- Город

Без перспективы

Сергей Собянин рассказал, будет ли Москва расширяться дальше

Папа Римский заявил, что молится за успех встречи «нормандской четверки»

Москвичам рассказали об аномальной погоде на следующей неделе

Авторы закона о домашнем насилии подготовили для него ряд поправок

Сын Валерии попал в крупное ДТП под Петербургом

Синоптики подсчитали вероятность снега на Новый год в Москве

Время творить чудеса: в Москве собрали «Корзину доброты»

Как распознать редкие и дорогие монеты в своем кошельке

Назван главный цвет 2020 года

Пилотам, посадившим борт с Путиным, вручили пирог от шеф-повара Кремля

Алла Пугачева: У меня никогда не было нормальной семьи

Врачи перечислили опасные для кишечника продукты

«Я очень по вам скучала»: София Ротару выступила в Москве

Названы профессии, которые приводят к преждевременному старению

Без перспективы

Социальный фотопортрет Евразии – ко Всемирному дню свободы печати

[b]Всемирный день свободы печати в России отмечается недавно. Впрочем, он не так уж давно учрежден и ЮНЕСКО: только с 1993 года комиссия этой авторитетной международной организации, рассмотрев предложение независимых журналистов черной Африки, учредила этот всемирный, ныне уже очень известный, праздник.[/b] Каждая страна в первой декаде мая отмечает его по-разному. У нас, в отличие от Соединенных Штатов, помпезных премий за защиту демократии государство в этот день не раздает. У нас все проще – и независимей. Именно к этому дню приурочена выставка «Евразия. Социальный портрет», открывшаяся в Фотоцентре на Гоголевском бульваре. Она – результат международного журналистского конкурса, организованного при поддержке ЮНЕСКО «Евразия-медиа-центром» – международной конференцией журналистских союзов. Председателем жюри этого не слишком масштабного фестиваля (что для международного фестиваля около 1000 присланных работ из 17 стран, причем основная часть экспозиции приехала не из дальнего, а самого что ни на есть ближнего зарубежья?) был известный журналист, обозреватель и член редколлегии «Новой газеты» Юрий Рост. Под его руководством и были отобраны фотографии для выставки, на открытии которой торжественно объявили имена победителей. Советник ЮНЕСКО в Москве напомнил, что за минувший год в мире погибли 60 журналистов, исполнявших свой профессиональный долг. «Свобода печати и самовыражения, – сказал он, – одно из тех прав человека, которое помогает соблюдать и все остальные права. Именно свобода журналистики помогает бороться с нищетой во всем мире». Последние слова особенно гармонировали с темами фоторабот. Со стен Фотоцентра на зрителя обрушивалась такая депрессия, столько человеческой боли и неустроенности, что присутствовавший на презентации представитель правительства не преминул грустно заметить, что выставка «все-таки как-то однобоко отражает нашу действительность». Подавляющее большинство снимков – из России, Украины и Белоруссии. Их персонажи больные, брошенные дети (фотограф Максим Шер так и назвал свою серию «Дети улиц»), инвалиды – на тротуарах, полных равнодушных прохожих, или в неблагоустроенных тесных комнатенках, нищие. На лицах героев этих снимков, кажется, вовсе нет улыбок – они смотрят в камеру укоризненно, иногда обвиняюще, а то и со злобой. Апофеозом всей этой апокалиптической картины могла бы служить фотография бомжа, высовывающего немытую голову из канализационного люка как зверек-доходяга из засыпанной землей норы: зачем потревожили? Неподалеку висит другой снимок: тощий старик в драной одежде, сидя на парапете мостовой, докуривает брошенный кем-то цыбарик. Снимок залит солнцем, он сделан в ясный летний день, и, невзирая на обычное хмурое выражение лица его героя, один из немногих не таких уж мрачных. Впрочем, во всем можно увидеть поэзию – пусть даже такую надрывную. Как в снимке победителя конкурса, молодого фотографа из Львова Юрия Дячишина, поймавшего тот момент, когда к старой цыганке, грустно сидящей на ступеньках храма, порывисто бросается малышка в гламурном розовом платьишке – то ли ангел, то ли просто символ иной, лучшей жизни, которая уже не суждена побирухе. Поиски поэтических обобщений – правда, совсем уж нехитрых – характеризуют и снимки из Грузии. Например, фотография прекрасной девушки, глубоко и печально задумавшейся и смотрящей прямо в камеру большими черными глазами, так и называется: «Грузия». А жизнелюбия традиционно побольше в снимках с Юга и Востока, увы, оставшихся без призов. Ну и пусть на асфальте только кусок черствого хлеба и пустая миска – главное, что вокруг этого накрытого стола нищей братии расселась целая дружная семья: женщины в пышных цветастых юбках, смуглые красивые мужики и несмело улыбающиеся объективу голодные дети Казахстана. А вот фотография, невольно вызывающая улыбку. Она сделана в Дели и называется «Скоро за прилавок»: перед уличными ящиками, полными южного фруктового великолепия, сидят три малыша – дети владельцев «точки»; это им предстоит вскоре сменить родителей, встать к прилавку и зазывно покрикивать прохожим, предлагая бананы и манго. [b]ПОБЕДИТЕЛЯМИ СТАЛИ[/b]: [b]I место[/b] – Юрий ДЯЧИШИН (всеукраинская газета «Експрес» (Львов, Украина) [b]II место [/b]– Павел БЕЗРУКОВ (православный журнал «Фома», Барнаул, Россия) [b]III место [/b]– Татьяна ПЛАХЕТКО («Газета Слонимская», Беларусь) [b]ЛАУРЕАТАМИ ПРИЗНАНЫ[/b]: Ольга КОЖЕВНИКОВА, Юрий КОЗАКОВ (журнал «Альфея», Зеленоград, Россия) Павел КУЗНЕЦОВ (журнал «Нескучный сад», Москва, Россия) Максим ШЕР (независимый журналист, Санкт-Петербург, Россия) Виталий ПОДГУРЧЕНКО («Малоярославецкий край», Малоярославец, Россия) Виктор ЦУРИКОВ (независимый журналист, Малоярославец, Россия) [b]На илл.:[i] Анастасия Сироткина. «Память», Киев, Украина.[/b][/i]

Новости СМИ2

Сергей Хвостик

«Покрошить» Запашного

Игорь Воеводин

Маршал Конев и пустота

Олег Капранов

Что общего у соцсетей и порно

 Александр Хохлов 

Мир, война или стена

Алиса Янина

Раймонд Паулс и навязчивые русские

Камран Гасанов

Владимир Зеленский — человек посередине

Борис Клин

РПЦ и закон о домашнем насилии: что с ним не так

Ирина Алкснис

Мочить террористов в сортире. 20 лет спустя

Кто прав, кто виноват. Хороший юрист не должен давать волю эмоциям

Быстрее всех вырастила микрорастение из пробирки

Пройдя путем героя, начинаешь больше ценить прошлое

Беззаботное счастье царской семьи