Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Кто сшил костюмчик интуристу?

Общество

[i]За годы работы в журналистике мне довелось объехать десятки стран, побывать на пяти континентах, но исключительно в командировках или в составе делегаций.Простым туристом, купившим в турагентстве путевку, я никогда не был.И вот решаю приобрести тур в Анталию.Взять недельку из очередного отпуска главный редактор предлагал давно.[/i][b]Турблокнот [/b]— Много раз отдыхал в Анталии и очень доволен, — сказал мой друг известный московский уролог профессор Зиновий Вайнберг. — Хочешь порекомендую надежную турфирму, где тебе еще и хорошую скидку дадут? Но я хотел действовать сам. И как всякий новичок взялся изучать в «Экстра М» объявления. Обзвонил десяток фирм и изумился! На ближайшую неделю с очень большими скидками путевки предлагались во множество отелей Анталии, включая пятизвездочные — то есть с самым высоким уровнем сервиса.То ли москвичей в эти дни отпугивала сорокаградусная жара Средиземноморья, то ли уже немного «приелись» эти курорты, а может, у людей просто плохо с деньгами? Но факт: «горящих» путевок хватало. Не мудрствуя, отправляюсь в ближайшую от редакции турфирму «Андерсен» на 3-й Тверской-Ямской, у Белорусского вокзала.[b]Сказка от нового «Андерсена» [/b]В офисе фирмы, названной почему-то в честь датского писателя, меня усадили в кресло и предложили проспекты гостиниц. Уже через пять минут делаю выбор. Однако пока идет оформление, замечаю, другие посетители ведут себя по-иному. Что-то выписывают, задают массу вопросов, а потом уходят, пообещав зайти позже. Но я новичок, да и нет у меня времени ходить по агентствам: сравнивать где получше, где подешевле. А зря! Как выяснилось, эти люди оказались мудрее и опытнее, конечно.Отдых я выбрал пятизвездочный.Во-первых, сервис! Во-вторых, в этом случае без дополнительной оплаты турфирма дает в прокат автомобиль.Тем, кто отдыхает неделю, — на сутки.У кого путевка на 14 дней — на двое.Сказка! Позже выяснится, что имелся в виду «Рено» с кондиционером. Но скажу сразу, в условленный день фирма, как ни старалась, не смогла предоставить мне ни «Рено», ни какуюнибудь другую легковушку, на которую я был согласен безоговорочно.Гостиницу выбрал только что построенную: хотелось увидеть новые технологии отдыха. Да и сервис, подумал, будет отменный, ведь пятизвездочному новострою еще только предстояло в конкурентной борьбе завоевать место под солнцем. Но тут я промахнулся еще круче.Оформив минут за сорок путевки и авиабилеты, оплатив отдельно медицинскую страховку, бодро бросаю на прощание: — Надеюсь, останусь доволен! Никто не ответил. Наверное, не расслышали, подумал я.[b]Скандал в «Шереметьеве» [/b]В «Шереметьево» приехали с женой в 9.30. Отлет в 12.05 авиакомпанией «Атлант-Союз». Но ужас — на центральном табло такого рейса не значится. Бросаюсь в справочное. Дежурная подтверждает: такого рейса нет, но у этой компании будет еще рейс попозже, попробуйте улететь им.Что делать? Сейчас подойду к жене, она стоит с вещами, и начнется: — А гостиница, в которую тебе продали путевки, ты уверен, есть? Ты знал прежде эту турфирму, ты навел о ней справки? Вечно так, никогда больше с тобой не поеду! Это мне не подходит. Бегу на переговорный пункт, городских телефонов-автоматов в «Шереметьеве» теперь нет. В офисе «Андерсена» трубку снимает девушка и очень вежливо успокаивает: — Зря вы волнуетесь. Мы все знаем, все улажено. Полетите следующим рейсом «Атлант-Союза». Сейчас к табло наш сотрудник подойдет.А под табло уже кипели страсти.Дама с сотовым телефоном кричала в трубку: — Как, что волнуюсь? Как это не деньги?! Для меня три тысячи большие деньги. Вы же записывали наши телефоны, неужели накануне нельзя было известить. Вернусь, буду жаловаться! Обступившие даму туристы тоже хотели жаловаться. А я, чтобы не тратить времени зря, подхватил жену, чемодан и ринулся на регистрацию билетов. До отлета оставалось еще изрядно, таможенник, поколебавшись чуток, пропустил нас досрочно. За что ему спасибо. Ведь не всем туристам с двух рейсов хватило мест. «Лишних», конечно, не бросили, отправили самолетами других компаний.Получив посадочные талоны, я все же поговорил с представителем «Атлант-Союза» в порту. Приятный, общительный человек, в возрасте. Он рассказал, что их компания в основном грузовая, но недавно приобрели два пассажирских ИЛ-86. Будет или не будет рейс, зависит, как правило, не от них, а от заказчиков — организаторов массовых перевозок туристов.Обычно об отмене рейса бывает известно заранее, дня за два или даже за четыре. Неужели люди, продавшие мне авиабилеты в понедельник на пятницу, уже знали, что рейса не будет? Но позвонить-то накануне вечером, наверное, могли.К чести «Атлант-Союза» аэробус взлетел точно по расписанию. Ухоженные салоны, чистенькие кресла. В дороге показали фильм, обед подавали на выбор с горячим из курицы или рыбы. Стюардессы трудились в поте лица. Командир корабля заслуженный пилот России Валерий Гроховский посадил в Анталии самолет виртуозно, словно пушинку. И благодарные туристы долго ему аплодировали.[b]После рейса [/b]Аэропорт в Анталии впечатляет масштабами, продуманностью маршрутов движения пассажиров и эскалаторными переходами. Мраморные залы полны света и драгоценной прохлады. Праздничное настроение возникает сразу. Оно не испортилось даже, когда на транспортере появился мой недавно купленный чемодан: помятый, с оторванным замочком и приоткрытой молнией. Но вещи целы. Наверное, «шутки» «Шереметьева», подумал я, больше жалея, что не успею как следует рассмотреть роскошный порт.Кто бы знал, что на обратном пути в ожидании самолета мы просидим в этом порту шесть с лишним часов. Гид «Андерсена» Василий уже на подъезде к аэровокзалу вдруг скажет: — Рейса «Атлант-Союза», на который у вас обратные билеты, не будет.Полетите чуть позже самолетом другой компании.Представитель «Внуковских авиалиний» четко организует обмен билетов, но не объявит, что наш самолет еще не вылетел из Москвы. Измотанные ожиданием, домой мы полетим в аэробусе с просиженными креслами, протертыми ковриками, без всякого кино. Бортпроводник, извинившись за задержку рейса по вине «Шереметьева» и за то, что в рейсе не будет ни чая, ни кофе — по техническим причинам, имени командира корабля почему-то не объявит. Но этот безымянный пилот самолет в «Шереметьеве» посадит тоже отлично.По полутемному «Шереметьеву» мы будем бродить далеко за полночь, разыскивая встречающих. Водитель, ожидавший меня, уедет. Таксисты запросят до Москвы 500 рублей, но отвезут за 300.Однако это будет через неделю. А пока я сижу в душноватом автобусе и читаю Чейза. Жара на улице под сорок. Гиды «Андерсена», других фирм трудятся, как пчелки, собирая с рейсов своих туристов. На исходе третий час ожидания. Люди в автобусе стихли и уже не вскрикивают: «Ну ког д а н а конец поедем!».Тронулись. Гид Василий, извинившись за накладку, с ходу заговорил о покупках. В Турции, оказывается, легко промахнуться и с ценой, и с качеством, а потому уже во время ближайшей экскурсии нас повезут в надежные «золотые» и «кожаные» торговые центры, затем заедем на водопады. Стоит это 10 долларов США.— Как десять долларов? — зашумели женщины. — Нам говорили, что экскурсия на водопады входит в стоимость путевки.— Конечно, входит, — успокаивал Василий. — И в магазины, и на водопады едем бесплатно. Десять долларов это за вход на территорию водопадов и за обед, на который я организованно поведу желающих.[b]Сколько звезд на погоне отеля? [/b]Вы когда-нибудь видели пятизвездочный отель, где, словно в общежитии строителей Урюпинска, пульт к телевизору можно получить только под денежный залог? Или, скажем, где в номерах на двоих выдают один крошечный флакончик шампуня, один геля и один кусочек мыла? И это на все семь дней! Я в таком пятизвездочном отеле поселился впервые. Называется он «Selge Рark Resort Hotel».Архитекторы неплохо потрудились, создавая этот туристический комплекс. Огромный, высотой этажей в пять вестибюль, стеклянные лифты уходят на галереи, от которых тянутся коридоры в номера. Отделка лаконична, скромна, но со вкусом.Однако пять звезд — это не только здание, а и соответствующий сервис.И вот с этим в «Selge» пока не очень.Есть тут что-то неуловимое и от наших средней руки профсоюзных здравниц, где персонал всегда несколько тяготило присутствие курортников.— Я должна была уже отдыхать, а вот занимаюсь вами, — в сердцах сказала Светлана, одна из двух русских девушек в форменных гостиничных костюмчиках, занимающихся туристами из СНГ. Работа с галдящей ватагой туристов, жаждущих побыстрее заполнить анкеты, разместиться и получить все причитающиеся им блага сразу, понятно, не сахар. Тем более для девушек интересных, владеющих языками и себе цену знающих.А измотанные жарой и дорогой туристы — народ, скажу вам, на редкость беспомощный. Парами они стали прибегать обратно, потому что не могли открыть электронные замки в номерах. Девушки снисходительно объясняли, как пользоваться магнитными карточками. Но туристы возвращались снова. Позже, правда, выяснилось: не в порядке сами карточки — размагнитились что ли. У меня нормально заработал только третий магнитный ключ.Потом началась чехарда с чемоданами. Парень, забравший багаж из автобуса, напутал. И чемоданы, ругая все и вся, искали еще час. Свой я нашел вдали от номера — с раскрытой молнией, но вещи целы.— Это сделал новичок, обязательно с ним поговорю, — пообещала Лена, вторая девушка, занимающаяся нами.И послала со мной в номер другого парня, чтобы наладить электронный сейфик для документов и денег. За него, кстати, надо платить отдельно.Парень смело набрал какой-то код, захлопнул дверцу и открыть не смог.Тоже новичок, понял я. На сегодня хватит.— Пойдем ужинать, уже почти десять, — позвала жена.Ресторан приятно удивил разнообразием еды и порядком. Кормят по принципу «шведского стола». На блюдах и в огромных никелированных кастрюлях холодные и горячие закуски, зелень, фрукты. Повара на углях жарят мясо и рыбу, подходишь — кладут тебе на тарелку.Официанты только сервируют столики и подают за отдельную плату воду, пиво, вино. Работают четко, слаженно, за всем зорко следит похожий на маститого профессора вальяжный метрдотель. Поблескивая золоченой оправой очков, он в неспешном движении что-то подсказывает официантам, уточняет у поваров и находит время поприветствовать каждого гостя. С ним уютно и спокойно.Перед сном вспоминаю совет гида Василия не пить воду из крана. Спускаюсь в бар, беру литровую бутылку «Соды» — газировки без сиропа. Восемь долларов! Цены, однако, вполне пятизвездочные… [b]Утро вечера мудренее [/b]Утром внизу продолжается вчерашнее. Две пожилые туристки у стойки портье наседают на Свету: — Сколько можно просить, у нас кондиционер еле работает, из него капает. Сделайте что-нибудь. Жара! Молодой менеджер невозмутим.Света переводит его ответ: — Он скажет техническим службам еще раз. Если не починят, то завтра доложит главному менеджеру.Пожилой турист размахивает дверной ручкой — отвалилась. Они выпадают не только у него в номере, но легко ставятся на место. Я это уже освоил.Утром согласно выданной в Москве «Памятке туриста» у вновь приехавших собрание «для оперативного решения могущих возникнуть проблем с размещением и проживанием». Тот же молодой менеджер в стороночке, потупившись, разглядывает носки собственных ботинок. Атаки отбивает Лена: — Мало ли, что вам наобещала в Москве турфирма, с них и спрашивайте.Но кое-какие проблемы администрация решить готова. Например, с утюгом. Наши дамы страстно желали гладить свои туалеты сами и бесплатно.Лично мне «Андерсен» ничего, кроме автомобиля, не обещал. Поэтому тихо, по-английски, ухожу. Вслед за мной исчезает и менеджер. Не барское это дело спорить с женщинами.[b]Что главное в отдыхе? [/b]В старое доброе время сотни тысяч наших сограждан, отдыхавших без всяких путевок «дикарями», искренне считали: главное — это солнце и море. И были правы. Ласковое море, южное солнце быстро сглаживают бытовые неурядицы, и все решается само собой.Хотя отель «Selge» построен на пустыре и высаженные деревья пока в рост ребенка, здесь есть где с комфортом посидеть в тени, отдохнуть. У огромного бассейна с островком посредине множество зонтов и шезлонгов. Проектировщики предусмотрели водяные горки, с которых с визгом и смехом съезжает не только детвора, но и взрослые. Обустроен морской пляж.Вокруг звучит русская речь, ведь в основном тут отдыхают россияне, белорусы. Есть немцы, но их немного, что кажется вначале странным. Отель явно рассчитывал на них. Большинство надписей на немецком и лишь самые необходимые, типа не бросайте полотенца на пол, по-русски. Один из немцев, видимо, бывший ГДРовец, сносно владеющий русским, объяснил мне во время купания, почему его соотечественники предпочитают другие места: — Во-первых, сервис. Вот, например, часто ли у тебя меняют постельное белье? Или, глянь, шланги полдня не убирают из воды после чистки бассейна. Для вас это мелочь, а мы к такому не привыкли. И, во-вторых, вы же устроили в отеле свой Артек! Действительно в гостинице организованно под присмотром педагогов и врачей отдыхают несколько сот детей, кажется, из Белоруссии.Но они и питаются отдельно, и на пляже в сторонке сидят. Бывает, конечно, в позднее время носятся по коридорам, хлопают дверями. Дети есть дети… [b]Как «Андерсена» и меня надул господин К-ов [/b]Мы съездили на экскурсию в старинный город Аланью, за отдельную плату, естественно.Увидели живописный курорт, где отдыхают преимущественно немцы, поднялись в древнюю крепость, прокатились на катере, побывали в соляной пещере.Но главная поездка у нас с женой была намечена на предпоследний день. Составили по карте маршрут.Достопримечательностей в Турции не счесть: античные развалины, храмы, колизеи. А уж не повидать ванны, где купалась Клеопатра, просто грех. Оделись соответственно и утром пошли за машиной, входившей, как уже говорилось, в счет путевки.— Машина бесплатно? — Лена посмотрела на меня с сочувствием, как на сильно перегревшегося под солнцем. — Да вы что? Ах «Андерсен»! Ну позвоните им в бюро в Анталии, если кого застанете… Трубку в бюро сняли сразу. Гид Таня подтвердила, что такую услугу они оказывают, но с недавних пор. К сожалению, с вами произошла досадная накладка. Девушка попросила позвонить через час.Звоню через час, чтобы сказать: согласен на любую легковушку.— Этим я и занимаюсь, — ответила Таня. — Перезвоните.Звоню еще через час. У Тани ничего не получилось, предлагает попробовать организовать «Рено» на завтра. Но это последний день отдыха, и мне не по силам после поездки сразу лететь в Москву. День пошел насмарку, а полных их всего шесть по путевке.Утром, как в святцы, заглядываю в «Памятку туриста». Оказывается, все претензии «Андерсеном» рассматриваются только «при обязательном письменном подтверждении, заверенном нашим бюро, о наличии повода для претензий». Звоню в бюро. Гид Лариса в курсе и сразу спрашивает: — Вы знаете господина К-ва? — Нет, а кто это? — Он взял вчера ваше «Рено», хотя права на автомобиль не имел. Мы сейчас отыщем его в отеле, заберем деньги и отдадим вам в виде компенсации.— Ни в коем случае, — кричу в трубку, почувствовав, что из добрых побуждений меня втянут сейчас в скверную историю. — Дайте справку с печатью, будет время, разберусь в Москве.Справку мне не дали. Посовещавшись с кем-то, Лариса сказала, что директор бюро не видит повода для претензий. Не знаю, так ли это, но по телефону меня с ним не соединили.[b]Почти анекдот [/b]— Эх, надо было взять напрокат авто в гостинице, — бормочу себе под нос.И вдруг слышу из-за спины: — Ваше счастье, мы вот взяли и все нервы истрепали.Знакомлюсь. Москвичи-молодожены: Дима и Ира Авельцовы, Настя и Коля Пугачевы. Первые здесь по путевкам «Андерсена», вторые от «Тройки». Авельцовым «Андерсен» смог предложить машину только на последний день, их это не устроило. Взяли в гостинице напрокат «Джип» с оплатой страховки. На крутом подъеме машина задымила, масла в картере оказалось маловато. Купили масла, шофер такси кое-как наладил машину. Еле доехали обратно.Ребята попросили вернуть за прокат деньги: авто дефектное. Денег им не вернули, зато пригрозили взыскать за ремонт… 1200 $. Гид «Андерсена» помогать не стал — обращайтесь в отель. Девушки, занимающиеся нами в отеле, ребят пристыдили: «Вы ведь находитесь в чужой стране!».Молодые настырные, они стали требовать встречи с главным менеджером гостиницы или по крайней мере с ответственным лицом. И девушки привели им… парня, который, помните, разносил наши чемоданы. Круг замкнулся.А теперь почти анекдот. Накануне отъезда оплачиваем счета за воду, пиво, мороженое, которые заказывали в баре и ресторане. Некоторые туристы жалуются, итоговый счет завышен, спорят, перепроверяют. А у меня наоборот, втрое меньше (!), чем должен быть. Просчитались в рецепции.Отрываю от какого-то дела Свету, говорю, что счет неправильный.— Я не обязана все время переводить, разговаривайте с ними сами, — вспыхивает девушка.— Вы же работаете в отеле… — Деньги я получаю не здесь! — А где? — Коммерческая тайна.Но узнав, что просчиталась гостиница, девушка помогла мне с переводом. И я, сполна все заплатив, прихватил на память оба счета. Неправильный, обсчитывающий собственный отель, готов в любое время послать по факсу главному менеджеру «Selge».Кстати, поговорить с ним я все же попытался. В последний день, представившись уже в качестве журналиста, попросил Свету организовать встречу.— Он у нас новый, недавно сменился, у него много дел и нет времени разговаривать с каждым туристом, — уверенно отказала Света.Я настаивал.— Хорошо, если согласится, мы вас найдем.Но никто меня не нашел. То ли главный менеджер не захотел встречаться, а может, Света сама так решила. Интересно, где же все-таки она работает? [b]Так в чем же мораль? [/b]Вы зря ждете ее от меня. Я был в отпуске и написал эти заметки просто как отдыхающий, в назидание себе, поспешному, и, может быть, другим, в особенности новичкам.Но мораль есть: старая советская. И состоит в том, к чему стремились семьдесят лет, да так и не достигли. Помните, по Райкину: «Кто сшил костюмчик?». Рукава пришивали одни, пуговицы другие… Так и тут — за весь «костюмчик» ни с кого не спросишь.Загляните в договор-заказ турфирмы, ясно же сказано, она лишь «оказывает дополнительные услуги в виде приобретения авиабилетов» и то «по желанию клиента». А уж переносы, замены рейсов зависят совсем от других людей. Вы пробовали жаловаться на них, когда трое суток «по техническим причинам» просидели в аэропорту Ухты или Владивостока? Правильно, пустое дело, да и не очень ясно, на кого именно пенять.С авто тоже неясно. Во-первых, действительно произошла накладка. Во-вторых, фирма хоть и не выполнила обязательств, но предложила компенсацию. Пропавший день, правда, уже не вернешь.А уж об отеле и говорить смешно.Гостиницы турфирма предлагала на выбор. Что выбрал, то и получил. А вот предупредить об отнюдь не пятизвездочном сервисе могла, если, конечно, сама знала об этом.В общем, надо винить себя. И делать выводы. Пока мне видится только один: через знакомых и друзей, а не по объявлениям надо искать турфирмы, работающие «не от сель до сель по правилам», а те, что дорожат клиентом и делают все, чтобы он стал постоянным.Фатальная цепь досадных накладок отнюдь не погасила мой интерес к Анталии, в отпуск поеду туда снова. Много мы там встречали туристов, довольных и трех- и пятизвездочным отдыхом. Видели здравницы, не уступающие лучшим кремлевским. И уж в этот раз обязательно погляжу на ванны Клеопатры.С турфирмой, думаю, проблем не будет. Позвоню другу Вайнбергу, извинюсь, что не послушал доброго совета, и он даст мне телефончик своей проверенной. А вы, друзьятуристы, как поступаете в таких случаях, может быть, знаете рецептик поверней.[b]Пишите по адресу: [/b]123849, ГСП, Москва, Д-22, ул. 1905 года, д. 7, «Вечерняя Москва».Обсудим! Пик отпусков еще впереди.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.