Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Лучшие места для отпуска в Китае

Лучшие места для отпуска в Китае

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Драгоценности

Драгоценности

Карелия

Карелия

Арбуз, рецепты

Арбуз, рецепты

Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Живые сувениры на Патриках

Живые сувениры на Патриках

Тающие берега

Развлечения

[i]— А вам не кажется, что в наших отношениях есть нечто невысказанное?..— А вы не думаете, что между двумя людьми всегда есть нечто невысказанное? — Какой же в этом смысл? — А разве великое множество всего на свете не существует без смысла? [b]Теннесси УИЛЬЯМС «Нечто невысказанное» [/b][/i]Ловить смысл в музыке Шнитке так же опасно, как поджигать стул, на котором сидишь. Дым-то рассеется и запах растворится, а искать смысл будет уже некому.Копаясь в старых бумагах, я нашел недописанную пьесу с веселеньким названием «Я умер, господа. Начинайте ваши аплодисменты…».Боже, какой стыд! Неужели я уже искал этот проклятый смысл? И еще жив? Да, но пьеса недописана… Значит-таки сгорел на подсознательном уровне! Один сознательный остался.И вот, толпясь на своем сознательном уровне, как голый, прикрываясь в бане шайкой от бьющего со всех сторон пара, я прочитал следующее предисловие, которое заинтересует, авось, не только меня и послужит занавесом с нарисованным очагом в каморке папы Карло, за которым скрывается дверь в тайну одного удивительного человека… Это горькая пьеса. Горькая потому, что жизнь героя не удалась. Она не удалась в чем-то главном. И в этом нет ничего исключительного, потому что в главном она не удается никому.Жизнь обманывает человека уже тем, что дает ему надежду на счастливую жизнь. Эту иллюзию она дает ему в детстве как подарок и как игрушку.Она входит в его жизнь предметно, и только с годами эти предметные формы начинают терять свой смысл и в конце жизни, если кому повезет прожить ее основательно, превращаются в дым и исчезают в небесах.В главном человек всегда обманут, потому что это главное открывается ему лишь в последний миг его жизни перед встречей с Вечностью, тогда, когда уже поздно придавать открывающейся перед ним истине форму, осознать и освоить себя в ней, когда уже все кончено.В конце жизни человек растерян, как дитя. Как дитя, он беспомощен и слаб. Он уповает на Бога, ибо не на кого больше опереться ему в свой последний час.Поэтому это не только горькая пьеса, это пьеса отчаяния.Говорят, в жизни нет никакого смысла, кроме самой жизни. И хотя мыслящий и особенно русский человек всегда ищет этот смысл, пока мыслит — опирается он только на свою память об этой прожитой им жизни в надежде обрести успокоение в оправдании, что жил он не зря, не отдавая себе отчета в том, что вторгается в поисках своего оправдания в область неизъяснимого.И мы обманываем себя тем, что пытаемся себя изъяснить, вместо того, чтобы оставить смысл воспоминаниям… А что если так оно и есть? Что если смысл — приют воспоминаний, каких много, ох, как много было рассыпано в музыке Шнитке и о которых Геннадий Рождественский сказал, имея в виду пропасть музыкальных цитат в его сочинениях, что это говорит о качестве его музыки. Кроме того, предмет анализа всегда в прошлом, ведь мы анализируем то, что уже произошло. Поэтому всякая вещь, подвергнутая ему, так или иначе принадлежит к разряду воспоминаний.В 1971 году Шнитке как композитор сочинил балет «Лабиринты».Мысль в нем тыкалась, как кошка, пущенная в катакомбы, но бежавшая чутьем на воздух… Выйдя в прелый московский воздух овладевающего светом октябрьского вечера — а это был памятный многим день борьбы трудящихся за свои права, — мне довелось подняться на сцену Театра на Малой Бронной на пару слов о Шнитке перед двумя одноактными балетами, которые двое ведущих танцовщиков, заслуженные артисты России Московского музыкального театра пластических искусств Аида Чернова и Сергей Старухин давали в память Альфреда Шнитке на его музыку.Как Распутину, был голос: народу в зале будет, как в худшие театральные времена, — три сестры и дядя Ваня, и тот в буфете на диване.Сцена высоко, микрофона нет, Сэлинджер шепнул мне на ухо: «Над пропастью без ржи»… Глянул в пропасть — а ее нет, там народ, голова к голове. И ждут смысла… Хорошо, что стула подо мной не было, и вместо него я опустился на тот жанр, который можно назвать воспоминаниями.Когда незаметно истекли семь минут, щедро пожалованные мне с хрупкого плеча Аиды Артуровны Черновой, и она свято взмолилась за моей спиной из-за кулис: «Юра, Юра!…», пора было падать с лошади, но упасть надо было красиво… И тогда я вспомнил повесть-исповедь Карела Чапека «Обыкновенная жизнь», написанную им в год рождения композитора — в 1934 году, о чем торжественно и объявил публике… Возлюблю ближнего, как самого себя; и ужаснусь его, как самого себя, и противиться ему буду, как самому себе; его бремя буду чувствовать, его болью страдать и изнывать от бесправия, совершаемого над ним.Чем ближе буду к нему, тем полнее найду себя. Положу предел эгоисту, ибо сам эгоист, и послужу больному, ибо сам болен; не пройду мимо нищего на паперти, ибо и сам я беден, как он, и буду другом всем, кто трудится, ибо и я — один из них. Я — то, что в силах постичь.Эти слова, сказал я, могут послужить эпиграфом к жизни и творчеству композитора Шнитке.Так смысл образа Шнитке открылся мне в воспоминании образа Чапека.Когда же в 1991 году Чернова и Старухин задумали свой балет на «инсультный» шнитковский «Концерт для альта с оркестром», они услышали его первые шаги в голосе Пушкина: «Исполнились мои желанья. Творец тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, чистейшей прелести чистейший образец…».И вдруг они выпускают на сцену двух грязных замарашек в каких-то жалких отрепьях, которые лазают по помойке в поисках пропитания… Не люди — приматы из зверинца! Самец нашел бутылку и пробует на вкус. Самка белье откуда-то выцарапала и наряжает его на свой бюст, как на елку… Потом подрались за какой-то кусок. Драка переросла в насилие.А потом жалость, слезы, человеческие слезы… и любовь, преображающая даже зверей.У Шнитке в этом концерте есть все, все звуки жизни: и трение колесных шин, и звон колоколов, и удары, как будто забивают гроб, — тема рока… и в этот момент какой-то малый в противогазе является из задника декорации и сквозь дыру в грязной стене, из окошка цивилизации, вваливает на свалку очередной бак с мусором… Но когда любовь, извините, звучит адажио — медленная спокойная музыка, плавная и певучая. И танец — плавный, красивый, благородный… Мечта для баловней судьбы!.. Как это у Гумилева… Там брошу лохмотья и лягу, И буду во сне королем, А люди увидят бродягу С бескровным, землистым лицом… Вы помните, какое это было время — перехода от социализма к чему-то неведомому?.. Кончился Союз, и все союзное с пылким огоньком выбрасывали на свалку. Что-то крылатое металось в воздухе! И это крылатое взметнулось над монументом Дзержинского и стало его заваливать, как девку, под одобрительный рев толпы.Чернова и Старухин много тогда ездили по стране с гастролями, кочевали по вокзалам, и все время глаза их упирались в одну и ту же позу, которую они привили и героям своего балетного сюжета: на вокзалах, куда ни приеду, граждане, и малый и старый, сидят друг перед дружкой на корточках, как приматы… У авторов балета было другое объяснение этой позы — зековское. Я же считаю, что она продукт эволюции огромной крестьянской страны, в которой человеку всегда было тесно от условий его в ней содержания, и, присев на корточки, всегда было безопаснее слушать, как тайга власти шумит у него над головой.Но я не затем к вам пришел, чтоб будить в вас зверя, — наоборот. Я слышу в музыке Шнитке и вижу в балете одаренных танцовщиков промысел Божий.Музыка Шнитке здесь настолько наполнена неуловимым, ускользающим чувством, что заставляет их гнаться в холодном поту за своей взлетающей и падающей в пятки безумной душой. Есть там сцена, где свет выхватывает одни фазы движения, как пулеметная очередь: фазыфазы-фазы… А потом они синтезируются в этой погоне в образ крылатых птиц в белых одеждах.Но это страшная сказка, и в итоге Золушка умирает, а Принц распят в световом луче, и долгий-долгий звук летит по нему во тьму Вселенной, к Богу… Включается свет, и звучит то гармоническое чудо, которое Шнитке называл мессой — «жертва вечерняя»: «Да исправится молитва моя…».Таков балет «Мужчина и женщина, или Концерт для альта с оркестром».Чтобы утешить зрителя в его раздумьях о жизни, во втором действии танцовщики танцуют изящную «Сюиту в старинном стиле, или Музыку растекающегося времени» с историческими танцами: «Пастораль», «Менуэт», «Фугу», современный танец в кожаных косухах, которые актеры сбрасывают, как кожу, и предстают обнаженными, в белых трико, без перьев эпох, которые всегда скрывали их человеческую сущность.Шнитке очень хотел увидеть «свой балет» на свою музыку. Аида Артуровна и Сергей Георгиевич звонили ему в Гамбург. Он обещал приехать и ждал встречи со своей растекающейся в пластике музыкой. Все долгие переговоры происходили как бы между его инсультами, последний из которых естественным образом… пожалуй, сверхъестественным, во всяком случае насильственным, погасил свет в этом сюжете.Гамбург, Москва, чайки над Балтикой, и вместо радости какая-то смертельная тоска, которую разгоняет одна действительно случившаяся история: пришла к одному русскому писателю женщина, а он лежал, выпивал под музыку финского композитора Яна Сибелиуса и голосом, полным неразделенной любви, трагически произнес: «Послушай мою родину».

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.