Мультик не анекдот
[i]КРОК – один из престижнейших смотров мировой анимации. В конкурсе участвовали студенческие и дебютные работы. Роковой номер «13» и политические бури на Украине не помешали собраться на теплоходе «Георгий Жуков» юным художникам из 37 стран и отправиться в путешествие по Волге и Каме.[/i][b]Во главе с корифеем[/b]Жюри возглавлял канадский режиссер Жак Друен. Он единственный в мире художник, продолживший дело русского классика Александра Алексеева – изобретателя игольчатого экрана: это сотни тысяч тонких иголочек, в которые, как на гравюру, можно впечатывать любой рисунок. Ныне Друен снимает свои фильмы с помощью игольчатого экрана в Канаде, снискав себе мировую славу.[b]Рисующий автоответчик[/b]К слову о технике: нынешний КРОК еще более обострил конфликт между традиционной анимацией (рисованной, кукольной) и компьютерной.Трехмерные фильмы, в которых компьютер подражает реальности, похожи на мертвечину. Когда же автор с помощью 3D-технологии создает свой выдуманный мир, возникает особое эмоциональное пространство.Так случилось в «Овертайме» (Гран-при). Тряпочные лягушата из знаменитого телевизионного «Мапетт-шоу» не могут смириться со смертью своего создателя Джима Хенсона. Они поют ему, показывают кино, относят в его любимое кафе. Пытаются вдохнуть «душу» в мертвое тело.Многие воспринимают мультфильмы лишь в качестве анекдотов. Но анимация способна на невероятные эстетические открытия. Может даже изобразить… поэзию. Что и сделала Эдита Кравцова из Чехии, выражая свое ощущение от поэмы Жака Превера «Сцена из жизни антилоп».Анимация умеет превратить в чудо самые обыденные вещи. Например, автоответчик. Что если вам звонят птицы, а автоответчик эти разноречивые рулады от соловья до вороны стенографирует в изящной графике? «Птичьи звонки», сочиненные Малколмом Сазерлендом из Канады, получили приз за оригинальность подхода.[b]Ностальгия в пластилине[/b]Они вообще чудные (ударение ставьте по вкусу), эти аниматоры. Так, Анне Брейман из Германии вздумалось превратить безобидную сказку о Дюймовочке в триллер «Росток». Женщина заказывает набор «Сделай ребенка», строго по инструкции вливает в горшочек с землей капли и порошки, затем поливает из лейки. Из крохотного ростка в горшке вырастает складный малыш, но побеги оплетут весь дом, и наивная сказка оборачивается хоррором.Некоторые гонятся за оригинальностью формы. А вот режиссер Изабела Плучиньска из Польши пошла по иному пути. Избрав самый традиционный пластилин, сделала неожиданно эмоциональную историю «Джемсейшн». Старая пара живет над дискотекой. Когда там зажигается веселье, пожилые муж с женой вместо того чтобы сердиться, достают из шкафа наряды, рассматривают старые фото… Юрий Норштейн искренне восторгался фильмом «Сказка Сары» Светланы Филипповой.Сбивчивая речь малышки, картаво басящей о зиме, воронах, которые завидуют собаке, о собаке, завидующей воронам, и о снеге...Малышка Сара теряет варежку, а дворник, чтобы найти ее, выкапывает из снежного сугроба большой город. Росчерк блистательно стремительной графики под аккомпанемент Беллини.[b]Гора народов[/b]Не обошел фестиваль стороной и самый амбициозный российский проект «Гора самоцветов», сделанный на студии «Пилот». В цикле из сказок народов, проживающих в России, сделано уже 27 фильмов. Планируется более ста.Говорят, народов всего насчитали аж 152 – точная цифра осталась под вопросом, так как некоторые опрашиваемые во время переписи назвали себя хоббитами. Один фильм особенно полюбился зрителям. «Шиш» Марины Карповой – ироническая сказка, впитавшая фольклорные интонации.[b]Чернильные террористы[/b]Политика не могла не просочиться в программу. Французские «Ваши документы» – история о чернильной хунте: она терроризирует в одной европейской стране прозрачных людей. «Прозрачные» должны предъявить документы на существование – иначе их уничтожают. Смертельно опасно для людей – потерять цвет.Демонстрации в поддержку обесцвеченных напоминают реальные демонстрации в поддержку жертв ксенофобии. Мой коллега Кирилл Разлогов едко заметил: «Попади такой фильм на Каннский фестиваль – он непременно получил бы Гран-при!» – сегодня социальное кино в моде.[b]Не мудрить![/b]Присущ молодым и катастрофизм в восприятии мира. «Последние часы» – безнадежный фильм-апокалипсис. Но, оказывается, и с апокалипсисом можно бороться. Старик смотрит в окно на землю, изгаженную трубами и дымом. Как хороший садовник, совочком он поддевает и удаляет зараженную землю, а на ее место усаживает удивительный цветок («С доставкой на дом»).На экране происходят совершенно умопомрачительные вещи.Где еще вы увидите танцующие друг с другом часики? Он и она никак не могут попасть в такт (фильм «Несинхронные танцы»). Пока он не отдаст ей пружинку из собственного сердца. И тогда они закружатся «в унисон».На одном из мастер-классов всемирно признанный мэтр Юрий Норштейн призвал молодых не слишком мудрить с путаными сюжетами и космическими «месседжами» человечеству.Анимация простой линией говорит о вечном. Мастер предложил студентам нарисовать круг. Пририсовал к нему хвостик. Вышел шарик. Рядом нарисовался другой, более тяжелый, похожий на чугунный. Накатился на нитку легкого шарика, словно признаваясь ему в любви. Ближе, ближе, пока шарик не лопнул. Из ничего, практически из воздуха родилась трагедия.Так хочется, чтобы не только коммерческие мультипликационные блокбастеры, но и авторские анимационные картины могли увидеть зрители. Ведь в переводе с греческого «анима» – «душа». А разве с каждым годом тяжелеющая под бременем войн и распрей наша «чугунная» планета не нуждается в одушевлении?[b]На илл.: [i]Кадр из фильма «С доставкой на дом».[/b][/i]