Главное
Истории
Рождество

Рождество

Святки

Святки

Достоевский

Достоевский

Традиции на НГ

Традиции на НГ

Объятия

Объятия

Любовные романы

Любовные романы

Как правильно загадывать желание

Как правильно загадывать желание

Мандарины

Мандарины

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Абдула Ахмедов: У Москвы нет своего стиля

Общество
Абдула Ахмедов: У Москвы нет своего стиля

[i]Честно признаюсь: ужина не было, зато был замечательный кофе, все полагающиеся к нему угощения и прекрасный дагестанский (с родины!) коньяк. Все это — в кабинете руководителя 20-й мастерской Моспроекта-2 Абдулы Ахмедова.Мой собеседник 26 лет проработал главным архитектором столицы Туркменистана. Народный архитектор СССР, лауреат госпремий. И уже почти десять лет — москвич, действительный член двух Российских академий — художеств и архитектуры.[/i]— Но можете написать просто — лицо кавказской национальности. [i]Я знаю, за этой шуткой Абдулы Ахмедова сквозит обида: когда он, хорошо известный в профессиональной среде, появился в столице, освоение огромного московского строительного рынка только начиналось. Архитектурный пасьянс вокруг миллиардов долларов выкладывался густо, не оставляя чужакам ни малейшего зазора.Кто попал в обойму, тот и сегодня не в простое... Маститого интеллигентного провинциала послали вначале поруководить одним из проектных институтов —«Гипротеатром», потом в Союз архитекторов СССР. Там тоже шла перестройка, только — канцелярская.Пока подчиненные вовсю наслаждались возведением первых башенок и мансард, Ахмедов подписывал бумаги, ездил по городу, смотрел и удивлялся.[/i]— Понимаете, я ведь провинциал, и для меня Москва — особенный город, один из центров земли. Так я воспитан, так на нее смотрю всю жизнь. И сегодня тоже по-прежнему убежден, что здесь должно строиться все самое лучшее. А на самом деле столичная архитектура последних лет — она ведь беспородная.[b]— Ну, может, это и есть новый московский стиль? [/b]— Как раз никакого своего стиля у Москвы сегодня нет. Так, с миру по нитке...[i]Что бога гневить: повезло Абдуле Рамазановичу и с призванием, и с карьерой. Судьба предоставила ему возможность стать руководителем застройки центра Ашхабада с нуля после знаменитого землетрясения 1948 года и сформировать его нынешний облик, избавив от железобетонной безликости. Тогда говорили, что он сумел вдохнуть национальный дух (туркменский, разумеется!) в современные постройки. Таковы, например, гостиница на центральной площади, деловой центр «Каракумстроя». Туркменская государственная библиотека и поныне одно из красивейших книгохранилищ всей нашей СНГовии: о ее фасадах и интерьерах, о двориках с фонтанами и рукотворными ручьями разве что стихи не слагали! Впрочем, стихи тоже есть: [b]Мой друг, Ахмедов Абдула, Построй мне саклю городскую...Расул Гамзатов.[/i]— Построили? [/b]— Да, мой проект понравился и Патимат, и Расулу. А вообще я для разных городов проектировал, в конкурсах участвовал, и победы были, в том числе в Москве.Да, много всего было в жизни Абдулы Рамазановича: и работы, и вызовов на начальственные ковры, и друзей. А кто какой национальности, тогда не особенно интересовались.Но потом, сами знаете, пришли другие времена, национальное самосознание самораспавшегося братства народов вознеслось на такую гибельную высоту...Недавно мне показали фотографии монументальной композиции, воздвигнутой в Ашхабаде в честь Туркменбаши. В ней в ярких и доходчивых формах отображаются важнейшие моменты бытия отца нации: вот планета Земля разверзлась, чтобы из лона своего исторгнуть великого сына. В следующей части ансамбля показано детство вождя, вскармливаемого и воспитываемого матерью-родиной. И, наконец, венчает замысел 70-метровый пьедестал, с вершины которого зорко, как горный орел, глядит бронзовый Туркменбаши в своем нынешнем обличье. Ясно, что для воплощения подобных идей интернационалист Ахмедов решительно не годился.[b]— Скажите, а вообще национальность, гены должны как-то проявлять себя в творческом почерке архитектора? [/b]— Ну лучше всего на этот вопрос отвечает весь мировой опыт зодчества, и российский в частности. Фрязин, Кваренги, Бове... перечислять можно долго лишь в одной Москве. Что значат для москвичей их творения и что — их национальная принадлежность? Недаром архитекторов называют гражданами мира.Быть специалистом в нашем ремесле — в большой степени означает почувствовать дух, колорит того места, где тебе предстоит строить.Иногда самое важное — так построить, чтобы люди думали, будто этот дом здесь давно стоит. А в другой раз новое должно, наоборот, понравиться больше старого, оказаться лучшим. Город, его душа — вот перед кем ты отвечаешь за свою работу прежде всего. И самый твой беспощадный критик — это всегда тоже ты сам...[i]... Знаете, кого напоминает мне мой собеседник, когда расхаживаем мы с ним вокруг великолепно выполненных макетов реконструкции и новостроек для Москвы и я наклоняюсь над прозрачными витринами, трогаю пальцем гостиницы с тихими внутренними двориками, доходные дома с атриумами, театр с ведущей к нему от метро крытой галереей, любуюсь мозаикой на фризе изысканно-восточного офиса (размером с фарфоровый чайник). Конечно, все это похоже на прогулку Гулливера по лилипутской столице! Но если взглянуть на эту картину с другой стороны, представить, что все эти макеты — настоящие сооружения, то выйдет, что ехал Ахмедов в Москву, а попал в страну великанов, снисходительно рассматривающих его красивые игрушки...[/i][b]— Не ожидали, Абдула Рамазанович, столь жестокой конкуренции? [/b]— Не так конкуренция страшна, да и не обидно проиграть более сильному сопернику. Но когда видишь, что из-за умелых закулисных игр властям города предлагаются слабые, не достойные центра столицы проекты, вот тут молчать невозможно.[i]...Известна мне одна из сердечных болей Ахмедова: в прошлом году после 1-го тура заказного конкурса на архитектурно-пространственное решение Боровицкой площади его проект был признан жюри «одним из самых градостроительно красивых и грамотных». А потом...по этой же причине автора просто не допустили ко 2-му туру! Решили, мол, пусть безраздельно красуется на площади один шедевр — Пашков дом. И выбрали в победители этакий скромный вариант...[/i]— А вы знаете, что для создания образа здания со стороны Волхонки я использовал мотивы самого Баженова? Была у Екатерины Великой — неосуществленная, к счастью — идея снести часть Кремля и построить дворец. Китайгородская стена уцелела. Но сам по себе проект здания был очень хорош — в нем есть державность, величавость, достойные своего замечательного исторического соседства. Такой преемственности не стоило бы избегать...Посмотрите, век кончается, а мы так и не создали после сталинских высоток ничего значительного в Москве. Думаю, это симптоматично: ведь в архитектуре отражается состояние общества...[b]— Ну тогда Манежная площадь — просто талантливейшее зеркало нашей суетливой действительности! [/b]— Может быть. Только учтите, как бы не привыкнуть кривое зеркало принимать за настоящее...[b]— Абдула Рамазанович, насколько мне известно, вашему коллективу предстоит скоро потягаться со знаменитым «Охотным рядом»? [/b]— Нет, такую задачу мы перед собой не ставим. А если вы имеете в виду строительство торгово-досугового центра под Пушкинской площадью, то он действительно может решить ряд проблем в центре города.Прежде всего транспортную. Как известно, на этом участке пересекаются две загруженные магистрали: Тверская улица и Бульварное кольцо. Мы предложили создать здесь подземный тоннель: машины будут уходить под землю в районе сквера на правой стороне Пушкинской площади и выныривать на поверхность где-то уже за магазином «Армения».Слева от Тверского бульвара, не доходя Некрасовской библиотеки, будет еще один съезд под площадь, но уже для обслуживающего транспорта и к автостоянкам.[b]— Что будет представлять собой подземное «чрево»? [/b]— Планируем построить четыре уровня. Два нижних — технические службы и автостоянки. Выше них расположатся сувенирные магазинчики, бутики, бистро, кафе, видеосалоны. Но самое основное — выйдя из метро в известный всем уже существующий подземный переход, пассажиры смогут, не поднимаясь на поверхность, попасть в различные продовольственные секции, причем рассчитанные на массового покупателя. Это действительно должен быть один из самых больших супермаркетов в центре.[b]— Каковы размеры будущего подземного комплекса? [/b]— Примерно 60 тысяч кв. метров. Около половины площадей займут стоянки и технические службы и столько же —торговодосуговые. Надеемся, что нам удастся создать не только удобную, но и действительно комфортную, красивую по дизайну подземную зону.[b]— Сколько времени может занять такое строительство? [/b]— Года полтора. Но самое сложное — организовать месяца на три автомобильное движение в объезд перекрестка, пока здесь будет вестись сооружение тоннеля. Мы к началу работ готовы, дело за инвесторами.[b]— Скучаете по Ашхабаду? [/b]— Конечно, ведь там прожито столько лучших лет, осталось много друзей. Но мне есть что предложить Москве. Существуют проекты, которые могут быть реализованы только в этом городе, похожего на который нигде в мире нет.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.