Вообще-то справка не нужна. Но лучше пусть будет!
[b]В железнодорожных кассах и поликлиниках с москвичей-льготников требуют помимо карты москвича справки из Пенсионного фонда (ПФР), несмотря на все договоренности между ПФР, Фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС) и железнодорожниками (РЖД).[/b]Уже не первый год своеобразный «подарочек» получают льготники и инвалиды под Новогодние праздники. Этот год не исключение. Только начался декабрь, и с телеэкранов прозвучало объявление, призывающее всех льготников прийти в ПФР и получить справку о льготах. Она необходима для выписки лекарств в поликлиниках и для бесплатного проезда по железной дороге.В отделениях Пенсионного фонда сейчас же начался ажиотаж, увеличились очереди, нервотрепка. И вот уже в газетах публикуются разъяснения ПФР о том, что далеко не всем эта справка нужна. Мол, лекарства выпишут, и железнодорожный билет выдадут по социальной карте москвича, в которой есть вся эта информация. А справка нужна лишь тем, кто соберется ехать за пределы Москвы и Московской области, например в Тулу или Рязань. Но старики, инвалиды все идут и идут за вновь введенной справкой. И, как оказалось, не зря.В первый же рабочий день после новогодних праздников телефон в редакции раскалился от звонков. «Враки все, что москвичам справка не нужна, эту бумажку требуют в поликлинике и в железнодорожной кассе», – возмущаются льготники. Постоянный читатель «ВМ» Валентин Вениаминович, проживающий в районе Коптево, недоумевает: «Читаю объяснение Пенсионного фонда, что москвичу справка не нужна, а звоню в районное управление ПФР – меня приглашают за справкой. Почему такая неразбериха?..»Чтобы прояснить ситуацию, корреспондент «ВМ» отправилась в Главное управление ПФР № 5 по городу Москве и Московской области, где обслуживаются жители Северного административного округа, в том числе и района Коптево. А для начала заглянула в билетные кассы железнодорожной платформы Ленинградская (Рижское направление). «Можно ли по социальной карте москвича получить бесплатный билет инвалиду – федеральному льготнику?» – спрашиваю кассира. И кассир объясняет, что, кроме социальной карты москвича, потребуется и справка из Пенсионного фонда о льготах. «Как же так, а в Пенсионном фонде утверждают, что билет должны дать и без этой справки, ведь существует договоренность между Отделением ПФР по Москве и Московской области и РЖД?» Кассирша минуту помолчала, потом смягчилась: «Мы можем дать только разовый билет, но абонемент – только если будет справка».В Главном управлении Пенсионного Фонда № 5 (ул. Смольная, 24) сегодня неприемный день. Охранник останавливает вышедших из лифта пожилых людей: «Вы по какому вопросу?» Узнав, что люди пришли за пресловутыми справками, подсказывает, в каком кабинете какой район обслуживается. На стенах объявления: «Справки о льготах выдаются все рабочие дни».– Мы выдавали эти справки в декабре, кроме рабочих дней, еще и две субботы – 23 и 30-го, в январе начали работать со 2-го числа, – рассказывает заместитель начальника Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 5 по городу Москве и Московской области Дмитрий Макаркин. – В нашем Северном округе 141 тысяча льготников, а тех, кто имеет право на получение справки, 121 тысяча. К январю мы уже выдали около 30 тысяч справок. Ежедневно только в одном районе Коптево их получают более 100 человек. Сегодня неприемный день, 10 часов утра, но уже 18 жителей района Коптево получили справки.[b]– Но ведь существует договоренность между Отделением ПФР по Москве и Московской области, МЖД и Фондом обязательного медицинского страхования, что московские льготники могут обойтись без этой справки, пользуясь только социальной картой москвича…[/b]– Первое время мы разъясняли звонящим и приходящим за справкой: не создавайте себе проблемы, спокойно пользуйтесь картой москвича. А сейчас, в условиях неоднозначного подхода к этому в железнодорожных кассах, мы стараемся всем, кому она необходима, дать справку, чтобы льготники не испытывали лишних трудностей.Существует ежемесячно обновляемый регистр федеральных льготников. Пенсионный фонд передает сведения в Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования, Департамент социальной защиты. И в МЖД могут использоваться эти сведения (при наличии технических средств) для работы с регистром в полном объеме. Мы готовы были предоставить списки льготников во все билетные кассы.[b]– Люди жалуются, что и лекарства отказываются выписывать без предъявления справки о льготе…[/b]– Мы проводили мониторинг, почему люди так торопятся взять справку. Объявления о необходимости справки висят в некоторых аптеках, отпускающих льготные лекарства. Еще одна трудность: услышав объявление о справке по телевидению, в ПФР потянулись и региональные льготники, хотя им эти справки вовсе не нужны.[b]– В отличие от прошлогодней пластиковой транспортной карты, которая рассылалась по почте, эти справки отпечатаны на простой бумаге. Возможно, через несколько месяцев эта бумажка превратится в нечитаемую тряпочку. Тем более и ламинировать ее нельзя – в железнодорожных кассах на ней делают отметку. Если справка порвется, истреплется или потеряется, можно ли взять ее второй раз?[/b]– Дубликат выдается неограниченное количество раз в течение года при обращении льготника.[b]– Сейчас вы выдаете справки каждый день. Как долго это будет продолжаться[/b]?– Пока в этом будет необходимость. К выдаче справок нам пришлось привлекать всех сотрудников. Сейчас все справки уже отпечатаны и готовы к выдаче, остается только сверить сведения в регистре с паспортом пришедшего и выдать под роспись справку. Было бы лучше закончить эту работу как можно быстрее, чтобы высвободить людей для других дел. Хотя эту справку можно будет получить в течение всего года.К 11 часам в коридорах отделения ПФР уже было пусто, пришлось даже подождать очередных посетителей, чтобы увидеть сам «процесс выдачи». И вот к двери Пенсионного отдела района Савеловский подошли две женщины: «Где можно получить справки?» Светлана Константиновна и Валентина Константиновна получили справки менее чем за 5 минут, а затем с опаской спросили: «А за соседку по ее паспорту можно получить? Она только выписалась из больницы, и ей тяжело ездить…» Еще две минуты, и получена справка для соседки. Светлана Константиновна рассказала, почему пришлось в начале января прийти за справкой: «Сразу после праздников пришла в поликлинику № 21 выписать лекарства, но мне сказали, что без справки из Пенсионного фонда не выпишут. Говорили, что здесь придется в очереди стоять, но нам повезло. Интересно, каждый год теперь придется эту справку получать?..»[b]ОФИЦИАЛЬНО[/b][i]В пресс-службе МЖД объяснили, что действительно была временно прекращена продажа абонементных проездных билетов с октября – сроком на 3 месяца, с ноября – сроком на 2 месяца, с декабря – на месяц. Это было сделано потому, что льготники, которые в прошлом году пользовались льготами, в новом году могли выбрать вместо них деньги. С января 2007 года продажа абонементных проездных билетов для льготников возобновлена, но теперь они будут сроком только на месяц. Возможно, есть недопонимание отдельных кассиров на местах, но по социальной карте москвича с нового года можно приобрести не только разовые билеты для проезда на пригородной электричке, но и месячный проездной.[/i][b]«ВЕЧЕРКА» СОВЕТУЕТ[/b]Так и получается: вообще-то справка не нужна, но лучше пусть она у вас будет! Потому что при нашей жизни, при таком обилии новых законов, указаний, положений, постановлений, в которых иной раз просто невозможно разобраться, какая-нибудь кассирша оказывается тем самым булыжником под ногами, об который так легко споткнуться. А то и поломать себе что-нибудь. И даже, может, не по злому умыслу – но она ведь тоже живой человек и ей тоже нелегко разобраться в обилии новых законов, положений… Которые вроде бы должны облегчить всем нам жизнь. А они только усложняют. Ну и конечно, произвол чиновников – куда нам от него деться?[b]А вот на этот вопрос вам поможет ответить «Вечерка» – пишите нам, сообщайте об этих фактах, сделайте пометку на конверте «Вечерка» против произвола чиновников» – мы постараемся разобраться с каждым конкретным случаем.[/b]