Четверг 25 апреля, 07:04
Ясно + 11°
Город

Зураб Соткилава: Слабых звеньев в государстве «театр» быть не должно

Зураб Соткилава на репетиции оркестра «Виртуозы Москвы» в Большом зале Московской консерватории.
Фото: РИА Новости
30 октября в Московском доме музыки состоится концерт легендарного тенора Зураба Соткилавы «Возвращение легенды». После тяжелой болезни народный артист СССР возвращается на сцену. Накануне события он дал интервью «ВМ».

Мэтр весел, энергичен и полон сил. Летом 2015 года Зурабу Соткилаве был поставлен диагноз — раковая опухоль. Он прошел курс лечения в Германии. Пришлось победить не только болезнь, но и преодолеть себя.

- Не изменился ли ваш голос после тяжелой болезни?

- Если бы я плохо себя чувствовал, на сцену выходить не стал бы. Болезнь, лечение и переживания, конечно, отразились на голосе, но, поскольку каждый день я работал, упражнялся, все в порядке.

- В каком городе больше всего хочется спеть?

- В Тбилиси и Мадриде, где живут мои дети, внуки.

- В Московском доме музыки выступите впервые? Акустика Светлановского зала не помешает исполнить программу?

- В Доме музыки спою в первый раз. Не буду лукавить: из всех концертных площадок Москвы больше всего мне нравится Большой зал Московской консерватории, который является одним из лучших залов мира. На мой взгляд, слушать оперных певцов нужно только в таких залах. Лично я не люблю петь в микрофон, и для меня это всегда насилие над собой. Но что делать — сейчас такое время, когда ради денег организуют концерты классической музыки в больших залах, где голос звучит через усиливающую аппаратуру с неизбежными потерями. К сожалению, так будет и в Светлановском зале.

- Что будете исполнять на концерте «Возвращение легенды»?

- Партию Отелло, за которую мне присудили звание почетного академика, под рояль исполню несколько арий Сергея Рахманинова и завершу выступление веселыми Неаполитанскими песнями. Возвращаться на сцену надо с оптимизмом. За свою карьеру я спел все, что хотел спеть. Ни одной партии, которая мне не нравилась бы, по принуждению не исполнил.

- Свой триумфальный путь вы начали с Еленой Образцовой, победив в 1970 году на конкурсе в Испании. Возможно, посвятите Елене Васильевне один из номеров концерта?

- Несмотря на то что в 1970 году в Испании был фашистский режим Франко, и министр культуры СССР Екатерина Фурцева перед поездкой провела с нами серьезную беседу, в Мадриде нас принимали замечательно. Нам дали Гранпри. С Леной мы пели на сцене Большого театра в его лучшие годы, когда спектакли ставил Борис Покровский, и для меня она — самая первая, самая близкая и самая великая дива. В Доме музыки для Лены спою испанские партии — в память о нашем покорении Мадрида.

- Как вы считаете: что нужно для того, чтобы Большой театр снова расцвел?

- Чтобы и режиссеры, и дирижеры, и художники, и артисты — все, все были больше, чем профессионалами. Слабых звеньев в этом государстве — Большой театр — быть не должно. Но и сегодня в нем сильная оперная труппа, и на моем концерте вместе со мной споют солисты Большого — Ирина Долженко, Константин Шушаков, Александр Науменко, Вера Кононова.

- А ваш концерт на сцене главного театра страны не запланирован? Скучаете по его сцене?

- Я очень любил петь на сцене Большого театра, и она во всех отношениях мне нравится. 10 ноября я выступлю на его сцене на вечере памяти Елены Образцовой.

- 50 лет вы обучаете вокалистов оперному пению. Что самое главное для исполнителя классического репертуара?

- Самое главное — дать певцу высокую техническую базу, потому что без нее он не сможет показать ни свою музыкальность, ни драматическую одаренность. Совершенствование техники способствует развитию таланта. Признаюсь, что за 50 лет моей педагогической деятельности только четверо учеников поняли, что без высочайшей техники больших высот не достичь, и овладели ею в совершенстве.

- Что помогло вам преодолеть раковую опухоль и вернуться на сцену?

- В первую очередь семья, дети, внуки и образы тех людей, героев, к которым я обращался в самые тяжелые минуты своей жизни. Сам себя убеждал в том, что нельзя сдаваться, надо побеждать, и это мне тоже помогло. Как в футболе, в который я играл на профессиональном уровне, был капитаном сборной Грузии, — надо атаковать и побеждать, так и в жизни.

- Комфортно ли вам в современной Москве?

- В Москву я приехал жить молодым человеком — в 30 лет после того, как в Тбилиси сгорел Театр оперы и балета. Руководитель Большого театра Кирилл Молчанов позвонил мне тогда и сказал: «Зураб, ты должен переехать в Москву, тебе надо расти». За последние 10 лет Москва изменилась в лучшую сторону — стала краше, чище, радостнее и приветливее. Раньше такой радушной Москва не была.

- Не жалеете, что всю жизнь посвятили музыке?

- Я бы повторил свою жизнь — от начала до конца, без единого изменения. Без пения жить не могу и не хочу до сих пор.

- Верите ли вы в то, что музыка может сплотить народы и прекратить войны?

- Музыка обладает такой властью. Миру способствует интеллект народа и его руководителей, а классическая музыка наполняет холодный ум божественными звуками, чувствами. Неспроста Ленин говорил: «Не давайте мне слушать Шопена, иначе я не смогу подписать приказ о расстреле двух миллионов человек».

- Шутка помогает в жизни и в карьере?

- Шутка раскрепощает. Но я никогда не иронизирую над другими, только над собой.

КСТАТИ

29 октября в Государственном Кремлевском дворце cостоится концерт Дмитрия Хворостовского и латвийской певицы Элины Гаранчи. Накануне выступления Дмитрий в интервью каналу «Россия 24» рассказал о том, как он преодолевает тяжелую болезнь (в июне врачи диагностировали у Хворостовского опухоль головного мозга):

— Я был вынужден находиться дома на протяжении трех-четырех месяцев не работая, поэтому сейчас я восстанавливаюсь. Для меня концерт в Кремлевском дворце — большая радость и избавление от тревожных мыслей.

Правда, на протяжении всей своей жизни преодолеваю трудности — какие-то горы, впадины и так все время. Опухоль — просто очередное препятствие, которое в скором времени будет вспоминаться мною как прошлое.

Музыкальный критик Сергей Бирюков поделился с «ВМ» своим мнением о выступлении Хворостовского в опере «Трубадур» Верди, которым открывался сезон Метрополитен-опера месяц назад: — Дмитрий спел идеально, чисто-чисто и технически безупречно. Он горел в роли. Это было эпохальное пение, которое войдет в мировую историю как эталон исполнения партии графа ди Луна.

Зал рукоплескал, оркестр одарил Дмитрия морем белых роз, что редко случается на Западе. Публика плакала от счастья, что Дмитрий нашел силы победить. Чувствовалось, что Хворостовский собрал всю волю в кулак, и это выступление для него — решающее.

После первого действия согласно роли он опустился на колени, зажмурил глаза, и, казалось, слезы радости хлынут ручьем. Но он их спрятал. «Вечерняя Москва» желает Дмитрию Хворостовскому удачного выступления, о котором расскажет в понедельник.

СПРАВКА

Зураб Соткилава родился в 1937 году в Сухуми. Играл за футбольный клуб «Динамо» (Тбилиси), был капитаном сборной Грузии по футболу. В 1973 году дебютировал в Большом театре. Народный артист СССР, педагог. С 1976-го преподает в Московской консерватории, с 1987 года — профессор кафедры сольного пения.

Новости СМИ2

Все мнения
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER