Микромир под барабаном

Микромир под барабаном

Культура

[b]Нынешняя «Альтернатива» – двадцатая. Музыкальные фестивали с такой традицией – сейчас большая редкость. Из года в год организаторы привозят суперзвезд мирового джаза и авангарда.[/b]Некоторое подобие интриги вокруг приезда Spooky actions закрутил куратор Дмитрий Ухов, сказав, что «Спуки» – чуть ли не гвоздь всего фестиваля, а народу пришло, как и в прошлый раз, десять человек.На прошлой «Альтернативе», кстати, эти высоколобые американцы что-то такое сделали с Антоном Веберном. (Недаром само название ансамбля взято у Эйнштейна и означает взаимодействие частиц в микромире.) А в этот приезд их целью был – кто бы вы думали? – Оливье Мессиан! Точнее, эта мишень называлась «Квартет на конец времени».Первая загвоздка бросается в глаза прямо с ходу: Мессиан написал квартет, а музыкантов в Spooky actions пятеро – кто-то оказывается лишним. Ну, конечно, барабанщик.Мессиан, разумеется, никак не мог предусмотреть, что его квартет в начале третьего тысячелетия будет переигрывать какой-то резвый джазовый состав, поэтому барабанщика он в виду никак не имел. А джазовый состав не может обойтись без ударных, поэтому для барабанщика Тони Морено была специально прописана партитура. И он с ней тщательнейше сверялся, даже во время обязательных импровизаций, когда, кажется, и надо было бы отвлечься от нот.Выглядело скучновато. Весь мощный мессиановский академический напор был сознательно удален, а джазового драйва почему-то не хватило. Темы и импровизации застряли где-то между глубокой университетской мыслью и веселым клубным подпитием. При этом потерялось не только настроение французского академизма (в принципе-то, слава богу), но и само осознание того, что это все-таки музыка Мессиана.Я уж не говорю о том, что в пустоту улетучился весь многоуровневый трагизм этого произведения («Квартет на конец времени» Оливье Мессиан написал, находясь в лагере для военнопленных). Spooky actions вместо французского авангардиста прошлого века просто взяли да и представили слушателям Джона Зорна, с напористым, резким и слегка молодежным джазом.В общем, еще одно живое доказательство того, что какие-то вещи в музыке должны существовать отдельно. Квартет Мессиана пусть остается квартетом, без электрогитары вместо виолончели, а Джона Зорна можно и так послушать, благо он и сам скоро к нам приезжает.

Google newsGoogle newsGoogle news