Плевать в себя — это по-нашему
[i]3 июня в Сочи начинается 10-й Открытый российский кинофестиваль, или по-домашнему «Кинотавр». Параллельно там же будет проходить VI Международный кинофестиваль. «Кинотавр» обещает грандиозную программу. В российскую часть вошли самые интересные отечественные фильмы, в том числе и те, которые в Москве практически никто не видел.Это «Небо в алмазах» Василия Пичула с Николаем Фоменко и Анжеликой Варум в главных ролях, «Тайна Нардо, или Сон белой собаки» Владимира Наумова по идее итальянского кинодраматурга Тоннино Гуэрра, «Женская собственность» Дмитрия Месхиева с Еленой Сафоновой. Международное жюри возглавит польский режиссер Кшиштоф Занусси.Поскольку 16 июня ему исполнится 60 лет, в программу МКФ включена ретроспектива его работ.С «Кинотавром» неразрывно связано имя продюсера [b]Марка Рудинштейна[/b], который стоял у истоков самого крупного на сегодня отечественного фестиваля.[/i][b]— Марк Григорьевич, подготовительная работа идет целый год, но последние точки над «i» расставляются, как правило, в последний момент...[/b]— Только что достигнута договоренность с Белоруссией о предоставлении фестивалю мощной и очень качественной аппаратуры для трансляции основных событий «Кинотавра» по телевидению. Между прочим, стоимость ее три миллиона долларов, доставлять эту установку в Сочи придется на «Руслане». Переговоры с белорусской стороной были затяжными, но я рад, что мы наконец достигли согласия. Ну а самое важное — участие в фестивале Никиты Михалкова и его фильма «Сибирский цирюльник», который будет показан 12-го, в День независимости.[b]— Так что лауреат, можно сказать, предопределен? [/b]— Что значит предопределен? В конкурсе участвует много достойных картин: «Молох» Александра Сокурова, только что отмеченный в Каннах, «Блокпост» Александра Рогожкина, «Ворошиловский стрелок» Станислава Говорухина. Мне понравился «Стрелок» прежде всего своей актуальностью: если государство, закон не могут защитить человека, он вынужден защищаться сам.[b]— Однако пресса как-то неласково встретила эту картину… [/b]— А это так на нас похоже — самооплевывание. Американцы создали «Титаника» и как с ним носились! А наши журналисты занимаются не Михалковым-художником, а Михалковым-политиком, так же, как и в случае с картиной Говорухина.[b]— Зато неожиданности есть в самом фестивале. В частности, назначение председателем жюри российского конкурса Армена Медведева.[/b]— Дело в том, что все жюри предполагалось собрать из председателей прошлых лет. Самым первым был ушедший, к сожалению, из жизни Виктор Демин, друг Армена Николаевича. К тому же совпали два события: «Кинотавр» подводит итоги 10-летней работы и Медведев на посту председателя Госкино тоже пробыл 10 лет.[b]— Вы уже определенно заявили, что покидаете «Кинотавр»… [/b]— Я устал и «исчерпал свой ресурс» именно в этом деле, как можно устать от воспитания собственного ребенка и сказать ему: живи сам. Однако родители продолжают следить за дитем, помогают в трудную минуту. Конечно, хорошо проснуться утром и почувствовать облегчение от того, что не нужно больше решать многочисленные «фестивальные» вопросы, но облегчение это сомнительное.[b]— Ну а если серьезно: в надежные руки попадет «Кинотавр»? [/b]— Поживем — увидим. Пока я боюсь одного: как бы в погоне за коммерцией не исчезло на фестивале кино. В юбилейной программе столько всего накручено — всяких концертов, шоу, мишуры… С одной стороны, это и неплохо — мы еще не так богаты, чтобы только тратиться, — фестиваль должен зарабатывать деньги, но всегда боюсь крайностей.[b]— Чем будете заниматься вы, приглядывая за своим детищем со стороны? [/b]— Продолжу продюсировать кино. Если конкретно, это «Анна Каренина» Сергея Соловьева, «Брат2» Алексея Балабанова. Вместе с Александром Атанесяном мы делаем мультфильм «Морской дьявол» по роману Александра Беляева «Человек-амфибия». Замыслов много. Может быть, я бы что-то другое снимал, будь я режиссером. Больше всего в жизни терпеть не могу дилетантства. Дилетантов и без меня хватает.[b]— В Сочи, наверное, опять будет масса киноманов, которые покупают путевки на фестиваль ради того, чтобы только приблизиться к своим кумирам, а если повезет — позагорать рядышком со «звездой»? [/b]— Мне как-то не очень нравится доступность наших отечественных «киносветил», когда можно дернуть актера за рукав и сказать: «Давай выпьем». Кино должно быть легендой, а «звезды» не столь доступными, как это бывает у нас. Мне импонирует западный вариант «звездности». Ну если только на традиционном цирковом представлении, где к моему пению можно отнестись с улыбкой.[b]— А будет ли иметь место ваше прощание с фестивалем? [/b]— Писатели, которые сейчас как раз и сочиняют для меня прощальный монолог, хотят превратить действо в комедию. А для меня это — грустный момент. Даже не знаю, выдержу ли.[b]P.S. [/b][i]Марк Григорьевич лукавит в отношении главного приза «Кинотавра». В составе жюри российской части фестиваля произошли принципиальные изменения. Причин тому много, и все они уважительные (например, Владимир Войнович приболел и не может сейчас выехать из Германии). Но уже утвержденный новый состав заставляет предположить, что судьба главных наград действительно предопределена. Судите сами: Олег Табаков — близкий друг семьи Михалкова, Владимир Хотиненко — любимый ученик. [/i]