Заоблачный мир одержимых
[i][b]Французская картина «Аврора», показанная в конкурсе «Перспективы», удивила, сколь тонко удался этот фокус и режиссеру, и артистам.[/b]Музыкальная сказка сама по себе явление нечастое, тем более на международном кинофестивале, где доминирует грустная или веселая социалка.«Аврора» – будто прекрасное антикварное полотно, на котором выткан сюжет о королевстве, где запрещены танцы. Но юная принцесса Аврора так любила танцевать, что даже на сватающихся принцев внимания не обращала.[/i]Кому фамилия режиссера [b]Нильса Тавернье [/b]показалась знакомой, не ошиблись. Отец Нильса – режиссер [b]Бертран Тавернье[/b], лауреат «Сезаров», Берлинского и Каннского фестивалей. Сын же ушел в документалистику, разрабатывая самые трудные темы.Названия фильмов говорят сами за себя: «Торговля детьми» (2001), «Бездомные в Пномпене» (2002),«Лагерь беженцев в Азербайджане» (2003). Сейчас он углубился в проблемы французских тюрем и психбольниц. «Аврора» – первый художественный фильм Нильса Тавернье. Считай, волшебная передышка.Режиссер подтвердил, что такая редкая кинематографическая форма, как сказка, пугает французских спонсоров. Поэтому-то он и работал над этим дорогим во всех смыслах фильмом целых 7 лет. И явно не экономил – поражают роскошные декорации, костюмы, виды: например, огромная поляна, усыпанная лепестками роз.Однако безысходный конец (принцессе так и не разрешили танцевать, а ее возлюбленного казнили) – вовсе не сказочный.– Я вдохновлялся классическим романтическим балетом, в частности, «Лебединым озером» и «Сильфидой» в постановке Нуреева. А там трагический конец, как правило, всегда где-то в облаках, – говорит режиссер.Именно по причине экономии бюджета на роль главной героини Нильс сначала искал танцовщицу старше 18 лет -– в Европе детям запрещено работать более 5 часов в день, а фильм надо было снимать быстро.Искал почти год. Объездил всю Францию, но не нашел девушки, которая не понимала бы, какое впечатление ее танец производит на мужчин. А Нильсу нужно было именно непонимание собственной чувственности. Кроме того, ему было важно, чтобы на балерине не лежала тяжелая печать академической выучки.Наконец в Школе танца Гранд-Опера Тавернье обнаружил 16-летнюю [b]Марго Шателье[/b], поразившую его непосредственным, почти детским танцем.Однако фильм делался вовсе не на Марго, как могло бы показаться, а ради звезды балета Гранд-Опера [b]Николя Ле Риша[/b]. Великий танцовщик современности сыграл скромного придворного художника, в которого влюбилась принцесса и с которым воссоединилась только на небесах.– Бесценное качество Николя – он умеет совсем просто произносить очень романтические фразы, – раскрыл режиссер секрет двойной органичности представителя самого немого вида искусств.В эпизодах танцуют артисты Гранд-Опера, про которых Нильс в 2000 году снял документальный фильм «Звезды», прошедший по экранам многих стран. Хореограф картины [b]Каролина Карлсон [/b]создала микс классического танца и contemporary dance (современного стиля). Эффектны эпизоды, где на балу принцы демонстрируют танцы своей страны – арабский, японский, европейский.– Основная же идея фильма в том, что свободе нет места на земле. Из-за этого моего убеждения во Франции меня долго считали сумасшедшим, – признался Тавернье-младший и высказал парадоксальную мысль: «Волшебная сказка принесла человечеству много зла, рассказывая о любви и прекрасных принцах. Когда я был маленьким, мне внушали, что любовь – это просто. Я не хотел воспроизводить эту ложь в своем первом художественном фильме».Другая же простая идея, которую уловили даже неискушенные в балете зрители, – одаренные и одержимые живут в своем мире.Аврора не может усидеть нескольких минут без движения, пока ее рисует художник. Так и заядлые киноманы на Московском кинофестивале чувствуют себя в своей тарелке только перед мерцающим киноэкраном.[b]«Иллюзион», 29 июня[/b]