Оказывается, на Урале не только танки
[i]Завтра днем московского мэра ждут на Краснопресненской набережной, где екатеринбургский «Уралэкспоцентр» подготовил выставку достижений свердловского хозяйства. Устроители постарались показать по максимуму все то, чем свердловчане могут торговать на внутреннем и внешнем рынке, да вот беда — вся экспозиция разместилась в Центре международной торговли, потому с натурными образцами получилась некоторая напряженка: ну не может «Уралвагонзавод», выпускающий танки и железнодорожные цистерны, разместить свои изделия на отведенных шести квадратных метрах.Потому в ход идут плакаты, буклеты, видеоролики и личное представительство фирм-изготовителей.Нам же, нескольким журналистам Международного прессцентра, посетившим область по приглашению «Уралэкспоцентра», довелось увидеть многое из того, чем собираются похвастаться гости из Екатеринбурга и других городов, собственными глазами — а это впечатляет больше, чем самая шикарная выставочная экспозиция.[/i]Если мы начнем последовательно рассказывать обо всем увиденном, то будет долго и — возможно — скучно, поскольку производство есть производство, и особо захватывающих сюжетов от него ожидать не приходится. С другой стороны, этот калейдоскоп самых разнообразных станков, конвейеров, встреч и разговоров оказался настолько интересным, что молчать язык не поворачивается. Все увиденное объединено одним общим местом — нам показывали то, что работает. И это правильно. Потому что неработающие заводы-фабрички ныне в России никого не удивляют.Тут очень характерен эпизод на парфюмерно-косметической фабрике «Уральские самоцветы».Прежнее ее руководство жаловалось на жизнь: «Вот если бы мы водку производили или колбасу, тогда все было бы просто. А так кому нужны духи и кремы, когда в стране кризис?». Новая команда сочла, что хорошие духи и кремы будут нужны в любой ситуации. Но — обязательно хорошие. Простенький этот ход принес такие результаты, что недавно директор на каком-то из совещаний услышал: «Вам хорошо, ваша продукция всегда спросом пользуется…». В столице эта фабрика известна, в первую очередь, духами «Анжелика Варум», и, как рассказывают парфюмеры, певица сама приезжала в Екатеринбург и с местными специалистами доводила до ума «базовый» запах, придуманный французами. Но и другими своими наименованиями и сериями фабрика берет призы на самых престижных конкурсах.Общее место: как правило, сейчас на боку лежат наиболее крупные заводы, герои передовиц недалекого социалистического прошлого — такие, как «Уралмаш», Нижнетагильский металлургический комбинат и им подобные. Тут основная проблема в том, что созданные исключительно под военную продукцию, индустриальные гиганты оказались очень нерасторопными. Они привыкли пахать на одного заказчика — государство и даже после приватизации все равно продолжают уповать на господдержку. А если все-таки пытаются рыпаться, то гирей в ногах виснет «социалка» — тысячи сотрудников и ветеранов, живущих в ведомственных домах, ведомственные же поликлиники, детсады, дома культуры. Доходов этот «довесок» не приносит никаких, а средств на содержание требует огромных.Предприятия же численностью шесть-семь тысяч человек хотя и являются достаточно крупными, чтобы вытягивать сложные и перспективные проекты, все-таки остаются весьма мобильными, чтобы осмысленно себя вести в рыночных условиях. Главное, что отличает екатеринбургских промышленников от московских, — им трудно постоянно стучаться в министерские кабинеты с просьбами о помощи. И приходится вертеться самим.Тот же оптико-механический завод вполне можно сопоставить с аналогичным нашим — Красногорским. Когда подмосковное предприятие распустило почти всех сотрудников в неоплачиваемые отпуска, а остальным оставило сокращенные рабочие дни-недели и «паек» рублей триста в месяц (да и то не в каждый), екатеринбуржцы вовсю осваивают необходимейшее медицине оборудование, сохраняют свою фирменную линию геодезических инструментов и вовсю сотрудничают с зарубежными партнерами. Причем сытые для покупателей предкризисные времена научили екатеринбургских оптиков делать продукцию лучше и дешевле зарубежных аналогов. А теперь недоступные импортные цены дали им кучу новых отечественных клиентов. Просто? Просто. Только надо было думать и работать. Военные же заказы — прицельные комплексы для авиационной и наземной техники — выпускать продолжают, но объем ее вполне пропорционален количеству выпускаемых в России самолетов и танков, то есть мизерный. Но если Родина скажет, да еще и заплатит… Похожая картина и на заводе «Уралэлектромедь» (Верхняя Пышма), выпускающем главным образом, как следует из названия, чистую медь.Большая часть продукции уходит по зарубежным контрактам и, казалось бы, — чего голову ломать, деньги будут в любом случае. Так нет — не хотят ни с кем делиться, стараются чуть не во всем довести дело до конечного дорогого продукта, хотя и на черновой меди можно было бы неплохо существовать. Но мало того, что гонят металл самой высокой степени очистки, так еще и «желтый дьявол» заводчан попутал: создали у себя аффинажное производство и из шлама, получающегося в ходе электролизного производства чистой меди, стали у себя получать серебро, золото, редкие металлы. Пару приисков прикупили. Заканчивают наладку линии по производству медной катанки — основного исходного материала для кабельной промышленности. Да еще хотят завоевать рынок контактного провода — для железной дороги, трамваев, троллейбусов. АО завод «Пневмостроймашина», специализирующийся на гидравлических приводах для всякой техники и пневматическом инструменте, вообще «обнаглел» — мало того что по изрядной части ассортимента стал едва не монополистом на российском рынке (причем чисто рыночными методами — все должно быть надежнее, эффективнее и дешевле, чем у конкурентов), но и буржуев под себя подмял.Японская фирма «Хитачи» для техники, продаваемой в северные края, гидравлику заказывает в Екатеринбурге. А американцы закупили партию мини-погрузчиков, хотя аналогов в мире выпускается немерено. Но — тут изрядное качество не сопровождается заоблачной ценой.Губернатора области Эдуарда Росселя за глаза иногда называют «Россельптицепром» за его постоянное внимание к областным птицеводам. Тихая губернаторская гордость — область держит уровень производства яиц и бройлеров на уровне девяностого года, тогда как у южных конкурентов из Воронежа, Ростова, Краснодара этот показатель упал вдесятеро.Но тут явно идет поддержка не только моральная, работают все рычаги, доступные областным властям, однако результат есть. На Среднеуральской птицефабрике тамошний директор Сергей Эйриян посетовал, что его продукцию тяжело продавать в Москву и область, поскольку столичные власти норовят поддержать своих производителей. Зато у Эйрияна есть уникальный внеэкономический стимул для работниц — верблюд Яшка. Подаренный коллегами из Оренбурга два года назад двугорбый верблюд гуляет по всей территории и радует птичниц веселым нравом. А заодно и решил проблему сорняков на территории — сожрал все лишнее подчистую.Жаловались на москвичей и работники екатеринбургского мясокомбината. Уж всем хороша их продукция — отличное сырье, фирменные технологии, производительные зарубежные линии, многим из которых в России просто нет аналогов, цены ниже столичных процентов на 20—50, а вот продавать ее в Москву они не могут. «Вы только попробуйте, — говорят на мясокомбинате, — разве ж вы у себя что-нибудь подобное пробовали?» Не, не пробовали. И если столичная торговля пустит на прилавки «варягов», москвичам хуже не будет.Если как-то резюмировать итоговое мнение, то вывод будет до смешного простым: россияне сами могут справиться со всеми проблемами. Думать головой, работать руками — и не забывать учиться друг у друга. Да еще и сотрудничать, поскольку вместе все проблемы решать проще. Те, кто это мнение разделяет, будут желанными гостями екатеринбуржцев.