Птичку жалко
[b]Обаятельный студент Шурик впервые появился на экране в 1965 году в фильме «Операция «Ы» Леонида Гайдая и мгновенно превратился в национального героя. Фильм занял в прокате 1-е место, собрав рекордную для тогдашнего советского кинематографа аудиторию почти в 70 миллионов зрителей (до этого рекорд посещаемости принадлежал другому блокбастеру – «Человек-амфибия», который собрал в 1962 году больше 65 миллионов человек). Этот успех окрылил сценаристов «Операции «Ы» Мориса Слободского и Якова Костюковского, которые засели за сочинение новых приключений Шурика.[/b][b]Снежного человека отменили[/b]Естественно, режиссером картины сценаристы видели Гайдая, но у того были на этот счет иные планы. Сняв «Операцию «Ы», Гайдай посчитал, что этот фильм... опустошил его как режиссера, что Шурик себя исчерпал, да и криминальная троица тоже. К счастью, руководство «Мосфильма» встало на сторону сценаристов и, не пожелав своими руками резать курицу, несущую золотые яйца, чуть ли не в приказном порядке заставило Гайдая взяться за продолжение фильма.Стоит отметить, что в первоначальном варианте будущий блокбастер выглядел несколько иначе – он состоял из двух новелл. В первой – она называлась «Кавказская пленница» – речь шла о том, как красивая девушка Нина приехала на каникулы к своим родственникам на Кавказ, но была похищена местным сластолюбивым «князьком». Однако благодаря стараниям Шурика девушка вырвалась из рук похитителей.Во второй новелле под названием «Снежный человек и другие» действовали все те же персонажи: Шурик, Нина и маргинальное трио. Сюжет у нее был такой: научная экспедиция под руководством видного ученого (роль писалась специально под Михаила Пуговкина) ищет в горах снежного человека. Но группа не догадывается, что за снежного человека себя выдает... троица в лице Труса, Балбеса и Бывалого. После того как провалилась их затея с похищением Нины, они сбежали в горы и стали выдавать себя за «снежного человека», чтобы сбить со следа милицию.Однако Шурик и Нина разоблачают авантюристов.Проблемы у будущей картины начались практически сразу после завершения работы над сценарием. Дело в том, что он практически никому не понравился: ни самому Гайдаю, ни членам художественного совета киностудии, ни некоторым актерам. Например, режиссер Лев Арнштам на обсуждении сценария заявил следующее: «Сценарий тяжелит во многом троица. Она требует для себя отдельных интермедий. Но троица работает уже на отработанном материале. Она изжила себя. Эти маски себя исчерпали, так как они примитивны».Еще резче высказался Юрий Никулин, который играл роль Балбеса. Он заявил, что сценарий плохой, шутки в нем плоские и что лично он не собирается участвовать в этом посмешище.Короче, над фильмом нависла угроза закрытия. Но ситуацию спас Гайдай. Он решил снимать только одну новеллу (первую), поскольку она была наиболее смешной, и убедил Никулина изменить свое решение. При этом главным аргументом в его доводах было то, что большинство «плоских» шуток будут переписаны, а сюжет приобретет все необходимые атрибуты сатирического (до этого сатира в сценарии почти не просматривалась).[b]В поисках Нины[/b]Актерские пробы в картину начались 10 марта 1966 года на «Мосфильме». Быстрее всех нашли исполнителей ролей сластолюбивого начальника райнархоза Саахова и его верного помощника Джабраила: ими стали московский актер Владимир Этуш (на пробах его главным конкурентом был Спартак Мишулин) и актер из Еревана Фрунзе Мкртчян. А вот актрису на роль главной героини – красавицы-комсомолки Нины – долго подобрать не могли. И это при том, что перед взором Гайдая прошел почти весь цвет советского кинематографа женского пола – несколько сотен актрис-красавиц, в частности Наталья Кустинская, Анастасия Вертинская, Наталья Селезнева (это она сыграла роль Лиды в «Операции «Ы»), Жанна Болотова, Лариса Голубкина, Раиса Недашковская, Наталья Фатеева. Однако ни одна из этих актрис не устроила Гайдая. И вот в тот момент, когда впору было уже впасть в панику (весь актерский ансамбль был давно подобран, а Нина никак не находилась), пришло спасение в лице ассистентки Гайдая, которая случайно оказалась в Одессе на съемках фильма «Формула радуги» Георгия Юнгвальда-Хилькевича. Ассистентка и обратила внимание на 18-летнюю непрофессиональную киноактрису (она окончила Училище циркового и эстрадного искусства) Наталью Варлей, игравшую в фильме Юнгвальда-Хилькевича небольшую роль медсестры. Стоит отметить, что первоначально режиссер планировал отдать Варлей главную роль, но худсовет с этим решением не согласился и утвердил другую актрису, более «раскрученную» – Раису Недашковскую.И вот теперь Варлей имела возможность взять реванш у Недашковской, поскольку Гайдай ее забраковал. Когда Варлей вернулась со съемок из Одессы в Москву, дома ее уже ждала телеграмма с «Мосфильма» с просьбой явиться на пробы, которые состоялись 13 апреля 1966 года в павильоне № 9. Спустя несколько дней худсовет утвердил Наталью Варлей на роль Нины.[b]В районе эпидемия – ящур[/b]Как это часто бывает в кино, фильм начали снимать не с начала, а с середины: с эпизода в доме Джабраила, где последний уговаривает троицу похитить Нину. Это там Трус ловко обводит вокруг пальца своих подельников, похитив у них червонец с помощью туфли. Эпизоды в доме Джабраила снимали в конце апреля в павильонах №№ 4 и 9 «Мосфильма».В последующие несколько дней были сняты и другие павильонные сцены: Балбес и Трус подсчитывают урон, нанесенный Ниной (три порции шашлыка выбросила в пропасть, три бутылки вина разбила и т. д.); Шурик и Эдик под видом врачей приезжают в «Орлиное гнездо», где троица держит в заточении Нину, с сообщением: «В районе эпидемия. Поголовные прививки. Ящур». Троица послушно ложится на стол, чтобы им сделали прививки. Первым под иглу попадает Трус, затем Балбес. Третьим – Бывалый, зад которого требовал особенной иглы. О том, как проходили съемки этого эпизода, рассказывает исполнитель роли Бывалого Евгений Моргунов: «Сценку с моим уколом придумал Никулин. Он сказал: «Какой смысл делать третий маленький укол, если два уже сделали. Моргунову надо сделать большой». И принес из цирка красивый шприц с французским названием «жане» – вот, мол, его и будем колоть. Я сказал: «Нет, колоть не будем, у меня семья». Никулин говорит: «Не бойся, больно не будет».Крупным планом снимали лицо, а сзади, между ног, установили табуретку, сняли с нее сиденье и положили обычную подушку. Саша Демьяненко брал шприц и втыкал ([i]на самом деле «втыкал» другой актер – исполнитель роли Эдика Руслан Ахметов[/i]. – [b]Ф. Р.[/b]). Семь раз мы снимали этот кусочек, я его боялся как огня. Под табуреткой лежал Никулин, на руке у него была перчатка. Как только игла входила в подушку до упора, Никулин по команде Гайдая хватал ее рукой и держал. Это он поворачивал шприц то влево, то вправо, словно он покачивается. А все думали, что Моргунову пронзили его толстый зад».В те дни на съемочной площадке побывала корреспондент журнала «Советский экран» Н. Орлова и так описала увиденное:[i]«Идет репетиция. Рядом с Шуриком-Демьяненко – режиссер-постановщик Леонид Гайдай. Вместе с актером он сотрясается в рыданиях.– Птичку жалко... Вот так. Хорошо. Давайте снимать… А теперь, Саша, попробуй так, – говорит режиссер. – Ты страшно огорчен, но ты мужчина, ты держишь себя в руках, ты полон достоинства. «Птичку жалко!» И, сжав зубы, скупо, по-мужски плачешь.Перед пятым дублем у Саши Демьяненко высохли слезы, пришлось сделать глицериновые. Припудрили нос.Снова съемка. Растрепанный парень в вылинявшей ковбойке наконец плачет вполне удовлетворительно».[/i][b]Осла играли двое[/b]Поскольку Гайдай обожал Крым и практически все свои фильмы снимал именно там, он не изменил этому правилу и сейчас. Тем более что ландшафты Крыма весьма похожи на кавказские. В итоге сразу после павильонов съемочная группа отправилась в экспедицию – в район Алушты.И уже 1 июня начали снимать натуру, а именно – первые кадры фильма, где Шурик едет на осле. Осел оказался на удивление упрямым. Когда надо было идти, он стоял, а когда, наоборот, требовалось упрямиться, он выказывал удивительное послушание.В итоге с животным пришлось изрядно намучиться, пока не было принято Соломоново решение: нашли еще одного осла. Поэтому, если внимательно приглядеться, в кадре можно увидеть двух разных ослов.Были и другие курьезы. Например, 6 июня снимали эпизоды в Лучистом, где Нина должна была заразительно засмеяться, глядя на то, как Шурик пытается собрать спальный мешок.Однако заразительный смех у Варлей никак не получался. Тогда, чтобы привести актрису в нужное состояние, один из членов съемочной группы задрал майку и показал ей свой живот, после чего девушка так расхохоталась, что ее после этого никак не могли остановить. Именно этот дубль потом и вошел в картину.Места съемок приходилось постоянно менять. Так, эпизод «улица у психбольницы» снимался в Симферополе, возле консервного завода имени 1 Мая, а сад больницы уже в Алуште. В Лучистом снимали эпизод, где троица несет мешок с Ниной (в мешке была не Варлей, а один из членов съемочной группы).Эпизод с вращающейся головой Труса снимался так: Вицина снимали с бараньей шапкой на голове, затем перебивали планом Моргунова и Никулина. Затем Вицина снимали сзади. Пиджак он надевал «задом наперед», из-за спины у него торчали чужие руки.[b]Чешут медведи спину…[/b]Пока в Крыму шли съемки, композитор фильма Александр Зацепин в Доме творчества в Иваново в поте лица писал музыку. Стоит отметить, что мелодии из ленты, которые сегодня знает каждый человек в нашей стране от мала до велика, пробивали себе дорогу с большим трудом.За короткое время Зацепин сочинил четыре мелодии (пятая уже стала «Песней про султана» и была исполнена во время павильонных съемок), записал их на студии и отправил Гайдаю в Крым. При этом на одной из мелодий сделал пометку, что она вполне может стать песней. Однако будущая песня Гайдаю не понравилась.Когда Зацепин узнал об этом, в нем взыграло самолюбие. Он заявил Гайдаю: если вам не нравится моя работа, то пригласите другого композитора – например, Арно Бабаджаняна.После этого Зацепин отправился к директору объединения Ивану Пырьеву, где написал заявление о своем уходе с картины. Однако Пырьев остудил пыл композитора. На его глазах он порвал заявление и приказал ему срочно вылетать к Гайдаю в Алушту. Дескать, на месте во всем разберитесь. Вместе с Зацепиным в Крым отправился и автор стихов к будущей песне Леонид Дербенев.Когда Зацепин и Дербенев приехали в Алушту и вошли в гостиничный холл, первыми, кто попался им на глаза, были Вицин, Никулин и Моргунов. Увидев гостей, те внезапно напели мелодию зацепинской песни. После чего бросились поздравлять композитора: дескать, очень запоминающаяся мелодия, очень нам нравится. Однако Гайдай продолжал оставаться при своем мнении. Видимо, чтобы убедить композитора в своей правоте, он призвал к себе на помощь сценаристов Слободского и Костюковского, которые, как он знал, всегда старались его поддерживать в спорных ситуациях. Однако на этот раз все получилось иначе. Прослушав музыку, оба сценариста стали горячо уверять Гайдая, что это именно то, что нужно: просто, но со вкусом. В итоге Гайдай обругал всех присутствующих и ушел из номера, громко хлопнув дверью. Затем, немного остыв, он все-таки разрешил Дербеневу написать слова на эту мелодию.Когда в конце июля Гайдай приехал в Москву, чтобы послушать окончательный вариант, песня ему вновь не понравилась. Первые строчки были такими: «Где-то на белой льдине, там, где всегда мороз, чешут медведи спину о земную ось». Гайдай возмутился: «При чем здесь мороз, если у нас действие фильма происходит летом? И вообще, такую песню никогда не будет петь народ». Но что-либо изменить режиссер уже не смог: через несколько дней надо было возобновлять съемки, где Нине предстояло петь песню Шурику. Пришлось брать то, что было. Впоследствии, когда «Песенка о медведях» станет всенародным шлягером, Гайдай признает свою ошибку, о чем публично сообщит и Зацепину, и Дербеневу.[b]Конец Бывалого[/b]Песню Нины снимали 2 августа в ореховой роще в окрестностях Лучистого. Кстати, это был последний день Евгения Моргунова в экспедиции – после этого фильм снимали без него. Почему? Актер окончательно поссорился с Леонидом Гайдаем. Еще во время съемок «Самогонщиков» пять лет назад Моргунов испортил отношения с режиссером и отказался сниматься под его началом. И только после вмешательства Пырьева Моргунова удалось вернуть. На «Операции «Ы» отношения актера с Гайдаем тоже складывались не лучшим образом, но тогда картину все-таки удалось завершить. А на «Пленнице» конфликт достиг своей кульминации. Вот как вспоминал об этом сам Леонид Гайдай: «На съемках «Пленницы» случилось ЧП, которое и явилось завершающим аккордом совместной работы.Моргунов пришел на съемку с поклонницами. Я говорю директору группы: «Убрать всех посторонних с площадки!» Моргунов на меня чуть ли не с кулаками. Я взял режиссерский сценарий и на глазах Моргунова вычеркнул все сцены с ним. А было не снято еще довольно много. «Все, – говорю директору. – Отправляйте Моргунова в Москву. Сниматься он больше не будет». Так моя тройка распалась».Кстати, на съемках Моргунов, который не имел никаких званий, получал самую низкую ставку в троице – 25 рублей за съемочный день. В то же время Никулин получал 50 рублей, Вицин – 40.[b]Прыгать буду сама[/b]Эпизоды, где Шурик падает в речку в спальном мешке, а Нина его спасает, снимали во второй половине августа в Красной Поляне под Сочи, в горной речке Мзымта. Там едва не случилась беда: страховщики, которые должны были в определенном месте перехватить спальный мешок с Демьяненко, не сумели этого сделать, и поток понес актера дальше. Пришлось организовать погоню. К счастью, через несколько десятков метров спальный мешок с актером удалось поймать. О том, как снимались эти эпизоды, вспоминает Юрий Никулин: «Несмотря на август, вода ледяная. Героиня фильма Нина должна прыгать в горную речку, спасая Шурика. «Нет-нет! Наташа Варлей не полезет в воду! – говорит решительно Леонид Гайдай. – Не будем рисковать актрисой. Впереди еще съемки. Сделаем так: оденем одного из ребят в костюм Нины, и пусть прыгает в воду. На общем плане зритель не увидит подмены!».Один, два, три дубля. Наташа решительно подходит к режиссеру: «Леонид Иович! В фильме я все делаю сама и прыгать буду тоже сама. Я не боюсь ни камней, ни холодной воды». После некоторого раздумья Гайдай соглашается. Теперь прыжок снимается более крупно. Зритель видит, что это прыгает именно Нина. Нырнув и проплыв метров тридцать, Наташа выходит (вернее пулей выскакивает) на берег. В кустах ее раздевает медсестра, растирает спиртом и укутывает в одеяло. Наташа Варлей довольна. Раздается голос оператора Константина Бровина: «Придется переснять. На объектив камеры попали капли воды». И снова дубль, и снова медсестра с растиранием (конечно, в картину вошел первый дубль!)».[b]«Троица связывает Гайдая»[/b]Роль Нины поначалу озвучивала сама Наталья Варлей, но у нее это плохо получалось, поэтому вызвали профессиональную дублершу, популярную актрису Надежду Румянцеву.21 октября она начала озвучивать роль Нины. В эти же дни происходит ЧП: руководство «Мосфильма» требует от Гайдая изменить Саахову фамилию. Почему? Дело в том, что секретарем партийной организации киностудии одно время был человек со схожей фамилией – Сааков. Естественно, у многих могли возникнуть «неправильные» ассоциации, ведь Саахов в картине – персонаж отрицательный. Однако, чтобы переозвучить уже смонтированные куски, пришлось бы затратить уйму времени и средств. Что делать? Спас ситуацию Юрий Никулин.В те дни он по своим цирковым делам пошел на прием к министру культуры Екатерине Фурцевой и рассказал ей об этой ситуации. Фурцева встала на сторону Гайдая. Тут же, в присутствии Никулина, позвонила директору киностудии и спросила грозным голосом: «Что это там у вас собираются переозвучивать?» Тот, видимо, испугавшись, заявил: «Нет-нет, что вы! Никакого переозвучания не будет!» Так разрешилась эта проблема.16 ноября состоялся худсовет по картине. По сути, это был настоящий разгром фильма – выпускать его «в таком виде» худсовет отказался.Драматург Эмиль Брагинский, например, сказал, что «музыка хороша, кроме песни Никулина про султана, которая кажется пошловатой. А в троице лучше всех играет Никулин и хуже всех Вицин. Демьяненко вначале вял, вообще его можно несколько сократить». Драматурга поддержала критик Майя Туровская, которая сказала, что «троицу надо бы сократить» – на этот раз они все, включая и Нику лина, перекривлялись».Режиссер Эльдар Рязанов сообщил собравшимся, что «картина смешная, хорошо будет принята зрителем. Но хотелось бы поговорить о другом. У Гайдая уникальное дарование, но сейчас такое впечатление, что он застопорился в своем развитии. Это происходит в значительной степени из-за троицы. Эта троица связывает Гайдая. Он блестящ, когда связан с новым, свежим материалом, и тускнеет, когда связывается с троицей. Троица раздражает».Режиссер и худрук объединения «Луч», где снимался фильм, Иван Пырьев подвел итог собранию следующим заявлением: «Музыка в фильме неудачна. Она написана в стиле Таривердиева и кажется устаревшей, вторичной. Кроме того, музыка часто мешает действию и тормозит его.Так, погоню лучше сделать на шумах, а не на музыке. Вывод таков: картина получилась, но это не лучший фильм Гайдая».В заключении по фильму члены худсовета записали следующее: «Художественный совет творческого объединения «Луч» не может принять картину «Кавказская пленница» в настоящем ее виде и рекомендует съемочной группе внести в фильм поправки в соответствии с замечаниями, изложенными в этом решении».[b]Без Ильича не обошлось[/b]В течение двух последующих недель Гайдай сокращал картину, правда, ему хватило смелости учесть не все замечания, высказанные на худсовете. Поступи он иначе, фильм был бы загублен бесповоротно. Но Гайдай не зря считался гением монтажа.30 ноября фильм был показан генеральной дирекции «Мосфильма», которая приняла его без поправок.Однако с Госкино вышла «накладка». О том, что произошло, рассказывает Яков Костюковский: «Кавказская пленница» принималась вечером в пятницу, 23 декабря, одним большим начальником из Госкино. По тому, как он смотрел, уже было ясно, что ничего хорошего нас не ждет. Но когда зажегся свет, мы поняли: никаких замечаний, сокращений, переделок не будет. Большой начальник просто сказал: «Эта антисоветчина выйдет на экран только через мой труп». В понедельник мы собрались для окончательной расправы. Естественно, сотрудники Госкино нас уже не узнают – зачем, если фильм кладут на полку. И вдруг большой начальник заглатывает меня своими объятиями и лепит такой мужской с засосом поцелуй. Чиновники быстро ориентируются и кричат: «Какое там совещание! Давайте высшую категорию!» Мы в шоке. Но больше всего меня потряс самый большой начальник, который провозглашает: «Ну, что я вам говорил?» Конечно, если бы я был человеком принципиальным, я бы сказал: «Вы говорили, что фильм выйдет только через ваш труп». Но я молчу.Мы не просто теряемся в догадках, мы, повторяю, в шоке. Потом выясняется: после нашего предварительного разгрома, поздно вечером в пятницу в Госкино позвонили от Брежнева и попросили на выходные «что-нибудь посмотреть». Так «Кавказская пленница» попала на правительственные дачи, и кончилось это тем, что Брежнев позвонил в Госкино и поблагодарил за прекрасную комедию».Стоит заметить, что таким образом Брежнев спас не только «Кавказскую пленницу», но и «Белое солнце пустыни», и еще немало других шедевров, которые без него могли попросту не попасть к широкому зрителю.В январе 1967 года сценарно-редакционная коллегия Главного управления художественных фильмов разрешила выпустить картину на экран.25 января 1967 года Леонид Гайдай и директор фильма Л. Фрейдин обратились к руководству киностудии с просьбой выплатить постановочное вознаграждение создателям картины. В список тех, кому полагалось вознаграждение, попали 16 человек.Среди них были: Л. Гайдай (8000 рублей – общая сумма за фильм), К. Бровин (3000), Н. Варлей (450), В. Этуш (450), Ф. Мкртчян (200), Г. Вицин (450), Ю. Никулин (450). Как видим, из троицы в этом списке присутствуют только двое – фамилия Моргунова отсутствует.Премьера «Кавказской пленницы» в Москве состоялась в понедельник, 3 апреля 1967 года. Фильм одновременно начал демонстрироваться в 53 столичных кинотеатрах. И везде был аншлаг. Картина принесла его создателю Леониду Гайдаю еще больший успех, чем любая из предыдущих лент, – фильм занял 1-е место в прокате, собрав на своих сеансах 76,54 миллиона зрителей. До этого ни одному советскому режиссеру не удавалось собрать на своих фильмах столько зрителей.[b]ПРИХОДНЫЙ ОРДЕРСогласно бухгалтерским документам, съемочной группе фильма удалось снять картину с экономией денежных средств в размере [i]25 313 рублей[/i].[/b]По тем временам огромные деньги. Сами создатели фильма получили за работу над картиной следующие суммы:[b]Л. ГАЙДАЙ[/b] – [i]4140 рублей плюс 2000 рублей за сценарий[/i];[b]А. ДЕМЬЯНЕНКО [/b]– [i]5220 рублей[/i];[b]Н. ВАРЛЕЙ[/b] – [i]1219 рублей 24 копейки[/i];([b]Надежда РУМЯНЦЕВА[/b] за озвучание роли – [i]237 рублей 50 копеек[/i]);[b]В. ЭТУШ[/b] – [i]1800 рублей[/i];[b]Ф. МКРТЧЯН[/b] – [i]939 рублей[/i];[b]Ю. НИКУЛИН [/b]– [i]4238 рублей[/i];[b]Г. ВИЦИН [/b]– [i]3389 рублей 84 копейки[/i];[b]Е. МОРГУНОВ [/b]– [i]1979 рублей 50 копеек[/i];[b]Н. ГРЕБЕШКОВА[/b] – [i]279 рублей 40 копеек[/i].[b]КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ ИЗ ФИЛЬМА[/b][i]- Потом запишешь. Бери стакан.[/i]- Птичку жалко![i]- Садитесь. – Спасибо, я постою[/i].- Только без жертв![i]- Тост без вина – все равно что брачная ночь без невесты.[/i]- Так выпьем за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями![i]- Ошибки надо не признавать. Их надо смывать. Кровью![/i]- Баранов – в стойло, холодильник – в дом.[i]- Белая горячка. – Да, белый, горячий, совсем белый.[/i]- Будешь жарить шашлык из этого невеста, не забудь пригласить.[i]- Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса![/i]- Где у нас прокурор? – В шестой палате, где раньше Наполеон был.[i]- Грешно смеяться над больными людьми.[/i]- Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире![i]- Да отсохнет его карбюратор во веки веков![/i]- Жить, как говорится, хорошо. – А хорошо жить – еще лучше.[i]- И бесплатная путевка. – В Сибирь.[/i]- Как говорит наш замечательный сатирик Аркадий Райкин, женщина – друг человека.[i]- Машина – зверь, слушай![/i]- Бамбарбия. Киргуду. – Что он сказал? – Он говорит, если вы откажетесь, они вас зарежут. Шутка! – Шутка!