Главное
Истории
Рождество

Рождество

Святки

Святки

Достоевский

Достоевский

Традиции на НГ

Традиции на НГ

Объятия

Объятия

Любовные романы

Любовные романы

Как правильно загадывать желание

Как правильно загадывать желание

Мандарины

Мандарины

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Злодеи тоже рождаются добрыми

Развлечения
Злодеи тоже рождаются добрыми

[b]С. Слонимский.«Видения Иоанна Грозного».Дирижер Мстислав Ростропович.Режиссер Роберт Стуруа.[/b][i]«Сегодня еще нескольких человек похоронили, — администратору гостиницы, кажется, вопросы не нужны, она просто до сих пор не может прийти в себя. — Мы видели огонь, но, слава богу, криков не слышали.Это всего в трех кварталах отсюда». О том, что пожар был где-то совсем близко, говорят в Самаре везде, в том числе и в Самарском театре оперы и балета, где завершалась подготовка оперы Сергея Слонимского «Видения Иоанна Грозного». «Конечно, это ужасное событие не могло не отразиться на нашем общем настроении, — говорит постановщик Роберт Стуруа, — хотя, к счастью, никого из артистов трагедия лично не коснулась. Возможно, ставя оперу об Иоанне Грозном, мы и разбудили какие-то темные силы».В совпадении этих двух почти экзистенциальных событий есть что-то роковое.[/i][b]Для композитора Сергея Слонимского [/b]выбор Самары был естественным: здесь ставили его оперы «Виринея», «Гамлет», «Мария Стюарт», здесь состоялась премьера его пятой симфонии и фестиваль его музыки. Для Мстислава Ростроповича, музыкального руководителя и дирижера первых пяти спектаклей, «Видения Иоанна Грозного» — еще один шаг на пути постижения русской оперы, вслед за «Хованщиной» в Большом и концертным исполнением «Леди Макбет Мценского уезда» в консерватории. Трагические фрагменты русской истории, величие страданий России, роковые, как черные дыры в космосе, пропасти русской души, а в финале рассвет (и на сцене, и в музыке, как в «Хованщине») или заключительная песня жертв Иоанна Грозного, где горечь растворяется в надежде, — вот чем хочется заниматься сегодня Ростроповичу на оперной сцене России и чем, по его мнению, русская опера может сейчас заинтересовать Запад. В этом и корень его противоречия с Большим театром, который, по словам маэстро (только так называют его в Самаре — от секретарши до Слонимского), «решил себе сделать славу на итальянской опере, а опера Слонимского их просто не интересует». Правда, светлые краски финала здесь густо замешаны на пессимизме относительно общего просветления в нашей истории: уже похороненный Грозный, уже распластанный на могильной плите (обратная сторона иконы) поднимается и вновь грозит кулаком своим жертвам и своему народу.[b]Видения, наваждения, мистификации [/b]становятся весьма популярной формой отношений с историческим материалом и драматургической логикой. Здесь отпадает необходимость выстраивать причинноследственные связи истории, здесь образ важнее факта, а эмоции важнее достоверности — на то они и видения. Поэтому здесь, например, Иоанн Грозный убивает своего сына дважды: когда тот вздумал заступаться за свою беременную жену, которая в свою очередь подвернулась под Грозную руку в минуту тяжких раздумий о поражении в битве с польским войском. И когда посмел заявить свои права на престол отцу, чья очередная жена Мария Нагая ждала очередного наследника — нерожденного еще и потому пока любимого. Видения Иоанна Грозного — это разорение свободного, веселого Новгорода, убийства лучших людей государства, система доносительства, театральная показуха убийств и псевдопокаяний и совсем уж извращенная выходка царя, заставившего любимца Федьку Басманова убить своего отца, а затем расправившегося и с самим Федькой — «тяжела мне твоя верность». (На прогоне вместо охрипшего артиста пел сам композитор, и его старческий тенорок в микрофон, казавшийся каким-то потусторонним, добавлял этой сцене зловещих красок.) Исторические достижения Грозного авторам спектакля были не важны — на небесных весах никакая политическая целесообразность не перевесит конкретных загубленных человеческих судеб, и в этом, наверное, самый пронзительный акцент самарской премьеры.— Скажите, есть ли что-нибудь в фигуре Иоанна Грозного, что вызывало бы у вас сочувствие? — спрашиваю у Роберта Стуруа.— Я не могу найти этого сочувствия. Хотя всегда жалко — люди рождаются одинаково добрыми и вдруг превращаются в таких злодеев. Помните, у Элема Климова главный герой фильма «Иди и смотри» стрелял в портреты Гитлера, и время как будто катилось вспять? А в последний портрет — ребенка — он выстрелить не смог. Гибель человека, личности — это всегда трагично, но в данном случае я не хотел исследовать механизм этой гибели. Мне важнее был другой контраст. Мы с художником Георгием Алекси-Месхишвили использовали красоту русского искусства, русской иконы, и на этом фоне разыграли ужасную трагедию. Эту красоту создавал народ, в основном безвестные художники, и на таком фоне политики разыгрывают свои грязные истории.[b]О своей роли Роберт Стуруа[/b] говорит довольно иронично: «Я зарекся больше ставить оперу. У меня не так много времени, чтобы заниматься сомнительным занятием, а оперный режиссер, как мне кажется, — это сомнительная профессия. Потому что если хорошо поют, если замечательная музыка, то этого достаточно, чтобы спектакль был хорошим». Тем не менее присутствие режиссера ощутимо в каждой музыкальной фразе, и несуетливая выразительность действия компенсирует не всегда выразительные голоса. Написано, скажем, в либретто, что Грозный дает знак Малюте Скуратову убить строптивого митрополита, который воспротивился разорению Новгорода. А в спектакле Малюта схватит шута за дурацкие бусы с бубенчиками, деловито проверяя их крепость. И шут, искушенный в дворцовых зверствах, задрожит от сознания того, что предстоит сейчас испытать митрополиту. А тот, в свою очередь увидев на себе шутовские бусы, вздрогнет от какой-то нелепой надежды — а вдруг поиздеваются, да и отпустят. И погибнет с остатками этой надежды на лице.А участие в проекте хореографа Аллы Сигаловой и ее пластической группы в живописных лохмотьях (то беспечные юродивые, то безжалостные опричники, то скорбные могильщики — та послушная и безликая масса, готовая на любые действия, куда бы ее ни повели) окончательно превратило «Видения» в динамичное и страстное действо, ничего общего не имеющее с пафосной статикой большинства оперных постановок.[b]В отличие от шумной мировой премьеры «Сибирского цирюльника» [/b]в тот же день с фейерверками, масленицей, показом мод и выпуском нового одеколона мировая премьера «Видений Иоанна Грозного» прошла гораздо скромнее. Однако многие культурные атташе и послы предпочли поехать в этот день в Самару, что дает основания полагать — самарский спектакль ждет внимание всего мира.[b]Самара — Москва [/b]

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.