Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Владимир Филиппов: Сокращения бесплатного приема в вузы не будет

Общество

[i]Отрадный и показательный для сегодняшней России факт: вопреки резкому материальному упадку роль образования не отодвинулась в нашем сознании на второй план, не вытеснилась суетной борьбой за выживание.Большинство нормальных родителей по-прежнему считает, что дети обязаны окончить школу и поступить в высшие учебные заведения. Чтобы потом, ступенька за ступенькой, подниматься по профессиональной лестнице и строить хорошую жизнь — для себя и для родной страны.Разумеется, одного отеческого желания для осуществления радужной перспективы маловато. Слово за родителями, дело — за государством. Увы, в последние годы правительство в образовательной сфере больше декларировало, чем делало.Объявленная реформа то затухала, то вяло текла, то вдруг в результате какого-нибудь очередного бесшабашного эксперимента порождала нервозность в среде учащихся и педагогов. За два года в России сменились четыре министра образования. Журналисты «Вечерней Москвы» по этому поводу даже придумали коронный вопрос, который теперь неизменно задаем каждому свеженазначенному руководителю отечественного просвещения: «Как вы думаете, чем новый министр лучше предыдущего?».На этот раз отвечать пришлось Владимиру Филиппову.[/i]-Вряд ли вообще возможно ответить на такой вопрос: чем я лучше старого министра. Или хуже. Должность занимаю всего два месяца, да и Александр Николаевич Тихонов пробыл на ней недолго. Другое дело, ситуация, в которой каждый из нас оказался после назначения на ответственный пост.Моя в финансово-экономическом смысле была удручающей: кризис семнадцатого августа подкосил систему образования. Ведь бюджет закладывался в старых ценах... Зато мне больше повезло в другом. Правительство Примакова буквально с первых шагов начало оказывать поддержку социальной сфере. Уже в октябре был отменен ряд дискриминационных мер по сокращению бюджета учебных заведений. Разобрались наконец с печально известным постановлением № 600, вернули учителям право на отобранные было доплаты за проверку тетрадей и прочие дополнительные нагрузки. Отменили и постановление № 1001, касающееся внебюджетных средств вузов.Есть и чисто субъективное преимущество: Александр Николаевич стал министром на волне борьбы, которая шла в течение полугода в самом министерстве и за его пределами из-за двух вариантов реформы образования. Новому руководителю надо первым делом было наладить мир, найти точки соприкосновения между враждующими группами. Задача, скажу я вам, не из легких.[b]— Кто же теперь составляет команду министра? [/b]— Поговорку «Друзья познаются в беде» я переиначил на свой лад: «Друзья познаются в работе». Когда беда приходит, уже поздно оценивать тех, кто рядом. Прежний коллектив министерства я до этого знал довольно неплохо. Из него предстояло выбрать людей, на которых можно опереться. Половину заместителей я заменил. Теперь команда готова. Остается грамотно и демократично, не ущемляя чьего бы то ни было самолюбия, загрузить всех работой.[b]— Один из самых больных вопросов — задолженности по заработной плате учителям. По-моему, это страшно, когда именно педагоги объявляют голодовку или забастовку. Известно, что выплаты или невыплаты зависят не от центра, а от отношения к образованию в регионах. Но неужели министр вообще никак не может повлиять на ситуацию? [/b]— Правительство отвечает за все, что творится в России. Но по закону о местном самоуправлении средствами в крае или области распоряжаются региональные власти. Вмешиваться в то, куда они расходуют деньги, не имеют права ни премьер-министр, ни президент. Все субвенции и трансферты, выделенные Минфином, распределяются внутри края или области исключительно по указанию губернатора.Захочет — выделит деньги медикам, захочет — учителям. А может, ни тем и ни другим.Мне с большим трудом удалось добиться хоть каких-то объективных данных о том, куда и на что уходят деньги, предназначенные на нужды образования. Сейчас мы регулярно, раз в неделю, получаем об этом информацию и организуем свой контроль.Возможно, когда-нибудь созреет ситуация, когда губернаторы сами поймут, что надо возвращаться к централизованной вертикали и своею доброй волей разрешат сложившееся противоречие.[b]— Как часто вам приходится входить в кабинет премьер-министра? [/b]— За два месяца, пока я работаю, были две рабочие встречи у Евгения Максимовича: с ректорами и лучшими учителями России. Сам же я стараюсь премьера лишний раз не беспокоить, тем более что все вопросы пока весьма успешно удавалось решать с вицепремьером по социальным вопросам Валентиной Ивановной Матвиенко.[b]— Побывали ли вы за два месяца работы на посту министра в какой-нибудь школе на уроке, разговаривали ли с учителями, учениками? [/b]— Думаю, что визит на урок высокого должностного лица — это показное. Школу нужно знать изнутри. Мне в этом смысле повезло: жена — школьная учительница математики. Каждый день приходит домой со стопками тетрадей, проверяет их и параллельно рассказывает обо всех животрепещущих проблемах.Но очень важны для меня встречи с директорами школ, руководителями учебных округов, управлений образования районов, регионов. На таких собраниях «сверяем часы»: в правильном ли направлении движемся, то ли планируем.[b]— А как складываются ваши отношения с Московским комитетом образования? Насколько мне известно, у прежних руководителей министерства случались со столицей разногласия по некоторым весьма принципиальным вопросам.[/b]— Столица всегда была примером для регионов. Можно только позавидовать тому, как к системе образования относится московский мэр Лужков. Вы, конечно, знаете о том, что Юрий Михайлович запретил, к примеру, отключать от теплоснабжения учебные заведения. Не стала Москва выполнять и известного постановления № 600. Проявляя заботу о школах, училищах, техникумах, институтах и университетах, находящихся в столичном ведении, мэр ухитряется повесить на свою шею еще и федеральные вузы, которые ему за это несказанно благодарны. Лужков мудрый, он понимает, что, если не вкладывать деньги в образование, придется вкладывать их в борьбу с беспризорностью и преступностью.Давно знаком с Любовью Петровной Кезиной и отношусь к ней с искренним уважением. Мне кажется, московской системе образования нужно предоставить больше прав для эксперимента, поскольку она шагнула уже в двадцать первый век...[b]— Родителей не перестает мучить вопрос о том, что платное высшее образование постепенно вытесняет общедоступное, то есть бесплатное. Те, кто побогаче, копят валюту на поступление и будущую учебу отпрысков, а люди с более чем скромным достатком, которых сейчас в нашей стране большинство, совсем не уверены, что их детям вообще светит вузовский диплом...[/b]— С разговорами о сокращении бесплатного приема в высшие учебные заведения, не затихавшими весь прошлый год, пора заканчивать. Количество бесплатных, бюджетных мест при приеме в вузы, напротив, будет увеличиваться. В 1999 году мы планируем принять на 5 процентов больше студентов на эти места, чем в нынешнем. Еще раз хочу повторить: не будет платного образования за счет бесплатного! Но, с другой стороны, мы не будем мешать вузам параллельно проводить и коммерческий прием, поскольку он хоть как-то поможет решить учебным заведениям финансовые проблемы.[b]— Может ли в таком случае государство обеспечить детям равные возможности для получения высшего образования? Расслоение общества неумолимо продолжается, бедных становится все больше...[/b]— Забота любого государства — подтянуть низкообеспеченные слои до уровня нормальной, достойной жизни и предоставить каждому молодому человеку стартовый шанс. Мы в министерстве отлично понимаем, что на компьютеры денег из бюджета нам не дадут, на ремонт общежитий — тоже.Но средства на зарплаты педагогам и стипендии студентам мы будем выбивать с упорством и упрямством. И попытаемся доказать Министерству финансов, что необходимо, кроме того, выделять деньги на питание и одежду детям-сиротам, учащимся профтехучилищ. Я уже дал поручение своим сотрудникам проработать вопрос о целевом, внеконкурсном поступлении в вузы девушек и юношей из сельской местности.[b]— Владимир Михайлович, а где учатся ваши дети? [/b]— Сын весной заканчивает университет, а дочь — школу.[b]— Школа, небось, элитная? [/b]— Да нет, самая обычная общеобразовательная, 107-я.[b]— Каковы успехи у ребенка? [/b]— Оценки по всем предметам отличные, в школе говорят, что Ирина вполне может претендовать на серебряную медаль. Но я сравниваю свои знания серебряного медалиста тридцатилетней давности с теми, которыми вроде бы блещет дочка, — счет получается не в ее пользу.[b]— То есть вы считаете мифом мнение о том, что российское образование по сей день остается лучшим в мире? [/b]— Если говорить о некоем среднем уровне школьного образования по стране, то он, безусловно, снизился.Во многом это связано с ухудшением материально-технического оснащения: в школьных лабораториях по химии, физике оборудование доисторическое, нет новых приборов, не хватает реактивов... Как вы понимаете, росту знаний это отнюдь не способствует.Но многое, скажу я вам, зависит от самой школы, от ее директора, коллектива учителей. По телевидению недавно показывали сюжет об одной нашей федеральной экспериментальной площадке в Челябинске. Сто процентов ее воспитанников поступают в различные вузы без всяких репетиторов и дополнительных курсов. Или взять, к примеру, 109-й лицей Евгения Ямбурга. Среди его выпускников тоже почти «поголовная поступаемость». Но таких учебных заведений, к сожалению, немного.Объективно существует разрыв между теми знаниями, что ученику дает школа, и требованиями, предъявляемыми ему при поступлении в вуз. При этом мы не можем обвинять в этом институт или университет, поскольку им запрещается, и это даже записано в правилах приема, экзаменовать поступающих по вопросам, которые не входят в школьную программу. Значит, надо повышать уровень знаний выпускников.Одна из задач, которые я перед собой поставил, — создание в министерстве структур, курирующих непрерывность уровней образования. Мы должны построить дело таким образом, чтобы воспитанник профтехучилища был готов безо всяких трудностей стать учащимся техникума, а выпускник техникума — сразу поступить на второй или третий курс института.[b]— Интересно, что думает новый министр по поводу двенадцатилетнего образования? Весной прошлого года о нем тоже много дискутировали.[/b]— Никакого решения о переходе на двенадцатилетнее образование пока ни на каком уровне не принималось. И с 1 сентября 1999 года оно введено не будет. Речь идет, скорее, о перспективе. Предстоит сначала разработать планы, как учить, по какой схеме: девять классов плюс три или десять плюс два, определиться с начальной школой, с тем, будет она трехлетней или четырехлетней. Надо создать и издать новые учебники, а это совсем не простой вопрос... Многое тем не менее говорит в пользу двенадцатилетнего образования.Школьники при нынешних программах испытывают непомерные перегрузки, они устают, часто болеют и в результате не справляются с обилием предметов, втиснутых в короткий по времени курс.Из 189 стран мира в 150 принято двенадцатилетнее, тринадцатилетнее и даже четырнадцатилетнее образование. Нам, чтобы приблизиться к двенадцатилетнему, придется для начала подтянуться хотя бы к одиннадцатилетнему, поскольку в 50 процентах школ ребята занимаются по программе десятилетки. Надо выработать концепцию, обсудить ее во всех субъектах Российской Федерации, опубликовать, узнать мнение людей и лишь потом, на каком-нибудь форуме, к примеру, на расширенной коллегии министерства с участием образовательной общественности, можно принимать решение о реализации идеи.[b]— На дворе кризис. Значит — новая волна эмиграции, которая, естественно, будет сопровождаться утечкой мозгов. Что мы можем сделать, чтобы наши талантливые молодые люди не уезжали? [/b]— Кардинальным образом можно сделать только одно: поднять экономику. Слова о патриотизме, призывы не покидать Родину, послужить ей верой и правдой вряд ли в сегодняшней жизни возымеют какое-либо действие. Мы сделали общество открытым для переливания любого капитала, в том числе и интеллектуального. Как удержать его? Придется, видимо, договариваться с Западом, для которого массовый поток наших специалистов тоже вызывает определенную головную боль. К тому же русские молодые ученые, особенно технари, создают серьезную конкуренцию тамошним. Можно, к примеру, заключать договоры с зарубежными партнерами. Они заказывают работу нашим специалистам здесь, в России, и здесь же с ними рассчитываются. В результате все довольны, и отечественные мозги в целости-сохранности, никуда не утекают.[b]— Педагоги постоянно критикуют существующий Закон об образовании. Что скажет на этот счет министр? [/b]— Сейчас планируется обсудить и изменить в отечественном законодательстве около 35 пунктов, касающихся образования. По этому поводу уже состоялась встреча с председателем Государственной Думы Геннадием Селезневым и председателем Комитета нижней палаты парламента по образованию Иваном Мельниковым. Каждое управление министерства получило задание подготовить законопроекты и поправки. Коснутся они и бюджетного, и налогового кодексов... Должны пройти через Госдуму и пока отсутствующие у нас законы о среднем профтехобразовании и о профессиональном начальном образовании.[b]— Многие десятилетия в нашей стране обучение шло рука об руку с воспитанием, но последнее было крайне, порой до абсурда, идеологизировано и политизировано. Потом в школьной жизни наступил некий идейный вакуум. А в последнее время все чаще из разных уст слышатся ностальгические вздохи по пионерской организации, по комсомолу...[/b]— Марширующие отряды, рапорты и речевки, строгое подчинение рядовых членов организации вышестоящим звеньевым, председателю совета дружины как обязательная часть школьной жизни безвозвратно ушли в прошлое, и нечего о них жалеть. Ведь это была некая подмена жизни. Любовь к Отечеству не воспитать с помощью идеологических догм... Во все времена нормальные, здоровые дети жаждали и будут жаждать активной деятельности и творчества. Им нравится совершать добрые поступки, играть в школьных спектаклях, устраивать «огоньки», участвовать вместе с учителем истории в археологических раскопках, заниматься спортом, петь у костра под гитару...Мы в министерстве создали Управление внешкольной и воспитательной работы, которое будет заниматься этой стороной ребячьей жизни. То есть рекомендовать, по-умному направлять, помогать и т.п.[b]— Владимир Михайлович, что бы вы пожелали читателям «ВМ»? [/b]— Знаете, мировой да и наш уже собственный, российский опыт показывает: чем труднее складывается экономика страны, чем больше у людей материальных проблем, тем важнее для молодежи учиться, повышать свой образовательный уровень. Сейчас в развитых странах Европы безработица составляет 10—13 процентов. И там престижность вуза определяется не громким именем, а тем, насколько скоро его выпускник сумеет устроиться на работу по специальности (такие данные в печати повсеместно публикуются). Мы тоже окажемся скоро в похожих условиях. Ребята станут искать работу, и все будут решать знания. А они начинаются со школы.[b]Справка «ВМ»: [/b][i]Филиппов Владимир Михайлович, министр образования РФ.Возраст — 47 лет. Доктор физико-математических наук, действительный член трех академий, автор 110 научных трудов и монографий, вице-президент Евразийской ассоциации университетов, вице-президент Ассоциации российских вузов.[/i]

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.