В Каракумы по рельсам
[b]Некоторые источники в ОАО «РЖД» и на госпредприятии «Туркменская железная дорога» неофициально сообщают, что уже весной будущего года может быть восстановлено прямое железнодорожное сообщение между Ашхабадом и Москвой. Сперва возобновятся пассажирские перевозки. Но вот стоимость билетов пока никто не рискует прогнозировать.[/b]Скорый поезд Москва–Ашхабад–Москва (через Казахстан и Узбекистан) курсировал трижды в неделю с Казанского или Павелецкого вокзалов Москвы, но в 1995 году был отменен по указанию С. Ниязова. По официальной версии – из-за проникновения в Туркмению наркотиков, порнографии «и других товаров, оскорбляющих достоинство туркменской нации», а также из-за таможенно-пограничных проблем Туркмении с Казахстаном и Узбекистаном.В 1996-м между Россией и Туркменией прекратили курсировать и грузовые поезда. Это резко и надолго сократило взаимную торговлю, если точнее – привело почти к стопроцентному «вымыванию» туркменских товаров из Москвы, а российских – из Ашхабада. Перевозки же воздушным транспортом увеличивают стоимость российского и туркменского экспорта вдвое. К тому же для большинства граждан обеих стран цены на авиабилеты тоже «трудноподъемны».Но с осени 2006 года через Восточную Туркмению после 5-летнего перерыва стал вновь регулярно ходить скорый поезд Москва–Душанбе–Москва. Так что, по крайней мере, в ряд туркменских городов (Мары, Ташауз, Чарджоу, Байрам-Али) можно было поехать из России по железной дороге. А из этих городов в Ашхабад ходят автобусы и электрички, правда, это почти 5 часов пути. Летом до туркменской столицы можно «доплыть» на судне по Каракумскому каналу.Самый дорогой билет в московско-душанбинском поезде сегодня – около 2700 рублей, самый дешевый – 1450. По экспертным оценкам, в схожем ценовом диапазоне окажутся билеты в поезде Москва–Ашхабад–Москва. Впрочем, в августе 2006 года туркменские Каракумы, можно сказать, насквозь прорезала стальная магистраль (Ашхабад–Ташауз): это сократит расстояние между российской и туркменской столицами почти на четверть.В пользу возобновления рейсов Ашхабад–Москва говорит и такой факт: именно в туркменской столице осенью прошлого года состоялось совещание глав железнодорожных ведомств стран СНГ. Туркменская же делегация на том форуме высказалась, в частности, за то, чтобы страны сдерживали удорожание перевозок и вместе и в большем объеме финансировали транспортные проекты.