Главное
Истории
Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Я знаю, что такое триумф

Общество
Я знаю, что такое триумф

[i]Она была самой молодой в истории балета исполнительницей партий Джульетты и Жизели. «Она слишком хороша», – говорила о ней Майя Плисецкая. Ее умению парить над реальностью самозабвенно внимали поклонники, а критики слагали о ней чуть ли не рифмованные оды. И это ее, хрупкую фею Большого театра, перемолола Система, основанная на жестком подчинении и перманентной необходимости преодоления. Сегодня Надежда Павлова преподает классический балет – большей частью за границей. Она уже много лет не бывала в Большом. Говорит, «видимо, дорога мне туда заказана».[/i][i][b]Меня «ушли на пенсию»[/i]– Я знаю, что в Большом театре какое-то время назад работал психолог. Человек, который проверял «на совместимость» партнеров. Чтобы вдруг спектакль не развалился. Учитывались мельчайшие детали, включая систему продажи билетов. «Правильная» посадка «клакеров», которые должны были вовремя похлопать. И даже то, какому зрителю по его физиономическим данным и особенностям речи следует продавать билет.[/b]– Я за то, чтобы такие люди были, потому что проверка на совместимость – это важно. Чтобы не было недоразумений, скандалов. Чтобы была атмосфера. Балет, конечно, не выход в открытый космос. Но все же.[b]– Большой – это мировой бренд…[/b]– …с которого обсыпалась позолота. Прежнего величия Большого театра больше нет. К сожалению, к этому приложил руку и мой любимый партнер Владимир Васильев, который состоял какое-то время в руководстве театра. В русском балетном искусстве всегда ценилась не только техника, как на Западе, но и эмоциональность, душа. Есть такая балетная формулировка: «Ноги танцуют головой». Я бы добавила – и сердцем… В Большом театре почему-то мои знания не пригодились. Хотя я мечтала бы там работать.[b]– Почему вы ушли из театра?[/b]– Все молодое поколение, которое шло после Екатерины Максимовой и Владимира Васильева, оказалось не у дел. Васильев обладал тогда неограниченными правами. Он стал художественным руководителем Большого и начал экспериментировать. Поспешно ставились одноактные спектакли. Меньше внимания уделялось классике. Все, что было раньше, перечеркивалось. И все стало рушиться. Начались разногласия не только творческие, но и административные. Тогда нам дали понять, что театру не нужен ни Григорович, ни мы. Можно сказать, что «нас ушли». Ирек Мухамедов уехал в Лондон…К тому времени я отработала в театре 20 лет. Передо мной поставили вопрос ребром: либо вы оформляете пенсию, либо будете танцевать один спектакль в год. И я ушла. Конечно, пришлось написать заявление «по собственному желанию», потому что народную артистку уволить просто так невозможно.[b]– Была, видимо, тяжелая психологическая ломка?[/b]– Люди, которые вкусили такую славу, как я, и отдали балету столько лет, в определенном смысле в психологической зависимости уже навсегда. Я знаю, что такое успех. Что такое триумф. Поэтому отношусь к этому спокойно. Звездная болезнь мне не грозит. Я себе говорю так: шанс дается один раз. Судьба мне его дала. Вот и радуйся.Спасла меня моя семья в лице мужа… В Большом я не была уже давно. Но, судя по тому, что говорят о театре мастера, Вишневская, например, сейчас стало еще хуже. Идет полная дискредитация театра, традиции утрачены, преемственности нет. Девицы, которые танцуют в ночных клубах, тоже называют себя балеринами. А на самом деле они – продукт потребления. Балерины Большого пиарят себя в ракурсе, далеком от искусства. Не хочется, чтобы гордость России превратилась в заштатную труппу.[i][b]Можете и обо мне что-нибудь придумать[/i]– Надежда Васильевна, вы завоевали Гран-при на Московском конкурсе балета, когда вам было 16. Вы не стояли, как говорится, с канделябром у озера, а сразу стали примой.[/b]– Мне было пятнадцать, а написали, что шестнадцать. О премиях серьезно никто не думал. Перед нами стояла задача – приехать в Москву и станцевать. И когда я получила Гран-при, я просто не принимала это на свой счет. Для меня было важно то, что я отстаиваю честь школы. Завышенной с а м о оценки не было. И появление в моей жизни журналистов, задающих тысячу вопросов, было абсолютно неожиданным.[b]– Кстати, о школе. Верно, что в балетных школах все замешано на муштре?[/b]– Пермская школа в 70-е, не буду скромничать, вошла в тройку лучших. Вместе со мной. После Московского и Вагановского училищ. А до этого о ней никто не слышал. О чистом удовольствии там можно было только мечтать, потому что на этом в балете не выедешь. Нужно, чтобы тебя подталкивали. Балетные и спортивные школы в чем-то схожи. И там и здесь есть давление на любого ученика. И там, и здесь все держится на авторитете педагога и на строгом подчинении. Другое дело, что в некоторых школах этим злоупотребляли, и мне в свое время пришлось об этом рассказать. О том, как ломается человеческое нутро и как это сказывается на детской психике.[b]– Однако балет воспитывает силу воли. Так?[/b]– Если человек хочет чего-то достичь, у него должно быть особое стремление к балету, которое превращает это стремление в смысл жизни.[b]– В разные времена балетные девочки из-за диет нередко оказывались на больничной койке. Инфернальность, хрупкость всячески поощрялись. Но, видимо, была размыта какая-то нравственная грань?[/b]– Взрослея, человек меняется. Поэтому уже на этапе отбора учитываются физиологические данные, генетическая предрасположенность. Склонность к полноте – самый серьезный минус.Конечно, важно физическое здоровье. Потому что нагрузки в балете нешуточные. В 10 лет уже видно, хватит ли ребенку природных возможностей, чтобы танцевать. Ну а потом правильное распределение нагрузки на мышцы.Дистрофия начинается, когда ломается психика. Дистрофия – это не просто похудение благодаря силе воли и ограничениям в питании, это уже атака на здоровье.Каждый педагог обязан помнить, что перед ним растущий организм и, прививая профессиональные навыки, важно не искалечить ученика. В свое время между мной и моим педагогом Людмилой Павловной Сахаровой возникла пропасть непонимания.Но время прошло, страсти улеглись, и я могу сказать, что, помимо плохого, было и много хорошего. Но чтобы в дальнейшем наша профессия не давалась с кровью, не калечила человека, важно, когда между учеником и педагогом возникают более демократичные, лояльные и просто человеческие отношения.[b]– Балерина вашего уровня должна обладать особого свойства организмом. Как олимпийский чемпион. Какие главные школьные заповеди вы впитали?[/b]– Прежде всего собранность. Перед выступлением нужно беречь физические и эмоциональные силы. И чтобы голова была светлая.[b]– Уланова обладала, судя по книгам о ней, железными нервами и однажды на спор всю ночь проспала на папиросной бумаге, не смяв ее.[/b]– Можете и обо мне что-нибудь придумать, бумага все стерпит.[i][b]Однажды все же уронили[/i]– Расскажите о ваших партнерах. О Вячеславе Гордееве, который был к тому же вашим мужем.[/b]– О нем ни слова. Я не желаю о нем вспоминать. А вообще, самое главное, когда партнер, как говорят, «хорошо держит». И когда с ним можно вести диалог. Так же как и у драматических актеров. Удобно и хорошо было с Васильевым, Годуновым и Владимировым. Была уверена, что не уронят. Однажды все же меня уронили, но мне повезло – обошлось без травм. Вы удовлетворены?[b]– Хорошо, сменим тему. У танцовщиц к балетной обуви серьезное отношение. Есть московская обувь с круглым пятаком, есть питерская удлиненная. Как вы готовили свою обувь? Жесткая часть носа пуантов довольно высокая. И отсюда стертые пальцы.[/b]– Любая женщина к новой, даже повседневной обуви, должна приспособиться. Я, как и все, молотком пользовалась, чтобы подогнать туфли к стопе. Есть такая небольшая хитрость. Тогда обувь «садится». Счастье было в том, что мы не экономили и не считали, сколько нужно пар на спектакль.[b]– Сцена Маринского театра покатая. И многие балерины с непривычки боялись на вращениях угодить в оркестровую яму. Вы ведь повидали много сцен…[/b]– Когда частые переезды, не успеваешь привыкать к тому, что сегодня пол прямой, а завтра ты выступаешь на покатом. Я на любой сцене стремилась найти центр тяжести. А вот в Риме есть один театр, в котором градус наклона сцены больше чуть ли не в два раза, чем в Большом, и даже больше, чем в Мариинке. Там строили театр для оперы, чтобы артиста со всех мест было хорошо видно. И приходилось буквально на ходу менять движения.[b]– Как вас принимали в разных странах?[/b]– Америка принимает бурно, открыто, эмоционально. Англичане сдержанно. В Израиле любят и знают музыку. В арабских странах надо знать, что танцевать. Как-то приехали в пачках, а нас переодели в платья и шароварчики. Так всю классику и станцевали. Московскую публику знаю хорошо. Она благодарная.[i][b]Мой муж – психоаналитик[/i]– Вы упомянули «семью в лице мужа»…[/b]– С ровесниками в театре мне было неинтересно. У меня это второй брак. А первый был, конечно, с фатой и фанфарами и с белым платьем. Все как полагается. Первый брак меня страшно разочаровал. Повторять тот же помпезный брачный ритуал было бы глупо. Мне танцы до упьяну не нужны. И игрушечное оформление отношений тоже. Я выходила замуж за Константина Михайловича, потому что поняла, что встретила свою вторую половину.[b]– Чем занимается Константин Михайлович?[/b]– Он психолог и психоаналитик. Конечно, мне очень хотелось заглянуть в таинства его профессии. Но – существует врачебная тайна. И хотя я очень любопытна, с этой данностью смирилась. Утешаю себя тем, что, когда я танцевала, он тоже со многими вещами мирился. С долгими гастролями, например.Кто-то выходит замуж за престижную профессию. Кто-то – за деньги. Константин Михайлович для меня не только муж, но и друг. У нас вполне приемлемая разница в возрасте, десять лет. И мы вместе уже больше двадцати лет. Много хорошего в нашей жизни было.[b]– У вас нет детей. Говорят, для балерины это в порядке вещей…[/b]– Так уж получилось. К сожалению. Я не ставила себе задачу отказаться от всего во имя карьеры. Как и не было задачи иметь двух-трех детей. Надеюсь, вы понимаете, что это очень интимная сфера, в которую не стоит вторгаться. Пусть мои проблемы останутся за рамками нашего разговора.[i][b]И чего они ссорятся?[/i]– Вы совсем не публичный человек. Вас не видно на светских раутах. Почему?[/b]– Меня часто приглашают поучаствовать, например, в телевизионных ток-шоу. Я интересуюсь прежде всего темой, потом – кто ведущий. И делаю соответствующие выводы, понимая, что разговор будет все об одном и том же. Начнут копаться в каких-то безделицах. Глупо обсуждать целый час, помыла ли жена ложку или нет. Смотрю такие шоу и поражаюсь. И чего они ссорятся? Естественно, от таких приглашений отказываюсь.[b]– Как вы считаете, кто должен отвечать за материальное обеспечение в семье?[/b]– Отвечу вопросом на вопрос. Почему эту обязанность нужно непременно возлагать на мужчину? Если оба могут зарабатывать.[b]– Вы хлебосольная хозяйка?[/b]– Из дома уехала в восемь лет, жила в общежитии. Поэтому всему научилась сама. Это не значит, что я пеку пироги на ораву из тридцати человек. Не люблю разного рода сборища, может быть, поэтому у меня узкий круг общения. К тому же, мне кажется, сегодня все больше на себя зациклены. И мало кто умеет дружить.[b]– Вам вообще уютно в Москве?[/b]– Первое время я все больше проводила на сцене. А потом узнала город поближе и очень его полюбила. Люблю свой район, Третьяковку.[b]– Я знаю, что вы из многодетной семьи. Поддерживаете отношения с сестрами и братьями?[/b]– Сейчас все разъехались по разным городам. Балетом не занимается никто. Знаю, что они мною гордятся.[b]– Понимаете, что вы красивая женщина?[/b]– У меня есть любимый человек, он мне об этом говорит, и я чувствую себя с ним комфортно.[b]ДОСЬЕ «ВМ»[/b][i]Надежда Павлова родилась 15 мая 1956 года в Чебоксарах.Окончила Пермское хореографическое училище. Появление Павловой стало не только балетным, но и социальным феноменом, которое привлекло внимание людей, далеких от балета. С 1975 года – солистка Большого театра. Исполняла ведущие партии в «Щелкунчике», «Дон Кихоте», «Спартаке», «Жизели», «Спящей красавице» и др. Окончила балетмейстерское отделение ГИТИСа.Дает мастер-классы во Франции, Германии, Японии и др.Профессор Российской академии театрального искусства.Народная артистка СССР (1984).[/i]

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.