Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Музыка пронзительна наотмашь

Развлечения
Музыка пронзительна наотмашь

[b]Интродукция[/b] Поскольку автор этих строк с детства питает слабость к классической музыке, неудивительно, что среди множества персонажей нашумевшей по весне книги Андрея Кончаловского «Низкие истины» — первой части автобиографической дилогии — его особое внимание привлек композитор Вячеслав Овчинников. Дворец, в котором он обитает, расположен хоть и не в любовно описанном Андреем Сергеевичем Беверли-Хиллз, но тоже в достаточно удобном и, по московским меркам, престижном месте: рядом метро — что кольцевая станция, что радиальная. Из окон потрясающий вид на море — людское, с суточными и сезонными приливами и отливами вокзальной толпы. Конечно, можно нафантазировать себе аналогию с тихоокеанским побережьем: гудки (теплоходов), свистки (боцманов), шум (прибоя), гам (чаек). Но иерихонские трубы вокзальных объявлений обитателям калифорнийского рая вряд ли пригрезятся и в самом кошмарном сне. Отчасти из-за этих сумасшедших децибел, но преимущественно из-за давней склонности к «совиному» образу жизни композитор работает по ночам. И после трудов праведных ему приятно на балконе предвосхищать зари восход. Внизу хрипят электрокони, и искра под дугою бьет. А ведь далеко не каждому творческому работнику, даже обитающему вдали от шума городского, дым Отечества и сладок, и приятен. Так что можно не сомневаться: если выносишь дорогу железную, вынесешь все, что господь ни пошлет.Но довольно грустной лирики.Не угодно ли в качестве запоздалого эпиграфа цитату из бестселлера А. С. Кончаловского: «Слава — человек огромного таланта. Его музыка к «Иванову детству», к «Дворянскому гнезду», к «Андрею Рублеву» пронзительна наотмашь. Он вообще романтический художник — редкое для нашего времени качество. У него нет заимствованного у кого-либо стиля, он весь соткан из русской и европейской культуры. Очень интересны, самобытны его фортепьянные и скрипичные концерты. Мировая культура себя обкрадывает, недооценивая музыку замечательного Славы Овчинникова. Он к тому же изумительный дирижер... Человек он темперамента невероятного и — замечательной нежности».[b]Экспозиция [/b]Славу в 50-м году по наказу Давида Ойстраха привез в Москву его ученик и консерваторский ассистент Володар Бронин. Наш герой в ту пору был скрипачом-вундеркиндом, хотя из-за войны начал учиться музыке поздно. Вернувшись в город после эвакуации, Слава в общеобразовательной школе учился, как все дети, а в музыкальной пришлось из третьего класса переходить в пятый, из пятого — в седьмой. В Воронеж наезжали столичные знаменитости: Эмиль Гилельс, Буся Гольдштейн, Игорь Безродный, Татьяна Николаева, и, как водится, всем им показывали одаренных детишек, в том числе и скрипача Овчинникова.Мальчик не только хорошо играл, но и сочинял музыку (мазурка на балу в Вильно в 3-й серии «Войны и мира» — его детское произведение). Именитые гости советовали отправить Славу в Москву. Пока тот был мал, родители не решались на подобный шаг. Но когда Ойстрах услышал в исполнении юного виртуоза концерт Мендельсона, то заявил: «Ему здесь больше делать нечего». Семейная крепость пала, и родители сдали уже 14-летнее чадо на милость «соблазнителя».Естественно, Давид Великий видел Славу скрипачом. Но другие, особенно Бронин, склонили к выбору композиторского факультета.За право обладания юным талантом боролись два учебных заведения. В Гнесинское училище предлагали сразу на второй курс без экзаменов. Однако ради высокой чести попасть в училище имени Чайковского, своего любимого композитора, он предпочел пройти через тернии конкурса в 20 человек на место. Славу путеводной звездой вели слова Бронина: «Ты обязательно будешь великим композитором, поэтому должен обучаться игре на рояле. На скрипке все, что есть трудного, ты уже сыграл». В этом известном всей музыкальной общественности училище при консерватории, что в Мерзляковском переулке, Вячеслав Овчинников, в воронежской школе имевший дело с «обязательным» роялем, за четыре года овладел инструментом настолько, что окончил училище 1-м Концертом Рахманинова. Там же он подружился и с Андреем (для родных и друзей — Андроном) Кончаловским.Несмотря на очевидные успехи Вячеслава как композитора и исполнителя, училищное руководство коварно дало ему подписать направление в консерваторию без указания города. Московский вариант представлялся Овчинникову делом решенным, но оказалось, что солнечная Туркмения прямотаки сгорает от нетерпения заключить его в жаркие объятья. Такой неожиданный реприманд случился из-за упорного нежелания молодого композитора следовать в творческом поиске курсом тогдашних корифеев советской школы. Славе гораздо ближе были, с одной стороны, предначертания Глинки, Чайковского и Рахманинова, с другой — изыски Стравинского, Дебюсси и Равеля (второе трио было тогда чуть ли не под запретом). Вячеслава перспектива путешествия в край арыков и барханов не увлекла. Упросив послушать его известного своей отзывчивостью секретаря Союза композиторов Тихона Хренникова, Овчинников целый день потчевал «всесоюзного старосту от композиции» своей музыкой. После чего Тихон Николаевич, размякший и растроганный, смахнув слезу, вручил ему рекомендательное письмо к ректору консерватории (разумеется, Московской) А. В. Свешникову. Любознательный юноша на пару с надежным товарищем вскрыли конверт (не ознакомиться с содержанием было бы непростительно хотя бы с точки зрения истории музыки!). На листке было выведено: «Податель сего обладает гениальными композиторскими способностями». По прочтении послание было столь же аккуратно запечатано и передано адресату. Караван в Ашхабад ушел без Овчинникова: Московская консерватория приняла его документы, а следом и его самого.[b]Раз работка, два работка [/b]Незадолго до окончания консерватории Овчинников завоевал право написать музыку к киноэпопее Сергея Бондарчука «Война и мир», обойдя весь сонм признанных мэтров. Славу представили Бондарчуку в доме Михалковых-Кончаловских, но режиссер взял будущего своего сотрудника на заметку еще за два года до личного знакомства, прослушав его 1-ю Симфонию под управлением выдающегося дирижера А. Гаука.К моменту этой победы Овчинников был далеко не дебютантом в кинематографе. Хотя во времена его студенчества композитор, работающий в кино, — это был чуть ли не нонсенс! Однако Вячеслав Александрович, презрев предрассудки, отдал кино много сил и времени. Он полагает, что даже слишком много: «Я пересидел в кинематографе лишних лет 20. Могло бы быть не 40 фильмов, а вдвое меньше — вполне достаточно. Но, к примеру, постановление Госкино о написании музыки для трех картин Александра Довженко, которые в списке всех времен и народов, — «Земля», «Арсенал», «Звенигора» — было предложением, которое нельзя отклонить. Эти немые картины Довженко — его шедевры.Теперь в них к изображению добавилась моя музыка — и больше ничего, даже шумов нет. Бондарчук сказал: «Это музыка на уровне Довженко, она дала этим картинам новую жизнь».Первый фильм Овчинникова, «Телеграмма», вышел в 1956-м.Вячеслав Александрович жил тогда подобно предтече Михайле Ломоносову: «На полкопейки хлеба, на полкопейки квасу», поскольку все деньги, заработанные сочинением «докиношной» музыки, отсылал родным в Воронеж. После успеха его музыки в «Телеграмме» главный музыкальный редактор «Мосфильма» Николай Крюков пошутил: «Этот молодой человек так талантлив, что нам ничего не останется. Мы не будем его больше приглашать». Доля правды в шутке оказалась столь велика, что они фактически совпали. Но Вячеслав не впал в уныние, а переключился на музыку для журнала «Новости дня» и другой хроники, оставаясь безымянным. Это его вполне устраивало, так как работать для кино по-прежнему считалось дурным тоном.[b]— И до каких пор вы оставались «безымянным» слугой кинематографа? [/b]— Когда выяснилось, что меня больше не приглашают, хотя дебют был признан успешным, то как раз в это время у Кончаловского, с которым я был очень дружен, произошел судьбоносный перелом. Он решил бросить музыку и посвятить себя кинематографу. (Почему кинематографу — мы никогда с ним об этом не говорили.) Как следствие у Андрона появился новый круг общения, в котором естественным образом оказался и я.Естественно, Вячеслава захотели тут же «привлечь» по музыкальной части. Однако у него открылся новый дар: прорезался голос, драматический баритон. Молодому человеку прочили мировую карьеру. Дело было за малым: требовалось избавиться от хронического тонзиллита. Результат операции, сделанной хирургическим авторитетом по большому блату, превзошел самые смелые ожидания...Славиных недругов. Виртуоз скальпеля вытащил из «золотого горла» все, с корнями и дужками, не осталось ни тембра, ни диапазона. Несостоявшийся Баттистини засел за хоровую симфонию. Но в тот момент Кончаловский заканчивал дипломную работу «Мальчик и голубь», Тарковский — «Каток и скрипку». Они буквально на коленях умоляли друга написать музыку к их творениям. И Вячеслав, питая нежные чувства к обоим, конечно же, согласился. Андрон был ему за брата. А Тарковский, жесткий и требовательный к людям, Славу, по его словам, всегда боготворил и считал, что после Баха есть только Овчинников.Бондарчук, Кончаловский, Тарковский знали, что не всю музыку Овчинников пишет для них специально, а частью берет — из сюит, оперы, других своих вещей. Ведь важно не только, какова музыка.Еще важней, как ею распорядиться, и он, придя в кино, дал себе труд поучиться этому серьезно. В первых фильмах сам играл на электрооргане. Потом дирижировал, заведовал уже всей музыкальной частью. У Вячеслава Александровича была своя монтажная, свой вариант картины, свой монтажер.Режиссер работал в своем помещении, а он «подкладывал» музыку в своем, создавая свой звуковой вариант картины.[b]«Ты взойди, моя заря» [/b]Романс из «Дворянского гнезда», своим грустным очарованием покоривший сердца зрителей, — музыка из оперы Овчинникова, которую он пишет уже давно. Сюжет — история трагической жизни поэта Алексея Кольцова, его земляка, сначала был предложен Георгию Свиридову чуть ли не Воронежским обкомом партии. А мэтр ответил: «Это только Овчинников может сделать, больше никто». Сначала, правда, Вячеслав Александрович обиделся, что земляки обратились не к нему. Но обида быстро улетучилась, а работа захватила целиком. Десять лет назад он сдал готовую оперу под названием «На заре туманной юности» в Министерство культуры. Потом все произошло, «как в кино». «Получив деньги, укатил их прогуливать в Ялту, — вспоминает композитор.— А приехав, обнаружил в квартире практически обрушившуюся стену. Наверху протекла крыша, и десять дней все эти осадки текли в мою квартиру, на плотно придвинутый именно к этой злополучной — картонной внутри — стене стол с клавиром, партитурой, либретто.Никаких копий не было. И опера погибла. Там эта мелодия появилась еще раньше, чем в кинематографе».Как она попала в фильм Кончаловского? Овчинников, работая в Югославии над фильмом «Битва на Неретве», получал от него письма: «Когда же мы начнем? Куда поедем?». Конечно, для режиссера это была большая удача: после резкой критики Госкино и разнокалиберных идеологов в адрес «Рублева» и «Первого учителя», запрета «Аси Клячиной» ему разрешили снимать «Дворянское гнездо».По возвращении Овчинникова из Югославии друзья принялись за работу. И случилось так, что понадобился романс. А к тому времени «Ивы» уже были испробованы композитором в «Войне и мире». Яркий, выразительный музыкальный кусок, занявший всего 30 секунд в сцене гадания перед зеркалом (пел хор Большого театра) и в «Гнезде» оказался очень кстати.Когда на коллегии Министерства культуры принимали «На заре туманной юности», то там было человек тридцать композиторов. И даже те, чьи симпатии к Овчинникову были весьма ограничены, согласились, что это хорошая вещь для Большого. А потом произошла эта трагическая история. Но мелодия осталась. Стихи, написанные Натальей Петровной Кончаловской, легли на музыку идеально.Дальше история такова: период шока, когда Вячеслав Александрович почти не сочинял музыку, длился три года. А потом его как-то встретила дама из закупочной комиссии союзного Министерства культуры: «Что вы сейчас делаете?» — «Все переживаю свою драму. Не писать совсем не могу, но глобального ничего нет. Сделал две картины для Жалакявичуса, две для Бондарчука, а больше никому ничего». — «Давайте оформим новый договор». — «Так я же получил все деньги». — «А это другое министерство. То было РСФСР, а это СССР».Контракт заключили. Овчинников написал либретто сам, поскольку автор прежнего, Лариса Васильева, была очень загружена.Вячеслав Александрович шутит: «Склонностью к графоманству не обделен». Хотя его стихи нравились не только друзьям и поклонницам, но и профессиональным литераторам, которые когда-то хотели их опубликовать, да автор воспротивился. «Слава богу, не напечатали — сейчас бы мне было стыдно», — Овчинников необычайно строг к своим творениям. Достаточно упомянуть, что из восьми симфоний он оставил «в живых» ровно половину...В новый вариант либретто вошло много произведений Кольцова, сохранился и ряд превосходных стихов Ларисы Васильевой. Предстоит переписать еще две сцены.Композитор надеется, что премьера восстановленной оперы состоится в ближайшие годы. Дай бог!

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.