Лечебная флейта
[i]Благотворительный проект «Театр – детям Беслана», придуманный и воплощенный Банком Москвы, поддержанный Московским ТЮЗом и еще несколькими ведущими российскими театрами, продолжается. Только что из Северной Осетии вернулся театр «Тень»: вместе с ребятами и их родителями, пострадавшими во время теракта, режиссеры Илья Эпельбаум и Майя Краснопольская поставили оперу Моцарта «Волшебная флейта».[b]Театры встали в очередь[/i][/b]Для нас, живущих в относительно спокойных буднях, два года – что целая вечность: память запирает далекие события на замок и списывает их в архив. Для тех же, кто пережил трагедию, подобную той, что случилась в сентябре 2004 года в первой школе Беслана, два года – как один миг. Ничто еще не забыто, и боль жива, будто весь этот кошмар разыгрался только вчера.Психологи Александр и Наталья Колмановские, работающие с бывшими заложниками с первого дня их освобождения, считают, что одно из лучших лекарств для души в такой ситуации – «театральная терапия». И если показывать ребятам лучшие детские спектакли не реже, чем раз в два месяца, реабилитация пойдет куда быстрее и эффективнее.Первые «доктора» – артисты театра «Et cetera» и Московского ТЮЗа. Затем в минувшем июне на сцене Владикавказского академического русского театра им. Вахтангова работала труппа Екатеринбургского ТЮЗа. В сентябре – вновь столичный Театр юного зрителя с «Необычными приключениями Т. С. и Г. Ф. по Марку Твену» и «Свидетелем обвинения».Зимой ребят ждет на свои «подвижные и неподвижные игры для детей и взрослых» самарский театр «СамАрт», чей «Счастливый Ганс» стал событием VI Всероссийского фестиваля искусств «Золотая репка». А завершит проект совсем уж далекий заграничный гость – датская труппа «Corona la balance» со спектаклем «История маленького человека».Желающих принять участие в благотворительной программе Банка Москвы, говорят, было куда больше, но все спектакли проходили суровый психологический отбор, проверку на «целебное» качество.Логичный вопрос: зачем возить в далекий Владикавказ спектакли со всей России, когда здесь успешно работают свои собственные театры – и драматические, и музыкальный, и кукольный? Логичный ответ: местные жители чувствуют себя покинутыми и заброшенными, им кажется, что как только первая волна скорби после теракта улеглась, мы, жители «большой земли», равнодушно отвернулись от них, постарались как можно скорее вычеркнуть эту трагедию из своей памяти, вырвать любое напоминание о ней, как саднящую занозу. Поэтому любой гость, приезжающий специально к ним, хорош уже сам по себе, а если еще и везет с собой замечательные спектакли – так и вовсе ему цены нет.Так что можно себе представить, как ребята, учителя и родители первой школы Беслана встречали очередных участников проекта: «десант» московского театра «Тень» – режиссеров Илью Эпельбаума и Майю Краснопольскую и артистов Вячеслава Игнатова и Марию Литвинову.[i][b]Папы спасовали[/b][/i]Пара штрихов, чтобы обозначить акценты и подчеркнуть всю важность исторического момента: «Тень» – шестикратный лауреат премии «Золотая маска», на их спектакли в столице нужно записываться разве что не за полгода, потому что некоторые представления тут играют всего для пяти зрителей.Художники, исколесившие весь мир, собравшие призы всех возможных и невозможных фестивалей, работавшие с самыми звездными звездами – Анатолием Васильевым, Тонино Гуэрра, Николаем Цискаридзе, согласились поставить кукольную оперу со школьниками и их родителями.Поступок! На все про все – репетиции, создание кукол и декораций – всего пять дней. Сама «Волшебная флейта», правда, «слегка» пострадала: ее пришлось изрядно сократить, расставить новые акценты, местами переписать и домыслить либретто, разбив его на шесть ключевых сцен, каждая – не больше пяти минут.Исполнение арий доверили профессиональной фонограмме, а сами иллюстрировали их забавными, трагическими, ужасающими и лирическими тенями на фоне огромного белого экрана.Принц Тамино, страшный дракон, веселый Папагено, Царица ночи, принцесса Памина и негодяй Моностатос – весь сложносочиненный мир моцартовской оперы удивительным образом преобразился, ужавшись до размеров яркого луча, высвечивающего на экране темные силуэты героев.У каждой сцены – свои хозяева: несколько ребят и чей-нибудь родитель, точнее – родительница. Ни одного папу, к сожалению, привлечь к постановке так и не удалось. Да и многие мамы поначалу очень стеснялись заниматься такими, на посторонний взгляд, легкомысленными шалостями: ползать по полу, вырезая из грубого картона профиль гигантского дракона, а потом размахивать фонариком, оживляя его тень.Но психологи настаивали: коллективное творчество сплачивает семью, прекрасно снимает стресс, возвращает взаимопонимание, утерянное после катастрофы. Мамы смирились, а после премьеры чуть не плакали от счастья, видя, как весело смеются их дети. Потому что казалось, что два года назад эти 7-, 10-, 16-летние ребята разучились смеяться уже навсегда.[i][b]Превратить змею в цветок[/b][/i]Шестиклассник Азамат выбрал роль принца Тамино. Причем он не просто куклу водит, а сам выходит в «заэкранье». И его тень, заиграв на волшебной флейте, прямо на глазах у изумленной публики начинает превращать волков в зайцев, змей в цветы, самолеты в ангелов, а двойки в пятерки. Психологический посыл понятен: непобедимого зла нет, было бы желание его одолеть.Очень важно, чтобы в это поверил и сам Азамат: во время теракта он потерял брата и замкнулся, отгородился от мира, будто окаменел. Его уже ничто не интересовало, какая там учеба, когда жить не хотелось! И только в последнее время стал потихоньку приходить в себя, а во время репетиций «Волшебной флейты» в своей группе был просто правой рукой режиссеров: первым запомнил все движения и зорко следил, чтобы мама, сестра и друзья ничего не перепутали.В другой сцене роль Тамино досталась маленькому Борику. В спортзале школы № 1 у него погибли и отец, и мать. Мальчика усыновила тетка, и как только он стал называть ее мамой, родня отца затеяла тяжбу и отсудила ребенка. По Беслану прокатилась волна возмущения, и рыдающего Борика вернули любимой тете. Но мальчик замолчал. Два года психологических тренингов и лечения ушли на то, чтобы губы Борика дрогнули в жалком подобии улыбки.Жизнерадостный Папагено и плененная принцесса Памина – все это Ирочка, хорошенькая, как куколка. Теракт забрал у нее старших брата и сестру, известных на всю Осетию танцоров-«бальников». Ирочка тоже была в том спортзале, а потом молчала почти целый год.И о каждом из детей, что с таким азартом побеждали зло в «Волшебной флейте», можно рассказать свою трагическую и непоправимую уже историю. И сколько же еще нужно таких благотворительных проектов и неравнодушных людей, чтобы истории эти, как те самые тени при ярком свете, начали бледнеть и растворяться во времени?[i]Беслан–Москва[/i][b]На илл.: [i]Илья Эпельбаум и Майя Краснопольская, славные своими выдумками, на этот раз впервые решали сложнейшую задачу: отогреть сердца бесланских детей.[/i][/b]