«Процентная» амнистия
[b]У этого закона был мучительный путь к принятию. В апреле 2005 года сам президент Путин предложил провести легализацию капиталов, накопленных россиянами.[/b]Но только спустя год согласованный и весьма компромиссный текст был внесен правительством в парламент. В июле документ был принят в первом чтении, после чего депутаты с легким сердцем отправились на каникулы.И вот свершилось. С 1 марта 2007 года граждане могут легализовать доходы, полученные в 2001–2005 годах включительно, с которых, однако, не были уплачены налоги. Но сможет ли такое решение способствовать возвращению в страну «беглых» капиталов, сумма которых, по самым скромным экспертным оценкам, достигает чуть ли не двухсот миллиардов долларов? Характерно, что правительственные ведомства и чиновники отказываются давать свои прогнозы или даже просто комментировать оценки неправительственных экспертов. Похоже, это обусловлено, прежде всего, расчетом на политический, точнее – психологический, эффект, который «амнистия» призвана обеспечить в канун президентских и парламентских выборов.Итак, теперь граждане действительно могут легализовать деньги, происхождение которых выглядит сомнительно. Для этого нужно перечислить на спецсчет федерального казначейства в любом банке платеж в размере «стандартных» 13% от заявленной суммы. Предусматривается, что выданный на руки квиток станет надежной защитой от налоговых органов. Правда, возможности вложения этих, да и других, скажем так, «сокрытых» от государства денег в российскую экономику в принятом документе не прописаны, в отличие от аналогичных законов, например, КНР, Тайваня, Южной Кореи, Чили, Аргентины, Кубы, Венесуэлы, Мексики. Впрочем, список получается довольно длинный.Посему, по многим прогнозам, трудно рассчитывать не только на репатриацию капиталов. Нет уверенности в том, что через какое-то время власти снова не вернутся к проблеме ваших обеленных накоплений. Так что давний призыв профессора Преображенского насчет бумаги, которая защитит ее владельца от всего и всех на все времена, по-прежнему актуален...По мнению аналитиков, этот закон легализует в лучшем случае от 400 до 700 миллионов долларов, а может, и чуть больше, но не решит задачу ни полномасштабного возвращения, ни эффективного вложения на родине «убежавших» капиталов. А также вряд ли предотвратит дальнейший уход из России российских же денег в последующие годы.Эксперт Минэкономразвития, попросивший не «раскрывать» его фамилии, высказал такое мнение: многие ведомства и комитеты Госдумы всячески лоббировали именно такой закон c прорехами, настаивая на его скорейшем принятии. По мнению нашего собеседника, расклад здесь, скорее всего, такой: крупный бизнес давно все успешно «отмыл», малому же бизнесу закон этот вообще не нужен, ибо он пользуется упрощенной системой налогообложения, когда можно платить только 6% от годовой выручки.[b]ПРЯМАЯ РЕЧЬ[i]Первый зампред Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел МЕДВЕДЕВ:[/b]– Новая налоговая амнистия в ее нынешней интерпретации не внесет заметных изменений в динамику возврата капиталов на родину. Это будет, образно говоря, лишь капля на нужную чашу весов.[/i][b]ПРЯМАЯ РЕЧЬ[i]Зампред Бюджетно-налогового комитета Госдумы Андрей МАКАРОВ:[/b]– Закон в принципе не освобождает от ответственности граждан, решивших принять участие в амнистии, но позволяет задекларировать прежний доход. Это своего рода закон, прежде всего, о психологической комфортности.[/i]