Золотой состав. Иконы расписывают уникальной краской
В иконописной мастерской царят тишина и благодать. Мастера работают в небольших комнатах, прямо под куполами храма. У каждого свой стол с набором всего необходимого.
— Работа наша — только ручная. Никакая механизация тут не подойдет, — говорит одна из старейших сотрудниц мастерской Стефания Комарова.
Рука мастерицы медленно скользит по наручнику — специальной П-образной доске. Это приспособление необходимо, чтобы не смазать уже написанное изображение и чтобы рука не уставала. Стефания работает над «Троицей» — авторской иконой, которая будет сделана с соблюдением всех старинных канонов.
— Я часто хожу в музей имени Андрея Рублева. Его техника письма мне нравится — очень сдержанная и мягкая, — добавляет Стефания. — Троица — моя любимая икона. Это воплощение Бога в трех лицах, запечатленное русским мастером.
— Стефа — высокопрофессиональный художник, может писать в разных стилях, — рассказывает об ее работе генеральный директор мастерской Валентин Берсенев. — Но душа ее тяготеет к XVII веку — это ее любимый период.
Над «Троицей» Стефания трудится около трех месяцев — недолго по здешним меркам. Мастера работают неторопливо, тщательно, с особым вниманием относясь к каждому своему действию. Поэтому здесь есть иконы, написание которых занимает несколько лет. Так, Ирина Каюрова почти год работает над иконой преподобного Ефрема Сирина для Ватопедского монастыря, который находится на святой горе Афон в Греции.
— Чтобы написать ее, я проделала большую исследовательскую работу, изучила много книг, — делится мастерица. — Про святого Ефрема у нас мало что известно. Оттенков у иконы будет много — спасибо за краску Сергею Баранову.
А вот и сам мастер, работает рядом. Для изготовления краски Сергей Баранов использует разнокаратное золото. Его он кладет на стекло и, добавив специальный раствор, измельчает в пыль предназначенной для этого скалкой. Процесс требует сил и внимания.
— На одну икону уходит несколько тарелок краски, — говорит мастер и, заметив мой удивленный взгляд, поясняет: — Мы тут считаем краску не литрами, а тарелками. Причем золотую краску не наливают в посудину, а распределяют по дну. Во-первых, для экономии, а во-вторых, так удобнее работать — ведь сам процесс золочения — это покрытие икон тончайшим слоем особой краски.
Ингредиенты в отдельной комнате смешивает Наталья Белова. Соотношения компонентов у каждого мастера свои, и секретов они не раскрывают. Мне удается заметить, что в одну из красок входит сажа, в другую — яичный желток. Поэтому, наверное, и хранят краски в холодильнике, чтобы съедобные компоненты не испортились.
Посмотреть на эти иконы и другие произведения искусства из более чем 40 стран мира можно на X Международном фестивале изобразительных искусств "Традиции и современность, который состоится с 26 по 31 мая в Манеже.