Под знаком Шостаковича

Под знаком Шостаковича

Культура

[b]Столица уже привыкла, что в Светлый праздник выдающийся дирижер Валерий Гергиев ([i]на фото[/i]) привозит в Москву в рамках Пасхального фестиваля не только свой оркестр и солистов Мариинского театра, но и мировых звезд. Хоры лучшего качества, представляющие древнейшие народные и богослужебные песнопения, бесплатно выступают в храмах, поражая тем, как древние века оживают в устах носителей изустной традиции. В Москву съезжаются лучшие звонари России – многие и многие колокольни далеко разносят целебный (как говорят) звон.[/b][i]«Вечерка» предлагает путеводитель по основным событиям Пасхального фестиваля[/i].[b]23 АПРЕЛЯТоржественное открытие. Римский-Корсаков, «Светлый праздник». Стравинский, «Жар-птица».Симфонический оркестр Мариинского театра; дирижер – Валерий Гергиев.Большой зал консерватории, 21.00.[/b]В честь первого юбилея Гергиев повторяет программу первого фестиваля. «Светлый праздник» (1888), воскресная увертюра на темы из обихода, по замыслу Римского-Корсакова, рассказывает о явлении ангела мироносицам с вестью о Воскресении, дает картину ликования на небе и земле. «Разве русский православный трезвон не есть плясовая церковная музыка, инструментальная музыка?» – писал в «Летописи» композитор, объясняя несколько языческий характер веселья. «Жар-птица» (1910) написана Стравинским для «Русских сезонов» Дягилева в Париже и связана с именами хореографа Михаила Фокина, артистов Вацлава Нижинского и Тамары Карсавиной, художника Александра Головина. «Жар-птица» стала триумфом 28-летнего Стравинского в Европе, а мировая критика считает сюиту жемчужиной в репертуаре симфонического оркестра Мариинского театра.[b]24 АПРЕЛЯКонцертное исполнение оперы Дмитрия Шостаковича «Нос». Солисты, хор и симфонический оркестр Мариинского театра; дирижер – Валерий Гергиев. В главных партиях: Вячеслав Сулимский, Алексей Тановицкий, Татьяна Кравцова, Андрей Попов, Сергей Семишкур, Геннадий Беззубенков.Большой зал консерватории, 19.00.[/b]«Нос» по повести Гоголя – одна из самых успешных работ оперной Мариинки последних лет. Гергиев посвящает ее представление в Москве 100-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича. Спектакль в постановке Юрия Александрова получил огромный международный резонанс после гастролей труппы Мариинского театра в Париже в ноябре 2005 года – но Москве вместо этой постановки покажут концертный вариант.[b]25 АПРЕЛЯШостакович, Симфония № 1. Прокофьев, Фортепианный концерт № 5. Шостакович, Симфония № 15. Симфонический оркестр Мариинского театра; дирижер – Валерий Гергиев. Солист – Александр Торадзе.Большой зал консерватории, 19.00.[/b]Симфонии Шостаковича разделены дистанцией в 40 лет. Первая, прославившая 19-летнего композитора на весь мир, написана для выпускного экзамена в консерватории.Последняя, Пятнадцатая(1970), считается итогом всего симфонического творчества Шостаковича. Первую часть он загадочно назвал «Игрушечный магазин», вторая носит траурный характер, третья вновь возвращает в мир марионеток, схематичных образов и чувств. Финал же открывается лейтмотивом из вагнеровского «Кольца нибелунга»… В пандан к этим сочинениям прозвучит Пятый фортепианный концерт другого корифея советской музыки, Сергея Прокофьева.[b]27 АПРЕЛЯХор «Мистерия болгарских голосов». Художественный руководитель и дирижер – Дора Христова.Московский концертно-театральный центр Павла Слободкина на Арбате, 19.00.[/b]Хор, лауреат «Грэмми», считается жемчужиной болгарской музыкальной культуры. Многоголосные народные песнопения отличает причудливый ритм. Хор исполняет также духовные сочинения болгарских и русских композиторов, сложные современные произведения. В Москве «Мистерия болгарских голосов» представляет фольклорную программу, сочетающую хоровое пение, танцы и виртуозную игру на народных инструментах.[b]28 АПРЕЛЯЖенский хор «Гори» (Грузия). Художественный руководитель и дирижер – Шалва Мосидзе. Мужской хор «Рустави» (Грузия). Художественный руководитель – Анзор Эркомаишвили.Московский концертно-театральный центр Павла Слободкина, 19.00.[/b]Богатейшая, любезная русскому слуху грузинская хоровая традиция будет представлена этими двумя хорами с мировым именем. Программы подготовлены специально для Московского Пасхального фестиваля. «Гори» исполнит сочинения современных грузинских авторов – Иосифа Кечакмадзе, Георгия Члаидзе, Мераба Гагнидзе. «Рустави» – народные напевы из различных областей Грузии.[b]30 АПРЕЛЯХоровой гала-концерт.Концертный зал им. П. И.Чайковского, 19.00.[/b]Одно из центральных событий Пасхального фестиваля. Выступит восемь хоров, включая «Рустави», «Мистерию болгарских голосов», ансамбль «Оптина пустынь», исполняющий уникальные духовные песнопения Средневековья, камерный хор Московской консерватории и ансамбль «Сирин», работающий на пересечении академической и фольклорной традиций.[b]2 МАЯКраус, Увертюра к спектаклю «Олимпия». Моцарт, Коронационная месса. Моцарт, Реквием. Камерныйхор Шведского радио и Таллинский камерный оркестр. Дирижер – Фредрик Мальмберг.Большой зал консерватории, 19.00.[/b][b]3 МАЯКраус, Увертюра к спектаклю «Олимпия». Моцарт, Литания, K 243. Моцарт, Реквием. Камерный хор Шведского радио и Таллинский камерный оркестр. Дирижер – Фредрик Мальмберг.Концертный зал им. П. И.Чайковского, 19.00.[/b]Оба коллектива – ведущие специалисты по музыке XVIII века. Моцартовская программа отсылает к нынешнему 250-летнему юбилею композитора. Литания – духовное песнопение на канонический текст, исполнявшееся между Пасхой и Вознесением. Коронационная месса написана по случаю вхождения на престол австрийского императора Франца-Йозефа. Исполнение Реквиема Камерным хором Шведского радио считается в Европе эталонным. В программу обоих концертов включена также пьеса Йозефа Мартина Крауса (1756–1792), немецкого композитора, большую часть жизни прожившего в Швеции и окрещенного «шведским Моцартом».Краус родился в один год с Моцартом и умер от чахотки на год позже него.[b]6 МАЯВагнер, «Валькирия», III акт (концертное исполнение). Солисты и симфонический оркестр Мариинского театра; дирижер – Валерий Гергиев. С участием Брина Терфеля (бас-баритон, Великобритания).Большой зал консерватории, 20.00.[/b]Один из самых прославленных певцов мира выступит в Москве впервые. Он приглашен лично Гергиевым.В опере «Валькирия» Брин Терфель год назад с огромным успехом дебютировал на сцене Лондонской Королевской оперы. Темпераментная, экстравагантная манера пения и блестящие актерские способности позволяют считать Терфеля неповторимым оперным артистом.[b]7 МАЯКорнгольд, Скрипичный концерт. Шопен, Фортепианный концерт № 1. Шуман, Симфония № 2. Симфонический оркестр Мариинского театра; дирижер – Валерий Гергиев. Солисты: Николай Цнайдер (скрипка, Дания–Израиль); Рафал Блехач (фортепиано, Польша).Большой зал консерватории, 19.00.[/b]Концерт представляет три лика романтизма. Наряду с известными сочинениями XIX века он включает и постромантический опус века ХХ, принадлежащий перу австрийского композитора Эриха Корнгольда. Рафал Блехач – лауреат I премии Международного конкурса им. Шопена в Варшаве. Николай Цнайдер уже успешно выступал на наших Пасхальных фестивалях и стал любимцем московской публики.[b]8 МАЯБарток, Фортепианный концерт № 2. Прокофьев, фрагменты из балета «Ромео и Джульетта».Шостакович, Симфония № 10. Симфонический оркестр Мариинского театра; дирижер – Валерий Гергиев. Солист – Ефим Бронфман (США).Большой зал консерватории, 19.00.[/b]Программа объединяет сочинения трех гениев ХХ века – Белы Бартока, Дмитрия Шостаковича и Сергея Прокофьева. Сравнительно мало известный в России Второй концерт Бартока принадлежит к числу самых блестящих его произведений, а пианист Ефим Бронфман завоевал мировую известность именно своими интерпретациями музыки ХХ века.Грандиозная Десятая симфония Шостаковича (1953) – одно из самых автобиографичных сочинений композитора. В ней и бесчеловечность времени ГУЛАГа, и надежда, и цитата из «Бориса Годунова», и аллюзия на Малера, и зашифрованный автограф композитора в финале.[b]9 МАЯБлаготворительный концерт Валерия Гергиева и оркестра Мариинского театра.Поклонная гора, 13.00.[/b]Никому у нас, кроме Гергиева, так не удаются концерты для широкого слушателя на открытом воздухе. Тысячи людей, не имеющие возможности попасть в академические залы, приобщаются к классической музыке. Для этого концерта каждый раз строится специальная сцена, выставляется партер для ветеранов и почетных гостей, налаживается трансляция через динамики. Слушатели же рассеяны по всему огромному пространству Поклонной горы. Число их доходит до 100 тысяч. Гергиев исполняет популярные произведения русской и западной музыки, щедро прибавляет бисы.[b]9 МАЯТоржественное закрытие фестиваля. Дмитрий Шостакович: Скрипичный концерт № 1, Симфония № 9, Сюита из оперетты «Москва–Черемушки». Симфонический оркестр Мариинского театра; дирижер – Валерий Гергиев. Солист – Вадим Репин.Московский международный дом музыки, 19.00.[/b]Завершающий фестиваль концерт посвящен 100-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича. После трехлетнего перерыва в Москву возвращается Вадим Репин – один из лучших скрипачей мира, признанный интерпретатор музыки Шостаковича.Девятая симфония композитора – сочинение недлинное – всего 25 минут.Сразу после войны от него ждали гимна победе, а он написал нечто изящное, легкое, блестящее, простодушное, но только на первый взгляд… Сюита из оперетты «Москва–Черемушки» представит Шостаковича как блистательного мелодиста.

Google newsYandex newsYandex dzenMail pulse