Выдь на Волгу-98
[i]Г-ну главному редактору — оперативное донесение.Очередной десант Конфедерации журналистских союзов ставил целью захват ключевых позиций в районе Жигулей и овладение информацией — как там сегодня живется-можется.В число «языков» попали самарский губернатор, тольяттинский мэр, гендиректор АвтоВАЗа и другие лица, владевшие ценной информацией.Может, они и хотели что-то скрыть, но в результате раскололись полностью. Из их показаний, а также путем визуального контакта с окружающей действительностью удалось собрать следующие сведения. Даю в разбивке на группы, фотографии прилагаю.[/i][b]Во всем виноват Татищев [/b]…Окончательно добило истэблишмент города Тольятти сообщение, что в музее Нижнего Тагила есть два подлинника Рафаэля.Ну почему в других городах есть история, а вот в Тольятти нет? Ответ оказался прост. Естественная история закончилась для старинного Ставрополя-на-Волге в 1956 году, когда основная часть города была затоплена водами рукотворного Жигулевского моря. Какие-то дома перенесли, буквально несколько столетних зданий оказались выше уреза водохранилища, а так все ушло под воду. Потому вся история — полвека победных рапортов: крупнейшая ГЭС, огромное аммиачное производство, капролактам и вершина творения — автомобильный завод. А в Перми — художественный музей. И в Самаре — картинная галерея. И в Томске. И… Обидно. Ведь сколь бы пафосны не были железки, а душа просит другого. Как-то же появились по провинциальным городам и галереи, и шедевры в них. А все благодаря меценатам.Те же Демидовы на Урал не только промышленность, но и культуру принесли. И решили процветающие граждане города Тольятти внести свою лепту в историю родного города. Вспомнили о том, кто основал с целью крещения кочующих калмыков крепость Ставрополь на волжском берегу — о сподвижнике Петра Первого Татищеве Василии Никитиче. Был он военным и дипломатом, историком и топ-менеджером (во всяком случае, немалая его заслуга в становлении демидовских заводов, да и Екатеринбург тоже он основал). Вот так и стало первым делом фонда «Духовное наследие» создание памятника основателю города.Инициаторы и не представляли, какую ношу на себя взвалили.Впрочем, москвичам достаточно вспомнить всю говорильню вокруг храма Христа Спасителя, чтобы понять происходившее. Однако решение было твердым — сделать действительно классный памятник. Обратились к одному из самых известных в России скульпторов — Александру Рукавишникову, — и тот попался: уж больно идея оказалась привлекательной. В результате и возник грандиозный монумент — на пятнадцатиметровом постаменте конная статуя. Работа Рукавишникову действительно удалась, причем и вроде как современный получился памятник, и в классические каноны легко укладывается. На день открытия, второе сентября, должны были съехаться чуть не все известные в государстве лица — правда, кризис большинство из них приковал к кабинетам. Но и приехавших тоже было в достатке.Будете в Тольятти — обязательно заедьте к памятнику. Он не в центре, а на волжском берегу — как раз там, где утонул Ставрополь. Между прочим, одна из самых больших в мире конных статуй, под брюхом коня взрослый человек может стоять, не сгибаясь (если, конечно, сумеет до коня добраться). Теперь меценатов попрекают — мол, памятник Татищеву отгрохали, а рядом захоронение погибших в войну. Надо, значит, и его привести в такой вид, чтобы не просто прилично было, как ныне, а на соответствующем уровне. Такова меценатская доля. Да и картинная галерея, судя по всему, в Тольятти будет. Назвался груздем… [b]Алые паруса из монастырской гавани [/b]Как-то не принято ныне, говоря о возрождении российской духовности, оставлять за скобками православную церковь. А в случае, о котором пойдет речь, разделить эти две вещи и вовсе невозможно.Среди домов, уцелевших от потопа 1956 года, остались лишь столетние покосившиеся корпуса старой земской больницы города Ставрополя. Больницей она была и в постреволюционные времена, потом тут разместился дом отдыха, а потом все пришло в полный упадок. Когда территорию с остатками построек отдали церкви, здания стояли без рам, а в палатах (дело было зимой) толщина снега достигала полутора метров.Теперь тут есть церковь, любовно созданная руками послушников и трудников, мастерские — оружейная кузница, архитектурная, живописная, златошвейная, столярная, обжитые помещения, а главное — школа «Русский богатырь». Идея возникла у нынешнего настоятеля Рождественского монастыря о.Феоктиста, он и первый устав школы написал. Мальчишки с первого по одиннадцатый класс изучают в монастыре ремесла, богословие, поют на клиросе, осваивают древние ратные приемы.Тут их наставник, воевода Владимир, равных себе не знает, да и видом он — чисто былинный богатырь. Утром юные витязи в своих шитых рубахах строем с песнями ходят в обычную школу, а вторая половина их дня посвящена монастырским наукам и богатырским упражнениям. Деревянные мечи в спальне богатырей измочалены донельзя.Главная гордость монастырской школы — древнерусская ладья «Русский богатырь», сделанная на петрозаводской верфи «Полярный одиссей» к недавнему юбилею города Тольятти, а потом подаренная городом монастырю.Ладью из Петрозаводска привел экипаж во главе с о. Феоктистом, и за время длинного плавания она показала себя классным кораблем. Так что планируемое «хождение за три моря», в Святые Земли, отнюдь не выглядит невозможным.Вообще планы у монастыря, в котором постоянного монашеского населения 12 человек, грандиозные — создать на этом месте Духовно-культурный Кремль «Возрождение». И будут каменные стены с башнями, и монастырская церковь, учебные, музейные, ремесленные корпуса.Это легко счесть утопией, но идеи отца Феоктиста пользуются и в Тольятти, и в области, и в церковных кругах мощной поддержкой.Ясно, что по нынешним временам эта поддержка чаще носит моральный, нежели материальный вид, но кризис-то не вечен. И легко верится — красивые эскизы на стенах архитектурной мастерской монастыря когда-нибудь (хотелось бы поскорее) воплотятся в камень. А ладья переберется из яхт-клуба, где ей пока бесплатно предоставили стоянку, в собственную монастырскую гавань.[b]Плюс ВАЗификация всей страны [/b]Я теперь вздрагиваю каждый раз, когда гляжу на поток автомобилей: почитай, половина отечественного автопарка выползла из одного инкубатора. На самом же ВАЗе, стоя под, над, и около конвейерных линий, в голову лезут вычисления. Каждую минуту с четырех «ниток» сходит три машины.На главном участке три сборочных линии — на первой рождаются «восьмерки»-«девятки», на второй «четверки»-«семерки», а на третьей ползут вперемежку классическая «06» и последний вазовский писк —110-я модель, опоздавшая на мировые автосалоны лет на пять, но сейчас вполне вписывающаяся во всемирное автомобильное стадо. Итак, заводу двадцать восемь лет. В свой рекордный, 1997, год он выдал 740 тысяч автомобилей. Значит, работай все эти годы автогигант на износ, сегодня мы имели бы… больше двадцати миллионов машин. Да плюс Москва, Ижевск, Запорожье — и «колеса» есть в каждой семье. А их нет, даже невзирая на обилие иномарок, и по-прежнему для миллионов россиян собственная машина — несбыточная мечта. Дорого. Потому многие соотечественники вазовский курс на «шикарнизацию» своей продукции не одобряют.Нет, новинки хороши — и «110» (известный всем уже седан), и пикап, и хэтчбек на его базе вполне современны, но далеко не общедоступны. ВАЗ-2115 (зализанная «девяносто девятка») тоже хороша, и тоже не копеечная. Где «народный автомобиль»? Гендиректор АвтоВАЗа Алексей Николаев вспомнил дела минувшие, рассказал, что обещавший народу дешевый автомобиль концерн АВВА собрал от требуемых на строительство завода сумм лишь четверть, и потому идея автомобиля А-93, который должен был стоить около двух тысяч долларов, умерла. И возродить ее на вазовских конвейерах почему-то невозможно.Однако есть проекты создания нового сборочного комплекса, скорее всего в сотрудничестве с «Опелем». Дело в том, что сколь не внушительно выглядит сборка нынешних «Жигулей», но на этом производстве задействовано людей вчетверо больше, чем, скажем, на «Фольксвагене». Поскольку реконструкция главных линий ВАЗа неизбежна, то половина рабочих окажется на улице. А куда податься безработному в «мини-Детройте Самарской губернии»? Вот тут кстати оказался «Опель» со своими предложениями. Кроме того, в планах завода поставить в производство вместо «классики» новую модель ВАЗ1119, которая будет поменьше и подешевле «восьмерки». Но кто сказал, что автомобиль для русского народа должен быть маленьким, неужели экспериментов с «Окой» недостаточно? …Кризис ВАЗ пережил тяжело.На ажиотажном спросе конца августа нажились в первую очередь дилеры, а когда сам завод поднял отпускные цены, поезд уже ушел.Теперь опять снижают. Нарушилась отлаженная система поставок комплектующих, и вновь тысячи некомплектных машин постепенно заполняют заводские закоулки. Сейчас завод хочет развить собственную дилерскую сеть на базе «АвтоВАЗ-техобслуживания», существовавшую ранее, и покончить с порочной практикой — процентов семьдесят «Жигулей» реализуется в Тольятти и Самарской области, поскольку перегон машины стоит дешевле перевозки, и потому посредники с каждой машины имеют едва не больше, чем сам завод.Другая беда ВАЗа — бартер.Тут напрямую действовать не позволяет закон, потому формально бартером занимаются посредники. А каждая промежуточная операция подразумевает скидки и выходит — рассчитывались бы все деньгами, выгода была бы для всех. Даже для нас, потенциальных покупателей. Но надо думать, что все эти «нетехнологичные» операции приносят немалый навар конкретным лицам, а значит, сегодня с ними можно бороться с той же эффективностью, как и с левой водкой. Между прочим, те «записочки», которыми не столь давно украшали ползущие по сборочному конвейеру машины, вовсе не означали принадлежность машины какой-то заказавшей ее банде. Просто посредники, поставлявшие импортные шины и краску, хотели, чтобы с ними рассчитывались машинами, укомплектованными их же товаром. Правда, злые языки говорят, что разница между первым и вторым вариантами не принципиальна.Самарский губернатор Константин Титов уверен, что процветающий ВАЗ посадило в лужу государство, вначале денежными реформами напрочь лишив оборотных средств (прощай, развитие!), а потом повесив пеню за просрочку бюджетных долгов 0,7% в день. В кризисные времена лучшего способа толкнуть завод на теневые (если не криминальные) действия придумать трудно.[b]Как с Волги смотрится Москва? [/b]Молодой мэр Тольятти Сергей Жилкин — реалист и прагматик. Нет, оптимизма ему не занимать, но, создавая антикризисные программы, он исходит из самых запредельных возможных ситуаций.Поскольку несколько лет «расслабухи», вызванной полным насыщением продовольственного рынка, отучили власти заниматься продуктовыми делами, а сейчас без определенного административного регулирования не обойтись, мэр поставил перед подчиненными задачу: считайте, что завтра в городе возможен голод, и наша задача — этого не допустить. Потому используемые приемы трудно разнести по категориям рыночных и нерыночных — погасим панику, успокоим людей, а там уж будет видно. Главное — стабильность. Правда, похоже на то, что происходит в Москве? И еще московский опыт — установка железных дверей в подъездах и домофонов в складчину: половину платят жильцы, половину — город. Та же картина и с сохранением рабочих мест — понимая социальную значимость этого, город готов реструктурировать долги предприятий в обмен на проведение социальным программ и отмену массовых сокращений.Тольятти завязан на столицу крепко, главным образом как на финансовый центр, и потому за делами московскими здесь следят пристально.То, что Лужков фактически выставил свою кандидатуру на президентские выборы, многие тут одобряют, а сам мэр Жилкин, любящий повторять «я пока не президент», считает его лучшим кандидатом из всех, к тому моменту названных.Константин Титов, губернатор Самарской области, тоже двумя руками за Лужкова-президента.Даже не удержался: «Если меня хотят похвалить, то сравнивают с московским мэром…». Но не скрывает, что мнения в его регионе по поводу «московского президента» самые разные — от «хороший хозяин, при нем всем хорошо будет» до «он и в президентах все будет только для столицы делать». Самарские жители рассматривают столицу как рынок продовольствия, причем торгуют не только товаром, но и технологиями. Между их губернатором и нашим мэром достигнуто соглашение, что те подмосковные хозяйства, которые выращивают картошку по разработанным в Самаре технологиям, будут получать за нее лишних 10 процентов — за отменное качество. А дешевое самарское мясо (там оно в магазинах по 18) так и не удается довести дешевым в Москву — перекупщики не дремлют. Очень интересны бартерные отношения: москвичи получают в Самаре самолеты Ту-154, расплачиваясь зиловскими «Бычками», а самарцы меняют «Бычков» на белорусские авиадвигатели, которые ставят на самолеты Ту-154, а те в свою очередь…