбрасывал газеты с ругательными статьями, чтобы избавить меня от искушения показать их друзьям и жаловаться, сомневаясь в том, что я делаю. Помогали и нечаянные встречи.Меня узнают на улицах, лицо, наверное, такое — на книжных обложках я, как и в жизни. Потом, после этой изоляции, была долгожданная встреча с читателями в книжном магазине «Москва». Я вышла в торговый зал, а там — огромная толпа. Люди смотрели на меня, я смотрела на них, и это было трогательно до слез.[b]— А кто он, ваш читатель? [/b]— Недавно меня просветили: по возрасту ограничений нет, по полу и месту жительства тоже, даже «образовательный ценз» не играет роли — тут и потребители самого низкопробного чтива, «наркоманы» жанра и интеллектуалы самого высокого полета. По профессиональной принадлежности… Говорят, мой типический читатель — врач и милиционер. Странно, но не буду спорить.[i][b]Из прессы: [/b]Плаксивые и беспомощные, хотя, разумеется, прекрасные представительницы слабого пола — вот самые верные читатели Дашковой. Это они расхватывают «дамские детективы» — второсортные книжонки, написанные женщинами и женщинам адресованные. Из прессы: Суммарный тираж книг Полины Дашковой перевалил за 5 миллионов.[/i][b]Детектив с макияжем [/b][b]— Сейчас в околокнижных кулуарах твердят о «трехглавом драконе» — Маринина, Дашкова, Полякова.[/b]— Я с большим уважением отношусь и к Марининой, и к Поляковой. Если человек пишет то, что интересует читателей, значит, есть талант, а талант я признаю всегда.[b]— Толкуют и о тотальном наступлении «женского детектива». Есть в этом, дескать, какая-то тайна. Вы ее знаете? [/b]— В психиатрии существует такое понятие — гебоидный синдром. Это когда человек в интеллектуальном развитии останавливается на некой возрастной точке. К сожалению, очень часто эта точка приходится на подростковый возраст, когда девочке, а это характерно именно для девочек, важнее всего то, как она выглядит, и то, как на нее посмотрел мальчик или пять мальчиков. Посмотрели — победа, не посмотрели — трагедия. Надо максимально безболезненно проскочить этот период, и тут единственное лекарство — шевеление мозгами, живое и глубокое осмысление информации. И все же многие остаются на этом этапе. Это не патология, это особенность психики, когда женщина зациклена на самой себе. Я — самая красивая, я — победительница, я — самая желанная, самая добрая. Обратите внимание, как «дамская проза», и «женские детективы» в том числе, напоминает подчас дневники девочек в пионерском лагере — те же виньетки, то же самолюбование. Героини этих книг видят и слышат только себя, остальное — лишь декорация. Естественно, у таких романов всегда будет благодарная и самая активная аудитория. Читательница «играет» в героиню! [b]— С годами что-нибудь изменится? [/b]— Наши дети — люди прагматичные, знающие цену деньгам, будут выбирать качественный «товар», то есть добротно сделанные книги. Тешу себя надеждой, что и мои книги будут востребованы, ведь я не лгу читателям и не халтурю.[b]— Дочери ваши точно будут читать.[/b]— Сейчас Даше только пять лет, ей еще рано, а вот Ане уже тринадцать, и я читаю ей все мной написанное.[b]— Без купюр? Не пропускаете сцены насилия, слэнговые диалоги? [/b]— Не надо дозировать информацию, надо ее правильно истолковывать.[i][b]Из прессы: [/b]Потакание ограниченности, примитивности превращает нынешних авторов массовой литературы в истинных «гениев зла». Они исправно удобряют навозом землю, из которой растет дерево и на ветвях которого они возлежат.[/i][b]Эпидемия глупости [/b]— Люди обязательно разберутся, что хорошо и что — никуда не годится, хотя, конечно, и на халтуру будет спрос, как на китайские кроссовки.[b]— А не случится так, что они вовсе перестанут читать?[/b]— Читатель не исчезнет, хотя мы живем в эпоху диктатуры пошлости.Идет оскотинивание человека, нам навязывают скотские правила игры, культ сиюминутного кайфа. Нас убеждают руководствоваться элементарными принципами: «Оттянись!», «Расслабься!». Работать не надо! Читать и думать вредно! Играй и выигрывай! Идет ток-шоу о здоровье, которое посвящено преимуществам силиконовой груди над гелиевой, а вот реклама «Пепси» с прозрачными намеками на половой акт. Творится что-то немыслимое, ни в одной стране такого нет, а у нас будто все поголовно свихнулись на сексе. Рефреном же к этому ужасу интеллигентские причитания: ай, какая гадость, не нужно это смотреть. Да, смотреть действительно не нужно, а вот ощущать происходящее как серьезную опасность необходимо. Это все не безобидно! Это инфекция! [b]— Заразно? [/b]— Очень. Тысячи и десятки тысяч людей занимаются оболваниванием миллионов, потому что так проще и удобнее жить, не думая ни о чем, кроме сиюминутной выгоды.[i][b]Из прессы: [/b]Прямолинейность и строгость Дашковой в оценках заставляют при чтении ее книг вспоминать романы «социалистического реализма».[/i][b]«Атака любовью» [/b]— У каждой науки есть слабоумная сестра: у психологии — парапсихология, у астрономии — астрология… Но в силу своего слабоумия она кричит громче. Эта фраза принадлежит автору одного из лучших учебников криминалистики А. М. Ларину, и я с ней полностью согласна.[b]— В романе «Золотой песок» вы показываете, как секты манипулируют людьми. Не станет ли ваша книга для кого-то методическим пособием? [/b]— Кто хочет это сделать — и так все знает. Многое опубликовано, рассекречено, технология зомбирования вполне доступна.[b]— Как защититься? [/b]— Универсальных рецептов нет. Выход в том, чтобы трезво оценивать себя, понимать, что тебе говорят и зачем тебе это говорят.Секты — это духовная халява. Тебя любят, но — за что? Понятно, когда тебя любит семья — потому что это твои родные и близкие. Понятно, когда любят друзья — вы много лет вместе, за вашими отношениями целая жизнь. А тут — просто так.Нет, так не бывает! С другой стороны, каждому хочется, чтобы его любили, и он выбирает зависимость, ему легче, когда думают за него. Пусть даже управлять им будет маньяк, сумасшедший, в случае чего с него и спросится. Так рождаются диктаторы, «отцы нации», вожди, фюреры… Гитлер, Сталин, Ленин были больными, психически неполноценными личностями, наглыми и беспринципными, примитивными по сути своей. И все же миллионы вполне нормальных людей были послушны воле тиранов, позволив ввергнуть Европу и мир в войну, согласившись с оружием массового уничтожения, с концлагерями.[b]— Зло дремлет в каждом человеке… [/b]— …и его нельзя будить. Оно было и в тех детях в минском метро, которые шли по трупам, и в чеченцах, которые берут заложников и отрезают им пальцы, чтобы получить выкуп. Зло, дай ему волю, поднимается и заполняет все пространство души. Диктаторы нажимали нужные клавиши, и люди с удовольствием подчинялись этому соблазну — выпустить зло наружу, освободить себя от необходимости личного выбора. Но это — иллюзия свободы, за которую обязательно кто-то платит, иногда жизнью.[i][b]Из прессы: [/b]По количеству маньяков на погонный метр страниц, авторы «женских детективов», безусловно, уступают мужчинам. Так что же, благодарить их за эту сдержанность? [/i][b]Маньяк — это звучит! [/b]— У каждого человека на жизненном пути есть свой камушек: направо пойдешь — голову сложишь, налево — себя сохранишь, но нажитое потеряешь. Что выбрать? А в жизни все так неопределенно, расплывчато, размыто. И вот человек выбирает зло, убеждая себя, что это и не зло вовсе. Совершает подлость, обвиняя того, кого обманул, унизил, и тем обеляя себя, мол, сам напросился, заслужил. На этом пути с каждым шагом остановиться все труднее, и вот уже человека нет — одна оболочка. Таков Егорушка в «Месте под солнцем» — чиновник, который крушит все на своем пути, уже не сознавая, что творит. К счастью, победа не всегда остается за злом. И женщинам тут проще, их природа защищает.[b]— А Регина из «Легких шагов безумия»? [/b]— В любом человеке, даже в негодяе, ублюдке, законченной стерве кроется целая вселенная. Разве не жалко девочку, которая кулачком бьет зеркало, чтобы не видеть своего отражения, она такая страшненькая… [b]— А потом становится страшной — не на лицо, на поступки.[/b]— Она не маньяк, женщины-серийницы — явление единичное. Но женщина-убийца может быть ужаснее любого мужчины-маньяка, хотя у последнего в «активе» и генетически заложенная воинственность, и прирожденное властолюбие, и страсть к самоутверждению — даже с помощью насилия. Один киевский психиатр так сказал об Оноприенко, на совести которого более 50 жизней: он вменяем, но — абсолютный нравственный урод. С Региной Градской тот же случай, она, будучи формально живой, нравственно умерла.[i][b]Из прессы: [/b]Невероятная «производительность» современных авторов криминальных романов оставляет надежду на то, что они когда-нибудь надорвутся на своем многотрудном пути.[/i][b]Человек с псевдонимом [/b]— Когда я заканчиваю книгу, мне безумно не хочется с ней расставаться хотя бы потому, что я очень люблю своих героинь — это не дуры, не куклы, не пошлые тетки. Потом приходит чувство, что никогда и ничего я больше не напишу, потому что — все, выложилась. Но проходит месяц, и я уже пишу другой роман. Мне сложно оценивать свои книги, потому что с каждой проживаешь целую жизнь. После романа «Никто не заплачет» у меня было ощущение, что я постарела на 10 лет: с точки зрения погружения в психологию героев это была очень тяжелая книга, хотя с точки зрения литературы самой удачной ее не назовешь. Когда же я писала «Золотой песок», то была уверена, что это мой лучший роман, все остальное — детский лепет. Вот и сейчас мне кажется, что в данный момент я пишу нечто.[b]— А что люди говорят? [/b]— Роман «Место под солнцем» абсолютно дамский и скучный, а «Образ врага» — это классный, крепко сбитый шпионский боевик. В тот же день слышу: «Образ врага» никуда не годится, потому что в нем слишком много политики, слишком запутанный сюжет, а «Место под солнцем» — чуть ли не шедевр. Так же и с «Продажными тварями», «Легкими шагами безумия», моей дебютной книгой «Кровь нерожденных», где рассказывается о торговле неродившимися младенцами. В общем, есть разные мнения, и это отрадно, потому что у моих книг появляются новые читатели, которые прежде обходили их стороной.[b]— Упреки слышатся? [/b]— Многие спрашивают, зачем я прибегла в «Образе врага» к легкому камуфляжу, типа Березовский-Подосинский. Да потому, что есть яркие, сочные типажи, характеризующие эпоху, ее день и час, этакие концентраты, которые прямо просятся в текст. Вот мы говорим: «Керенский» и сразу видим целый пласт времени и определенные события.[b]— Мы говорим: «Дашкова» и… [/b]— Это мой псевдоним. На сокрытии истинной фамилии настаивали издатели из коммерческих соображений. Долго придумывали, наконец сложилось: имя — от настоящей фамилии, фамилия — от имени младшей дочери, с которой я ходила в издательство, потому что дома ее не с кем было оставить. С псевдонимом я свыклась быстро. Но есть и проблема: узнают в лицо, но в документах, которые я предъявляю, например, в аэропорту, видят совсем другую фамилию. Недоумение порождает бурные обсуждения. Хорошо хоть, когда узнают на улицах, паспорт показывать не надо.[i][b]Из прессы: [/b]Нет сомнений, псевдонимом авторы нынешних «нетленок» прикрывают свое творческое бессилие.[/i][b]Творчество само по себе [/b][b]— Вы очень городской писатель.[/b]— Потому что я городской человек. К природе отношусь созерцательно. Люблю встречать рассвет, сидеть у речки, бродить по лесу, но ненавижу собирать грибы. И пес мой со мной солидарен: если находит гриб, тут же давит попой и пописать может, чтобы, значит, с ним гуляли — и только! Не должно быть материальной цели, иначе пропадает удовольствие.[b]— По вашим книгам легко определяется ваша московская география. Вас манят Тверская, Патриаршие… [/b]— Я родилась на Мещанской. Потом жили в Оружейном переулке.Маяковка, Миуссы, Ямские — родные места. О них готова писать всегда и многословно, так что потом приходится себя же сокращать.[b]— Легко дается? [/b]— Могу день биться над тем, какие были глаза у героя, когда он произносит какую-то определенную фразу. А огромная глава между тем стоит. Бывает, кусок написан, а я начинаю все менять. И вычеркиваю, вычеркиваю… [b]— Не вычеркните ненароком главное.[/b]— Пока удается.[i][b]Из прессы: [/b]Сейчас книги Полины Дашковой нарасхват. Радоваться этому или огорчаться? [/i]

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.